Почему вопрос о смысле жизни становится перед людьми в кризисных ситуациях?( напишите 5-6 предложений)
Почему вопрос о смысле жизни становится перед людьми в кризисных ситуациях?( напишите 5-6 предложений)...
Тема в разделе "", создана пользователем Spasy.
16899
Когда у человека всё хорошо - он не задумываться по этому поводу. Человек просто радуется своей жизни, и ему некогда задавать себе такие вопросы. Но в когда его в жизни наступают тяжёлое для него время, зачастую в таких ситуациях становиться одиноко. Он начинает рассуждать об этом, и из-за этого возникают вопросы о смысле жизни.
СРОЧНО НУЖНО ВЫДЕЛИТЬ ОТСЮДА САМОЕ ВАЖНОЕ
Как свидетельствуют исследования, еще во времена античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению». Интересно, что в римском праве существовало два различных термина: jus — право и lex — закон.
Периодом поистине триумфального шествия «права по природе» стало Новое время. Русский правовед И. А. Покровский (1868—1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. — в эпоху, которой и дается по преимуществу название эпохи естественного права.
Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Напомним об уже известных вам крупнейших правовых документах, которые были приняты в этот период и вобрали в себя идеи естественного права: в США — Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции — Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включенное в содержание государственных документов, естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние).
Далее следует длительный период спада. Как вам известно из курса истории, конец XIX — первая половина XX в. отмечены гигантскими социальными катастрофами — кризисами, революциями, мировыми войнами.
Но история, как вы, возможно, замечали, любит парадоксы: именно эти потрясения и беды заставили человечество искать пути такого усовершенствования действующего (позитивного) права, которое могло бы пресечь всякую возможность установления тиранических режимов. Рано или поздно эти пути должны были привести к признанию естественного права. И в середине XX в. оно было вновь «открыто», для того чтобы продолжить выполнение своего гуманистического предназначения.
Утверждаясь в качестве юридической реальности, естественное право становится своего рода духовной основой демократических преобразований в целом ряде стран. В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее — объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, — Германия, Италия, Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение, причем приоритетное. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.
Какие же права относят к естественным, прирожденным, неотчуждаемым правам человека?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, что такое права человека. В науке есть такое определение: права человека — это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.
Удивительное по глубине и выразительности определение. Становится понятным, в чем состоит особенность (суть, отличительное свойство) естественных прав во всем бесконечном многообразии жизни (бытия) человека. Только права могут определить нормативно оформленную (т. е. закрепленную в норме) границу его свободы (меру свободы). Или, иначе говоря, свобода может быть определена только через нормы права (включающие также и обязанности).
Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека — его правам — относят прежде всего право на жизнь и все то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности, право иметь собственность, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Не станем далее перечислять известные вам права. Отметим только, что сегодня можно встретить разделение прав на основные и конституционные. Однако в науке существует вполне аргументированное мнение, что основные права человека — это и есть конституционные права. Следовательно, чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции.
Во времена античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению».
Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность.
Далее следует длительный период спада.
Рано или поздно эти пути должны были привести к признанию естественного права.
права человека — это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.
Только права могут определить нормативно оформленную (т. е. закрепленную в норме) границу его свободы (меру свободы).
К нормативно оформленным особенностям бытия человека — его правам — относят прежде всего право на жизнь и все то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности, право иметь собственность, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др.
ДокументФрагмент из эссе академика Д. С. Лихачева «Заметки о русском». До известных пределов утраты в природе восстановимы. .. Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей,— уже служившее людям. Даже сами реставраторы. .. Становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей. .. Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной. Вопросы и задания к документу Определите, в чем основная мысль приведенного отрывка. Объясните, почему невосстановимы утраты памятников культуры. Как вы понимаете выражение автора «нравственная оседлость»? Вспомните содержание параграфа и аргументированно объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры. Какие культурные механизмы задействованы в этих процессах? Подберите примеры варварского отношения к памятникам культуры.
Нравственная оседлость- процесс застоя народа как в духовном плане, так и в моральном, оседлость ведёт к необратимому регрессу. Памятники культуры помогают нам воскреснуть в этом жестоком мире, родиться заново духовно, смотря на них мы можем обратиться к нашим корням, предкам. Варварское отношение - снос храма Христа Спасителя, генерала Скобелева,
Прочитайте текст и выполните задания С1 - С4.Глобализация уходит корнями глубоко в толщу истории, и все же это феномен XX века. С данной точки зрения наше столетие можно определить и как век глобализации. Поэтому уроки XX века особенно значимы и важны для понимания ее перспектив.
Историки и политики еще долго будут спорить о богатейшем наследии уходящего века, но его идейно-политические итоги вряд ли будут пересмотрены в обозримом будущем. Вкратце они сводятся к следующему: права человека имеют основополагающее значение, демократия сильнее тирании, рынок эффективнее командной экономики, открытость лучше самоизоляции. Эта система ценностей и установок, создателем и активным пропагандистом которой исторически выступил Запад, получила широкое распространение и признание в современном мире. .. Впервые в истории абсолютное большинство живущих на Земле людей постепенно вырабатывают общее понимание основных принципов жизнеустройства.
Как сто и двести лет назад, конец века ознаменован новым научно-техническим переворотом. Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. В передовых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, более половины валового внутреннего продукта создается в интеллектуально емком производстве. Информационная революция, базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара. Она превращает индивидов в граждан мира. ..
Среди внушительного комплекса проблем, требующих объединения усилий жителей Земли, на первом месте, бесспорно, состояние окружающей среды. Сегодня оно столь тревожно, что под вопросом выживание человечества как высокоразвитого, цивилизованного сообщества. Положение усугубляет большая инерционность процессов в биосфере. Чтобы остановить и повернуть вспять разрушительные тенденции, требуется многолетняя мобилизация огромных ресурсов.
Небывалая интенсивность связей между людьми, отдельными группами, народами, государствами, цивилизациями делает индивидов человечеством, открывает вселенский простор для сил добра и зла. Глобализация подрывает основы «островного сознания». При всем желании в Современном мире нельзя надолго, а тем более навсегда, изолироваться от глобальных проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим.
(В. Кувалдин)
С 1. В чем, по мысли автора, проявился научно-технический переворот конца XX века? Укажите три проявления.
С 2. Какие идейно-политические итоги XX века привел автор? Назовите любые четыре. Каким термином обществоведы называют процесс реализации новой системы ценностей, сложившейся к XX в. ?
С3. Какую из глобальных проблем автор считает наиболее актуальной? С опорой на факты общественной жизни и знания курса приведите два примера, подтверждающих оценку автора.
С4. С опорой на содержание текста объясните употребленный автором термин «островное сознание». С опорой на текст, знания курса и факты общественной жизни приведите два проявления «островного сознания» в современном мире.
С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностных отношениях.
С 6. Каждый человек в своей жизни сталкивается с экономическими явлениями, которые оказывают на него заметное влияние. Приведите три примера влияния экономических явлений на жизнь человека.
C1: "Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. В передовых странах [...] более половины валового внутреннего продукта создается в интеллектуально емком производстве"
C2: "Права человека имеют основополагающее значение, демократия сильнее тирании, рынок эффективнее командной экономики, открытость лучше самоизоляции". Глобализация.
C3: "Состояние окружающей среды". Можно упомянуть глобальное потепление, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, таяние ледников, повышение уровня мирового океана, вымирание животных видов и т. д.
C4: Островное сознание - это устройство жизни древних племенных народов, которые практически не взаимодействовали с другими племенами и народностями. Сегодня, в эпоху глобализации, такой способ жизни становится невозможным. Примеры: неучастие в глобальных мировых процессах.
На выбор:
1. Выдающийся русский композитор П. И. Чайковский
говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни
было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий».
Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли
вы его позицию?
2. Марк Твен дал такое ироническое определение классической (высокой) литературы: «Классика — то, что каждый
считает нужным прочесть и никто не читает». А каково ваше отношение к классике (литературной, музыкальной, изобразительной)?
3. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «людям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) маргинальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме
элиты? Поясните свой ответ.
4. Английский писатель О. Хаксли считал, что причина
ми успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что могли бы
вы добавить в этот перечень?
5. Сравните две позиции современных культурологов по
вопросу о влиянии тиражирования на художественную ценность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает
искусство его ауры; оно становится повседневностью, нераз
личимым фоном жизни, а его восприятие — обыденным
действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творения
ми культуры не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригинала».
Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массовому тиражированию.
6. О том, каким передачам по радио отдают предпочтение слушатели столичного региона, говорят следующие по
лученные в одном из недавних социологических опросов
данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%,
общественно-политические программы слушают постоянно
23%, концерты по заявкам — 21%, образовательные, науч
но-популярные программы — 17%, спектакли и драматические передачи — 10%, хит-парады — 9%.
Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.
1. Да разделяю, ведь музыка бала всегда чаще часть души человека он пытался вложить информацию события и чувства.
2. Класски для каждого по своему ведь я например сторонник нового света 2000 мне легче говорить и рассуждать на новое двежение чем на старое поэтому для меня классика скучна и не интересна.
3. 3) Ведь все люди живут и обходятся малым но лишь элита имеет дорогие яхты доиа и т. д.
4. Последняя портчина: он говорит о том как люди с помощью культуры показывают правду истину, чувсва. То что если люди описывают в музыке душевную боль по поводу чего либа и это было у тебя в жизни и у многих людей значит это истина.
5. 2) Она не теряет своей ауры а позволяет показать авсем людям его уникальность. Пример: Мумии.
6. Да потомучто население слушает музыку канцерты и многое другое. Продукты массовой культуры.
Удачи. Напиши правильно ли все; )
Прочитайте текст и выполните задания C1-C5
Религия − то, что делает человеческую жизнь осмысленной. Это происходит благодаря тому, что религия даёт картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, всё то, что сокрушает надежды, всё это оказывается обладающим значением и смыслом. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чём оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живёт. Религия ориентирована на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни.
Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Можно сравнить религию в этом её качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознать себя как общность, скреплённую едиными ценностями и общими целями.
Делая священными нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку всё же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательств − очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.
(По В. И. Гарадже)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Какими способами, по мнению автора, религия способствует стабильности общества? Назовите два способа.
С3. Автор утверждает, что религия делает человеческую жизнь осмысленной. Используя содержание текста, назовите две причины, по которым это происходит.
С4. В чём, по мнению автора, проявляется объединяющая функция религии? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два примера выполнения религией данной функции.
С5. Изменившиеся жизненные обстоятельства Елены вызвали у неё сильные душевные переживания. В этот период своей жизни Елена стала последовательницей одной из мировых религий. Используя содержание текста, укажите, почему обращение к религии оказалось связано с переживаниями Елены.
Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
С1.
1. Благодаря религии жизнь становится осмысленной.
2. Религия делает человека сильнее
3. Религия делает общество стабильным
С2. Религия способствует стабильности общества двумя способами: устанавливает нормы и располагается способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательств.
Нормы и ожидания, входящие в содержание роли, тесно взаимосвязаны.
Норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать
общепринятым в некой группе. В такой формулировке роль есть нормативный
образец, структурная, но не поведенческая характеристика. Она – часть
социальной позиции, но не выражение этой позиции в действии. Социальные
нормы – предписанные правила поведения – характеризуют не только статус, но
и роль. Можно даже выразиться так: благодаря нормам, структурным
характеристикам социального пространства, только и становится возможным
ролевое поведение. Благодаря им оно, собственно говоря, и организуется
соответствующим образом.
<…> Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения
миллионам исполнителей ролей. Без социокультурных норм бессмысленно
говорить о каких-либо ролях. Но сами нормы задаются извне (хотя реализуются
внутри роли). Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и
ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы
суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди
должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью
строгости <…> нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к
другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще,
чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов
определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с
начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных
отношений в группе, обществе.
Нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека
окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы
движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по
левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При
нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно
действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если
партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало
быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая
включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие,
ожидание, оценку и средства
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ
С1. Укажите три смысла (значения), в которых понятие «социальная норма»
употребляется в тексте.
С2. Используя содержание текста, объясните, как связаны между собой понятия
«социальные нормы» и «социальная роль». Приведите пример любой нормы,
выражающейся в ролевом поведении.
С3. Автор отмечает, что «нормы – это также и обязанности одного лица по
отношению к другому или другим лицам». Приведите любые три примера
обязанностей старшеклассника в любых сферах его жизни.
С1) Норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать общепринятым в некой группе. Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения миллионам исполнителей ролей. Нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.
С2) Социальные нормы – предписанные правила поведения - характеризуют не только статус, но и роль. Пример: когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. (Каждый пешеход выполняет свою роль)
С3) Старшеклассник обязан уважительно относиться к старшим, учиться, исполнять закон
Задания 1-10. Выберите 1 верный вариант ответа (10 б)
Отношение человека к окружающему миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает, - всё это составляет его
Психику 3) знание
сознание 4) общение
Верны ли суждения о человеке:
А. Для нормального развития человеку необходимо общение.
Б. Человек растет и развивается в обществе.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о личности:
А. Сильной личностью можно считать человека, который умеет отказаться от личных баг и интересов, когда нужно помогать другим.
Б. Сильной личностью можно считать хорошо развитого в физическом смысле человека.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Галина обладает уникальными музыкальными способностями. Этот пример характеризует человека как
1) личность 2) гражданина 3) индивида 4) индивидуальность
Чертой, характерной для деятельности человека, является:
Активность 3) творческий характер
Движение 4) инстинктивный характер
Верны ли следующие суждения о деятельности человека:
А. Для успешного достижения цели необходимо тщательно обдумывать свои поступки.
Б. Цель деятельности должна соответствовать средствам ее достижения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
К биологическим потребностям человека относят потребность в:
Труде 2) общении 3) познании 4) отдыхе
Человека отличает от животного:
1) способность производить орудия труда, использовать их;
2)способность заботиться о потомстве
3) способность к продолжению рода
4) инстинкт самосохранения
Запишите пропущенное слово:
Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относится к чертам, присущим только индивиду и не характерным для личности. Найдите и запишите «лишнюю» характеристику.
Темперамент, самостоятельность мышления, развитая самооценка, развитая сила воли, способность к деятельности.
Установите соответствие между описанием потребностей и их видами (2 б).
Описание потребностей
Виды потребностей
А) стремление к общению с друзьями
Б) любовь к чтению
В) желание носить теплую одежду
Г) желание сделать карьеру
Д) потребность во вкусной пищи
1) социальные
2) духовные
3) биологические
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
В приведенном списке указаны черты сходства и различия человека и животного. Запишите в первую колонку черты сходства, а во вторую – черты различия (2 б).
членораздельная речь
Инстинкты
Творческие способности
Забота о потомстве
Черты сходства
Черты различия
Вставьте пропущенные слова в тексте (2 б)
Как бы ни была разнообразна (А)____ человека, она направлена на удовлетворение его (Б)_____. В процессе деятельности человек опирается на свои (В) _____. Трудно представить деятельность
человека без (Г)___ между людьми.
1) общение 2) деятельность 3) способности 4) потребности
Запишите результаты в виде таблицы:
А
Б
В
Г
Прочитайте текст и ответьте на вопросы (2 б)
Чем, по мнению автора, деятельность отличается от поведения?
На какие этапы можно разделить деятельность?
Деятельность (активность)- процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с субъектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).
Пример: если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек – актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.
Деятельность можно разделить на этапы- цель, действия, результат.
15. Ответьте на вопросы, аргументируя свой ответ (2 б).
Итальянский ученый, мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли утверждал: «Цель оправдывает средства».
Как вы понимаете высказывание Н. Макиавелли?
Согласны ли вы с такой позицией?
1. Сознание
2. верны оба
3. верно только А
4. индивидуальность
5творческий
7. Труде и отдыхе (вода, еда, сон) - это биологические потребности. Больше сказать не могу, извиняюсь
На выбор:
1. Выдающийся русский композитор П. И. Чайковский
говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни
было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий».
Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли
вы его позицию?
2. Марк Твен дал такое ироническое определение классической (высокой) литературы: «Классика — то, что каждый
считает нужным прочесть и никто не читает». А каково ваше отношение к классике (литературной, музыкальной, изобразительной)?
3. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «людям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) маргинальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме
элиты? Поясните свой ответ.
4. Английский писатель О. Хаксли считал, что причина
ми успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что могли бы
вы добавить в этот перечень?
5. Сравните две позиции современных культурологов по
вопросу о влиянии тиражирования на художественную ценность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает
искусство его ауры; оно становится повседневностью, нераз
личимым фоном жизни, а его восприятие — обыденным
действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творения
ми культуры не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригинала».
Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массовому тиражированию.
6. О том, каким передачам по радио отдают предпочтение слушатели столичного региона, говорят следующие по
лученные в одном из недавних социологических опросов
данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%,
общественно-политические программы слушают постоянно
23%, концерты по заявкам — 21%, образовательные, науч
но-популярные программы — 17%, спектакли и драматические передачи — 10%, хит-парады — 9%.
Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.
Я выберу высказывание Олдоса Хаксли «причинами успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин».
Последняя причина «высокие истины», на мой взгляд, предполагает ценности широко распространенные в общественной среде, в обыденном сознании, так как они в итоге подтверждаются массовой культурой. Ключевой момент – обыденное сознание.
Безусловно, это не есть что-то высокое и мало похоже на искусство. Речь идет именно о тех истинах, которые распространены и с которые разделяет большая часть общества, уповающая на массовую культуру. Ведь почему массовая культура предлагается в таком количестве? Потому что есть спрос.
Я бы добавила одним из критериев «синтез» как отсутствие анализа. Массовая культура дает продукт, который не нужно анализировать. Запоминающаяся песня без смысла, яркие крикливые цвета, сумасшедший сценарий – это все проявление продукта, который не нужно обдумывать, рефлексировать над ним. Потому и говорят, что телевизор (по большей степени, из-за массовой культуры) зомбирует. Массовая культура создана для того, чтобы на нее смотреть, ни о чем не думать. Это подается в плане досуга, хотя по сути это самая настоящая прокрастинация.