Что вы можете сказать о современной политической элите России?
Что вы можете сказать о современной политической элите России?...
Тема в разделе "Экономический рост", создана пользователем Rusdrive.
18242
С развалом СССР и политическим банкротством КПСС в России значительно увеличилась социально-экономическая и политическая мобильность. Если раньше в период господства партийно-государственной номенклатуры в СССР существовала закрытая система формирования политической элиты (из узкого привилегированного слоя), то в условиях начавшихся реформ старая система формирования элит была в основном разрушена. На вновь возникшие политические «вакансии» стали претендовать и представители из низших социальных слоев общества. Однако старая советская номенклатура не спешила уступать свои позиции. Она быстро отошла от идей социализма и коммунизма, которые еще совсем недавно так настойчиво проповедовала, и, по сути, возглавила переход бывшего советского общества к «новому» капиталистическому обществу. Так, в большинстве бывших союзных республиках, ставших независимыми суверенными государствами, президентский пост заняли представители прежней высшей советской номенклатуры. Большинство российских регионов (субъектов РФ) также возглавила местная партийно-государственная элита советского образца. А окружение российского Президента в начале 90-х гг. на 75 % состояло из представителей бывшей советской номенклатуры. В отдельную социальную группу, из представителей которой также формировалась новая политическая элита, можно выделить так называемых хозяйственников (директорский корпус), которые сумели «приватизировать» предприятия и целые отрасли промышленности, ранее находившиеся под их формальным управлением. К их числу можно отнести и так называемых бывших «теневиков», имевших опыт полузаконной предпринимательской деятельности, который в условиях либерализации экономики способствовал их быстрому экономическому росту и политическому весу. Наряду со старой партийно-государственной номенклатурой и хозяйственниками на роль новой российской политической элиты прете ндо ват и наиболее активные и амбициозные представители различных слоев общества. Например, представители научной интеллигенции, преимущественно с экономическим и юридическим образованием, стали активными участниками государственного и партийного строительства и основными идейно-теоретическими разработчиками и проводниками новых для постсоветской России либерально-демократических, рыночных реформ. В ходе развития (трансформации) политической системы в 90-е гг. XX в. и в начале XXI в. социальный состав политической элиты и удельный вес политического влияния различных групп политиков и политических институтов меняется. Динамика изменения политического влияния различных групп полит
1. Что такое политика и какова ее роль в жизни общества?
2. Какова природа политической власти?
3. Что такое разделение властей?
4. Как формируется государство и каковы его функции?
5. О каких формах правления вам известно?
6. Что такое национально-государственное устройство?
7. Какими бывают политические режимы?
8. Как связаны между собой понятия «гражданин» и « гражданство » ?
9. Как происходит участие граждан в политической жизни?
10. Что такое выборы и референдум?
11. С какими партиями вы познакомились, как они функционируют?
12. Что такое одно- и многопартийность?
13. О каких политических реформах в современной России вы можете рассказать?
1. Понятие, источники и виды власти
Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха.
Различают следующие виды власти, политическую, экономическую, социальную, законодательную, исполнительную, судебную, информационную, военную, теневую.
Одним из основных видов является политическая власть. Это обусловлено тем, что она охватывает, направляет и регулирует жизнь в обществе и государстве, господствует над всеми другими видами власти. Политическая власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Поли́тика (греч. Πολιτική — «искусство управления государством») — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов.
Политика существует в различных ипостасях (формах) в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение.
7. Верны ли следующие суждения?
А. Средства
массовой информации как политический институт оказывают значительное
воздействие на позиции избирателей на выборах.
Б. Средства массовой информации как политический
институт в демократическом обществе свободны от цензуры.
А) верно А
Б) верно Б
В) верны оба
Г) оба неверны.
8. Какой тип избирательной системы
действует в стране, если выборы в представительные органы осуществляется по одномандатным избирательным округам и победителем считается кандидат, набравший 50 +1 голос:
А) мажоритарная
Б)пропорциональная
В)смешанная
Г) правовая
9. В демократическом государстве закон
принимается
А) парламентом
Б)премьер-министром
В)судьями
Г) прокурором
10. Политическая партия:
А) участвует в борьбе за власть
Б) является частью социальной
структуры общества
В) осуществляет руководство
экономикой
Г) взимает налоги с населения.
Часть В
В1. Какие требования являются обязательными для избирательной системы в
демократическом обществе? Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания:
1. Имущественный ценз
2. Безальтернативность выборов
3. Ценз гражданства
4. Открытое голосование с
информацией о выбранном кандидате
5. Равенство голосов
избирателей.
В6. Что является лишним в ряду?
А) авторитаризм, традиционализм, тоталитаризм.
Б) характерные признаки
тоталитаризма: вторжение государства в жизнь каждого
человека, верховенство закона во всех сферах жизни общества, атмосфера страха и репрессии, культ личности.
Часть С
С1. Угрожает ли демократии многообразие точек зрения в средствах массовой
информации? Аргументируйте свой ответ.
С2. Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в
современной России.
С3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая
система»? Составьте два предложения, дополняющие информацию о политической
системе.
С4. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты
Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного
избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21%
голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Аргументируйте
свой ответ.
С5. Назовите не менее трех функций СМИ.
Могу ответить только на следующие:
8-А ( мажоритарная)
9-А (парламентом)
10-А (борьба за власть)
Часть В
в. 1
3. Ценз гражданства
4. Открытое голосование с
информацией о выбранном кандидате
В6. Что является лишним в ряду?
А) традиционализм,
Б) характерные признаки
тоталитаризма: ЛИШНЕЕ: верховенство закона во всех сферах жизни общества
С4. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты
Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного
избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21%
голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Аргументируйте
свой ответ. ДА можно, так как согласно мажоритарной системе победителем считается тот кандидат, который получает на выборах абсолютное или относительное большинство голосов.
1. Что такое политика и какова ее роль в жизни общества?
2. Какова природа политической власти?
3. Что такое разделение властей?
4. Как формируется государство и каковы его функции?
5. О каких формах правления вам известно?
6. Что такое национально-государственное устройство?
7. Какими бывают политические режимы?
8. Как связаны между собой понятия «гражданин» и « гражданство »?
9. Как происходит участие граждан в политической жизни?
10. Что такое выборы и референдум?
11. С какими партиями вы познакомились, как они функционируют?
12. Что такое одно- и многопартийность?
13. О каких политических реформах в современной России вы можете рассказать?
ПОЛИ́ТИКАЖенский род1. Деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы. "П. — концентрированное выражение экономики"2. Вопросы и события общественной, государственной жизни.
Ответить на вопросы.1) Обьясните, можно ли гражданину современной России не работать? Не повлияет ли это на положение неработающего на соблюдение остальных его прав?
2)Вы уже выбрали профессию, которой посвятите себя через несколько лет? Подумайте, будет ли она востребована, сможете ли вы реализовать в ней свои способности( моя будующая профессия стамотолог)?
3) Может ли законодательство о труде рф удовлетворить те требования, которые предъявляет современная молодежь к работе?
1) Нет, нельзя. Повлияет. Например, он не сможет пользоваться услугами банка(т. е. Взять кредит)
2)Да. Конечно будет потому что у людей часто болит зуб и им нужно его лечить.
3)Нет не всегда. Т. к. Молодежь хочет получать высокую зарплату, но чтобы получать ее нужен опыт, коего зачастую нет у них.
P.S. Стоматолог
Билет № 1 1Человек, индивид, личность.
2Деньги. Банковская система.
Билет № 2
1Формирование характера.
2Правонарушение, проступок и преступление как
виды противоправного поведения.
Билет № 3
1Деятельность. Виды
деятельности.
2Трудовое право. Трудовой
договор.
Билет № 4
1. Мировоззрение, типы мировоззрения.
2. Административное право. Административное правонарушение и ответственность.
Билет № 5
1. Проблема познаваемости мира.
2. Права и свободы
человека и гражданина.
Билет № 6 1 Межличностные
конфликты.
2Президент
Р. Ф. - глава государства.
Билет № 7
1. Общество,
как сложная динамическая система.
2. Право в системе социальных норм. Признаки и
функции права.
Билет № 8
1. Процессы
глобализации.
2. Законодательная
власть Р. Ф. Федеральное собрание.
Билет № 9
1. Роль
науки и образования в жизни общества.
2. Основы конституционного строя Р. Ф.
Билет № 10
1. Понятие культуры. Духовная культура личности и
общества.
2. Основные формы права. Обычай, прецедент, договор.
Билет № 11
1Религия, как феномен культуры
2Гражданское право. Правоспособность и дееспособность
граждан
Билет №12 2Социальные
отношения. Социальная стратификация.
2. Уголовное право.
Виды преступлений.
Билет № 13
1Мораль. Основные принципы и формы морали
2. Рыночная экономика; Ее становление в России.
Билет
№ 14
1. Виды
социальных норм. Девиантное поведение.
2. Понятие
«Экономика». Микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика.
Билет
№ 15
1. Молодежь, как
социальная группа
2. Уголовное наказание.
Освобождение от уголовной ответственности.
Билет
№ 16
1. Семья, как
малая социальная группа
2. Рыночная экономика. Закон спроса и предложения
Билет № 17
1. Роль
семьи в жизни общества
2. Рациональный
потребитель и рациональный производитель.
Их отличительные черты.
Билет
№ 18
1. Политика и
власть. Роль государства в политической системе.
2. Формы
собственности в современной России.
Билет
№ 19
1. Политические
режимы. Типы государственного устройства
2. Уголовное право.
Преступление, его признаки.
Билет № 20
1. Личность и государство. Политический статус личности.
2.
Исполнительная власть Р. Ф. Правительство
Р. Ф.
Билет № 21
1Политическая элита и политическое лидерство.
2. Правомерное поведение, его виды.
Билет № 22
1. Классификация политических партий.
2Понятие «Безработица». Виды безработицы
Билет № 23
1. Мировые религии. Буддизм, христианство, ислам (по выбору)
2. Типы экономических систем /краткая характеристика/.
Билет 24
1. Правовое государство и его признаки.
2 Уголовная
ответственность. Ответственность несовершеннолетних.
Билет
25
1. Внутренние
и внешние функции государства.
2. Семейное право. Порядок
заключения и расторжения брака.
Билет 1
1) Человек - вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время.
Индивид - отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.
Личность - это индивидум каждого человека. "Личностью не рождаются, личностью становятся".
2) Деньги - специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. При помощи денег выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.
Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.
Билет 2
1) Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
- доброта-эгоистичность,
- общительность-замкнутость,
- отзывчивость-безразличие.
Б В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.
Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера. Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты".
Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:
- суждения окружающих людей о жизни,
- поступки окружающих людей,
- художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),
- кино и другие медиа-образы,
- господствующая идеология в обществе.
Вопрос N7
Субъектом
собственности являются:
1)ценные бумаги
2)машины и механизмы
3)государственные
органы
4)основные
производственные фонды
Вопрос N8
Проанализируйте данные о структуре
капитала в странах Запада и Японии в 1800-1998 гг. Какие изменения произошли в
структуре капитала?
Структура капитала в
странах Запада и Японии (в %)
1)во второй половине
ХIХ в. отмечено сокращение машин и оборудования в структуре капитала.
2)в первой половине ХХ
в. человеческий капитал составлял более 50% в структуре капитала.
3)расходы на
образование стали преобладающими только в последние три десятилетия ХХ в.
4)существенных
изменений в структуре капитала в течение ХХ в. не произошло
Вопрос N11
В стране N был проведен опрос, в ходе
которого респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Согласны ли вы с
высказыванием о социальной справедливости: социальная справедливость означает,
что все люди обладают доходами, достаточными для безбедного существования?»
Результаты опроса
представлены в таблице (в%): Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?
1)Несогласных с
высказыванием оказалось больше, чем согласных
2)Более половины
граждан страны N согласились с высказыванием
3)Большинство граждан
страны N считает, что необходимо все разделить поровну
4)Те, кто затруднились
с ответом, принадлежат к зажиточным слоям общества
Вопрос N12
Верны ли следующие суждения о социальной стратификации.
А. Одним из критериев социальной стратификации является образование.
Б. Основой социальной
стратификации является выделение классов.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения
неверны
Вопрос N13
Лидер оппозиционной партии выступил на собрании перед своими
сторонниками с изложением партийной программы. Какую из функций политической
партии в обществе иллюстрирует этот пример?
1)мобилизация граждан
на поддержку правительственных решений
2)продвижение лидеров
партии в органы исполнительной власти
3)разъяснение целей и
задач партии рядовым партийцам
4)организация
наглядной агитации и пропаганды
Вопрос N15
В государстве Н глава государства
избирается всенародным голосованием, он является верховным главнокомандующим,
обладает правом отлагательного вето при принятии законов. Какой форме
правления присуща такая организация власти?
1)президентской
республике
2)парламентской монархии
3)абсолютной монархии
4)парламентской
республике
Вопрос N16
В рыночной экономике в отличие от командно-административной
1)производители самостоятельны в решении вопросов производства
2)государство
определяет объемы производства товаров и услуг
3)стабилен уровень
жизни населения
4)осуществляется
уравнительное распределение доходов
Вопрос N18
Работники стремятся
снижать затраты производства, так как получают часть дохода предприятия,
участвуя в управлении. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод
о том, что это предприятие акционерной формы собственности?
1)предприятие внедряет
новые технологии
2)объемы производства
зависят от величины спроса
3)предприятие вправе
выпускать ценные бумаги
4) предприятие
использует труд наемных работников, оплачивая его из своих прибылей
Вопрос N22
Верны ли следующие
суждения о социальных процессах в современной России?
В современной России
происходит формирование среднего класса.
В современной России
существует проблема маргинализации общества.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
Вопрос N24
Прямая демократия в
России нашла свое воплощение в
1)работе
Государственной Думы
2)деятельности
представительных органов субъектов РФ
3)принятии федеральных
законов
4)принятии Конституции
РФ 1993 г. путем референдума
Вопрос 7 - правильный ответ 3 государственные органы
Вопрос 8 - ответ 2
Вопрос 11 - нужны данные таблицы (какой процент распределения по ответам)
Вопрос 12 - ответ 3 верны оба суждения
Вопрос 13 - ответ 3
Вопрос 15 -ответ 1 президентская республика
Вопрос 16 - ответ 1
Вопрос 18 - ответ 3
Вопрос 22 - ответ 1
Вопрос 24 - ответ 4
О каких политических реформах в современной России вы можете рассказать?( коротко)
С 2006 г. действует ФЗ "О политических партиях", который устанавливает минимальную численность от 10 тыс. человек и требует иметь филиалы партии в регионах.
2012 г. - принят закон по которому политическая партия, которая не принимает в течение семи лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации.
По мнению английского философа XVI в. Томаса Гоббса, государство существовало не всегда. Сначала была война всех против всех, и в ней человек сам должен был себя защищать. Постепенно люди пришли к идее «общественного договора»: они как бы заключили неписаный договор о том, что часть своей свободы они отдают государству, т. е. обязуются ему повиноваться, а взамен оно обязуется их охранять от разбойников и внешних врагов. Таким образом, главная цель государства — охрана своих подданных, забота о них.
Первое государство возникло на Древнем Востоке много тысяч лет назад, и до нашего времени значительное число народов стремится создать свою государственность. Древние греки перепробовали все виды и формы правления: монархию (власть одного, покоящуюся на законе), тиранию (беззаконную власть одного человека), олигархию (беззаконную власть группы богатейших людей), демократию (власть народа) и охлократию (власть толпы).
Демократия, наверное, лучшая форма государства: всеобщее избирательное право, всеобщая выборность, когда любой человек, достигший определённого возраста и умственно здоровый, может быть избран в органы власти, наконец, соблюдение прав и свобод каждого человека. Правда, в древнегреческой демократии рабы считались имуществом и прав не имели. Однако в мировой истории и демократии, и монархии нередко тяготели к узурпации власти, подавлению прав и свобод личности.
Чтобы этого избежать, английский философ Джон Локк и французский мыслитель Шарль Монтескьё предложили принцип разделения властей, который, постепенно развиваясь, к настоящему времени требует наличия в обществе трёх ветвей власти: законодательной власти (парламент); исполнительной власти (правительство); судебной власти. Свободную прессу вместе с иными средствами массовой информации (СМИ) сейчас называют четвёртой властью.
Все эти ветви власти самостоятельны, но при этом контролируют друг друга и делают невозможным захват власти каким-нибудь одним лицом или политической организацией.
(По материалам энциклопедии для школьников. )
Как автор текста объясняет причину заключения общественного договора? Какая главная цель государства названа в тексте?
Как гражданское общество может повлиять на развитие демократии в стране? (Используя текст и обществоведческие знания, укажите любые три направления влияния. )
В чём, по мнению автора текста, состоит принцип разделения властей? Опираясь на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, объясните, почему СМИ называют «четвёртой властью».
Как названные в тексте признаки демократического государства проявляются в современной России? Используя текст, укажите любые два признака и проиллюстрируйте их на примере современной России.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Подтвердите двумя аргументами мысль автора о том, что разделение властей делает невозможным захват власти каким-либо одним лицом или организацией.
Кошмар, могу сказать только одно, Гоббс был сторонником одной из теории происхождения государства, теории насилия.