Человек как биологический и социальный индивид
Человек как биологический и социальный индивид...
Тема в разделе "Человеческая деятельность", создана пользователем Chehov-party.
16493
Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду — Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных. В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий в качестве исходного отличительного признака вида Homo sapiens выступает культура, играющая решающую роль в определении человеческих поступков. При этом природа человека признается бинарной, т. е. двойственной, включающей в себя как биологические, так и социальные характеристики. Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается нерешенным. Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность. Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность». Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности. Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессесоциализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.
А16. Политическая идеология относится кполитическим институтам
политическим нормам
политической культуре
политическим связям
А17. Оппозиционными называют политические партии, которые
принимают участие в парламентских выборах
разрабатывают и принимают законы
действуют незаконно, без официальной регистрации
критикуют политику правительства
А19. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?
А. Тоталитарный режим предполагает контроль государства над частной жизнью граждан.
Б. Тоталитарный режим исключает возможность граждан изменить свое социальное положение.
верно только А верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А20. Право как социальный регулятор всегда
исполняется всеми гражданами
является воплощением идеала справедливости
охраняется силой государства
поддерживается общественным мнением
А21. В товариществе на вере, в отличие от полного товарищества,
есть участники, которые несут риск убытков только в пределах внесенных вкладов
учредителями могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации
управление осуществляется по общему согласию, т. е. каждый имеет «право вето»
капитал разделен на доли (вклады)
А22. Уголовная ответственность наступает за
нарушение внутреннего трудового распорядка на предприятии
неисполнение договорных обязательств имущественного характера
нарушение правил пользования газом в быту
причинение тяжкого вреда здоровью
А23. Гражданин К. успешно прошел собеседование при приеме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе гражданина К. на 5 лет. Гражданин К. обратился в суд. Работодатель в данном судебном процессе является
ответчиком
подозреваемым
обвиняемым
истцом
А24. Верны ли следующие суждения об обязанностях налогоплательщиков?
А. Налогоплательщики не должны препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнений ими своих служебных обязанностей.
Б. Налогоплательщики имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными действиями налоговых органов.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А16 к политической культуре
а17 критикуют правительство
а 19 оба не верны
а20 право охраняется гос
а 21 имеют права вето
а22 тежкого вреда здоровью
а23 обвиняемым
а23 верны оба суждения
Вопрос 23 работодатели является ответчиком, а не обвиняемым т. К. Это гражданский спор
Вопрос а 19 верно только А
Право как социальный регулятор- это, прежде всего инструментальная ценность, т. е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов. Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп.
Даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно все же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит, - с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп. Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и ответственности, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями. Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима.
(С. С. Алексеев)
Задания:
3. Автор утверждает, что «…даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти…. Оно все же представляет собой социально ценное явление. » Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
4. Автор утверждает, что собственная ценность права зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
3.
1)Даже, когда право "работает" не на полную определяемую историческими условиями "мощность", и, более того, даже при авторитарных политических режимах, когда оно приобретает этатический характер, выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно всё же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное явление, по сравнению с тем, что ему противостоит, - с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп.
2)Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер.
Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол.
3)В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и упорядоченности общественных отношений, ответственности, заложены в субъективных правах, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями, в соединении с гарантиями, юридическими процедурами. Таким путём они сдерживаются до той грани, за которой свобода и активность могут обернуться неконтролируемым действованием, произволом, ничем неограниченной вольницей, хаосом.
4.
1)Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его "гуманитарного восхождения" - движения от права сильного к праву гражданского общества.
2)Право по своим свойствам - такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организовать и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности, и потому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию.
3)И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе - занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "индивидуальность", "политическая элита", "социальный контроль".
Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.
Социальный контроль — механизм поддержания социального порядка путем использования властных полномочий и санкций.
Само слово «личность», как многие другие психологические понятия,
широко используются в повседневном общении. Когда хотят
охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нём то как
о личности, то как об индивиде, индивидуальности. В психологии эти
понятия различаются. Индивид, индивидуальность – это конкретный чело-
век, во всём своеобразии своих физических и физиологических, психоло-
гических и социальных качеств и свойств. Но индивидуальностью, вообще
говоря, обладают не только люди. Каждый знает, как не похожи друг на
друга домашние животные – собаки, кошки, коровы: у каждого не только
своя внешность, но и свой «нрав». Однако никто никогда не говорит
о личности лошади или даже очень сообразительной овчарки.
Нет никакого сомнения в том, что все новорождённые младенцы
похожи друг на друга только на первый взгляд. Фактически каждый из них –
уже индивидуальность… Но не личность! Человек становится личностью,
а не рождается ею. Обязательно ли все становятся? Или только некоторые?
Как говорит психолог А. Асмолов, «Человеком рождаются, личностью
становятся, а индивидуальность отстаивают». Недаром же, наверное, можно
слышать об одном: «Настоящая личность!», а о другом: «Нет, это не
личность. Так, ни то ни сё». <…>
В психологии понятие «личность» чаще всего используют в двух
основных значениях. Во-первых, личность – это любой человек, обладающий
сознанием; по словам К. К. Платонова, «это конкретный человек или субъект
преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения
к нему». Другие психологи подчёркивают, что личностью следует называть
человека, достигшего определённого уровня психического развития. Этот
уровень <…> характеризуется тем, что в процессе самопознания человек
начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое,
отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень
психического развития характеризуется также наличием у человека
собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и
оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых
его собственным убеждениям воздействий среды. Необходимая
характеристика личности – её активность. Человек на этом уровне развития
способен сознательно воздействовать на окружающую действительность,
изменять её в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.
(Я. Л. Коломинский)
Задание: 1)Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте каждый из них. 2)
Какие три понятия используются для характеристики человека? Почему, по
мнению автора, индивидуальностью обладают не только люди?
3)Какие два определения личности привёл автор? Какую характеристику
личности он считает необходимой?
4)Используя факты общественной жизни и личного социального опыта,
приведите три примера самосовершенствования, саморазвития человека. 5)
Какие элементы личности, по мнению автора, делают человека относительно
независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды?
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный
социальный опыт, объясните важность подобной независимости. 6)
Почему, по мнению автора, личностью не рождаются? Как обществоведы
называют процесс становления личности? Используя обществоведческие
знания, укажите любые три группы, организации, участвующие в этом
процессе.
1) План текста:
1. Слово «личность». (Вступление)
1. 1. Личность, индивид, индивидуальность.
2. Понятие «личность».
2. 1. Что же такое личность?
2. 2. Понятие - «я».
2. 3. Характеристика личности.
2) Личность, индивид, индивидуальность.
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое), неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека.
Но ведь не только люди уникальны, разнообразны. Есть и животные, они не менее сложны и имеют свой характер и линии поведения, что и характеризует слово индивидуальность.
3) Цитирую: "В психологии понятие «личность» чаще всего используют в двух
основных значениях. Во-первых, личность – это любой человек, обладающий
сознанием; по словам К. К. Платонова, «это конкретный человек или субъект
преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения
к нему»."; "Другие психологи подчёркивают, что личностью следует называть
человека, достигшего определённого уровня психического развития."
4) Саморазвиваться можно по-разному, начиная с чтения книг, занятий йогой, или же записи на какие либо курсы. Саморазвитие - это есть ничто иное, как расширение своего кругозора. (Если мы говорим о мире внутреннем, конечно. ) (Но также можно совершенствоваться и развиваться в физическом плане. Для этого можно ходить на танцы или в спортивную секцию).
5) Собственные взгляды, отношения, моральные требования.
Чтобы личность была независима - она обязательно должна быть сильной. Нужно уметь думать самому, предлагать свои идеи, вдохновлять людей, быть уверенным - это качества сильной личности. Естественно, их гораздо больше, но я перечислила основные, на мой взгляд. Быть независимым очень важно, ведь подражать кому-нибудь или чему-нибудь мешает развиваться, быть собой, а главное - быть личностью.
6) Личностью не рождаются, а становятся. Почему? Люди не рождаются с какими-либо навыками и умениями, также они не рождаются с умением отстоять свою точку зрения, всё это приобретается с опытом, получаемом при решении жизненных проблем.
Дальше я не знаю.
Надеюсь, что помогла Вам.
Дан текст ответьте на вопрос: Дан текст ответьте на вопросы:
Свобода выступает как необходимая форма существования здорового общества, как форма его бытия. Но свобода всегда имеет какие-то границы и границы эти связаны с феноменом ответственности.
Свобода и ответственность должны выступать как главные, взаимосвязанные ориентиры развития человечества. Если в процессе реализации своего свободного выбора социальный субъект от человека до социальной группы и общества в целом игнорирует этику ответственности, то это путь к авторитарности, который, в конечном итоге, для общества может обвернуться тоталитаризмом.
Феномен социальной свободы связан с личностной потребностью в широком социальном пространстве для деятельности, целью которой является общественная самореализация, самоактуализация и самоутверждение индивида. Социальная свобода нормативна и подразумевает существование нравственных ограничений и регулятивов. Нравственность есть основа межчеловеческого общения, и только нравственные отношения между социальными субъектами можно назвать в полной мере свободными.
Именно человеческая деятельность, осуществляемая в рамках общества, служит основанием его внутренней системной целостности.
Каждый акт деятельности осуществляется в определенном пространстве, где бы человек, несущий в мир свое уникальное «Я», мог освоить и индивидуально воспринять существующий мир культуры для того, чтобы в этой культуре реализовать себя. Статус социального обретает любое явление, вовлеченное в силовое поле деятельности, выступающее как модус или атрибут этой социальной субстанции. Деятельность в широком смысле обозначает специфический способ существования, который выделяет людей из мира природы и противопоставляет ей. Внутренний мир личности способен трансформироваться во внешнее бытие личности только посредством поступка. Личность изначально несет ответственность за каждый свой поступок и всю деятельность и именно в этом смысле личность свободна изъявлять свою волю соответственно личным убеждениям и ответственности за них.
С4. Что лежит в основе социальной ответственности? Каковы ее виды?
В основе социальной ответственности лежит общественная природа поведения человека.
Социальная ответственность - сложная, собирательная нравственно-правовая, философская и этико-психологическая категория, изучаемая многими науками, но под разными углами зрения. Различают моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную и другие виды ответственности, которые в совокупности составляют родовое понятие "социальная ответственность".
Короткое эссе, Автор пишет: «Процесс социализации в традиционном обществе
осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных
ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали
в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм.
В современных условиях возросла необходимость качественно иных
способов подготовки и включения индивида в общество».
Какой тип общества имеет в виду автор под «современными условиями»?
Опираясь на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт,
приведите два пояснения авторской точки зрения, почему в современном
мире «возросла необходимость качественно иных способов подготовки и
включения индивида в общество».
Постиндустриальный тип общества. Для традиционного общества характерна монархическая форма правления, а для постиндустриального респуликанская, индивид участвует в формировании правительства, поэтому ему необходимы знания по политологии, изменилась и основная деятельность, ведь в традиционном основная масса населения была занята обработкой земли, сейчас преобладает деятельность в промышленности и сфере услуг, от индивида требуется образование, творчество, высока роль науки.
Кто может ответить хоть на что нибудь, желательно пополней овтеты, это на сессию:
1. Дать харак-ку понятиям индивид, инидивидуальность, личность. Типология личности.
2. Как происходит формирование человека как личности. Потребности и мотивы личности, социальные проблемы развития личности.
3. Что такое потребности и интересы. Социальные качества, интересы и поведения личности.
4. Что изучает наука философия, ее значение, основные направления.
5. Сущность и структура деятельности. Основные виды деятельности, их многообразие.
6. Процесс познания, его этапы, социальная роль познания.
7. Охарактеризовать научное познание, как высшую форму познавательной деятельности (этапы научного познания, логика-определение, наука, роль науки в жизни человека)
8. Исторические формы стратификации, классы, касты, сословия, современная стратификация.
9. Докажите, что общество является динамичной системой. Социальным перемещением, теория социальной мобильности ( соц. лифт, вертикальное, горизонтальное перемещение, изменении соц статуса)
10. Как происходит изменение социального статуса личности. Социальные роли личности. Престижность профессии и т. д, престиж в современном обществе.
11. Определение понятий брак и семья. Семья как социальный институт. Типы и виды, формы семейно-брачных отношений (классификация)
12. Проанализировать функции семьи, мотивы вступления в брак и разводов и перспективы в развитии семьи.
13. Исторический процесс. Многообразие путей и форм общественного развития (эволюция и революция)
14. Прогресс и регресс, противоречивость и критерии прогресса, традиции и инновации в развитии общества. Критерии прогресса. Почему прогресс противоречив.
15. Что изучает экономика как наука. Функии экономики и ее роль в жизни общества. Структура современного производства.
16. Виды собственности, основные элементы рыночных отношений, конкуренция и ее роль в экономическом развитии.
17. Бизнес и предпринимательство. Монополия и ее современное проявление. Роль малого и среднего бизнеса экономике. Акционерное общество.
1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"Реальность, которая описывается понятием "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека. Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств. Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки. По определению Р. С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3). Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность"с понятием "личность" Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр. ) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества. Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельст
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
1. Личность 1. Это существо, принадлежащее к биологическому
виду Ното sapiens
2. Человек 2. Это представитель человеческого рода, наделенный
особыми, отличными от других людей чертами
3. Талант 3. Специфические черты, которые выделяют человека
из совокупности себе подобных
4. Индивид 4. Это целостность социальных свойств человека,
продукт
общественного
развития
и
включения
индивида
в
систему
социальных
отношений
посредством активной предметной деятельности и
общения
5. Индивидуальность 5. Это осознание своей неповторимости как субъекта
деятельности в качестве члена общества
6. Воспитание 6. Человек, способный к активной социальной
деятельности
7. Модальная личность 7.
это принятый культурой соответствующего
общества тип личности, в наибольшей степени
отражающий особенности данной культуры
8. Социальный субъект 8. Это человек, разделяющий те же культурные
образцы, что и большинство членов данного общества,
это тип личности, наиболее распространенный на
данной территории и в данный момент времени
9. Самосознание 9. Процесс целенаправленного воздействия на человека
по формированию определенных качеств
10. Нормативная 10. Это устойчивая система связей индивидов,
(базисная) личность
сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с
другом в условиях данного общества
11. Социальные отношения 11. Это индивидуально-психические качества человекакоторые позвяоляют ему успешно приобретать знания,
умения и навыки
12. Социализация 12. Это ярко выраженная способность
13. Самовоспитание 13. Это талантливый человек, постоянно развивающий
свои способности и достигший высоких результатов в
своей деятельности социальных статусов и накопления
социального опыта
14. Гений 14. Это процесс, при котором человек сам воздействует
на себя, заставляя совершать те или иные поступки
Личность -4
Человек -1
Талант -12
Индивид -2
Индивидуальность -3
Воспитание -9
Модальная личность -8
Социальный субъект -6
Самосознание -5
Нормативная (базисная) личность -7
Социальные отношения -10
Социализация -11
Самовоспитание -14
Гений -13