Материальная культура - это. ..
Материальная культура - это. .....
Тема в разделе "Духовный мир человека", создана пользователем Plov.
18520
Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.
Материальная культура подразделяется на:
— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.
Понятие духовной культуры:
— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр. ),
— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр. ).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Материальная культура народа выражена в исторических зданиях, церквах, домах, памятниках, картинах, одежде, домашней утвари, оружие созданных их предками.
Духовеая культура представляет собой научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т. д.
Независимо от того какая это культура их объединяет одно- что они хранят в себе традиции, обычаи, нравы и память народа.
Материальная культура - культура ума, технологий, прогресса. Она развивается день ото дня, то, что интересно сегодня - не будет актуально через неделю.
Духовная культура - напротив - собирается веками и тысячелетиями, отсеивается ненужное, остается истинное. Это народное творчество, религии, традиции стран мира.
Эти две разные культуры - две стороны одной медали. Они дополняют друг друга, заполняя пробелы друг в друге.
Пример - театр. То, что в нем идут спектакли - достижение духовной культуры, но ведь пьесу не сыграть под открытым небом. Нужны вложения. Материальные. Вот тебе и материальная культура.
Общее в этих двух культурах - сохранение и приумножение духовного капитала.
Парочку догадливаюсь только
3. Буржуйство
4. Личность
5. Ворюга
6. Духовность
7. Прилагательные
8. На ие
1)Проторелигии
2)Санкции
3)Факторы производства
4)Личность
5)Выборы
6)Культура
7)Ответственность
8)Мышление
9)Институт брака
Например, объектами.
Объекты материальной культуры - орудия труда, одежда, оружие, постройки и так далее.
Объекты духовной культуры - моральные и религиозные принципы, легенды, эпосы, сказки, социальное устройство группы.
или элементами.
Элементы материальной культуры-предметный мир, технологии, техническая культура.
Элементы духовной культуры-идеальные формы, субьективная духовность, интегрирующие формы дух. культуры
В основе формирования любой способности человека лежит общение с артефактом, т. е. предметом, созданным искусственным путем. Но между такими артефактами есть принципиальная разница, связанная с противоположностью материальной и духовной культуры.
Смысл и назначение предмета - вот критерий различения материальной и духовной культур.
В науке существует понятие первичных органических потребностей, к которым относятся потребности организма в пище, сне, тепле и т. п. Эти материальные потребности человек удовлетворяет не так, как животное, а с помощью предметов культуры. А в результате те элементы "неорганического тела" человека, которые обслуживают его органические потребности, мы относим к материальной культуре.
В противоположность этому духовной культуре принадлежит только то, чье предназначение находится за пределами практической пользы. И. Кант в свое время подчеркнул, что интерес к произведению искусства не связан с какой-либо пользой или выгодой. То же касается науки и религии. Люди способны пожертвовать многими благами и даже жизнью во имя своих принципов, убеждений и идеалов. Все это относится к идеальным мотивам деятельности человека. И явления духовной культуры несут в себе именно такое идеальное содержание, выступая посредниками в духовном общении людей.
Материальная культура удовлетворяет потребности людей в прямом смысле своим содержанием, своим вещественным наполнением. Что касается духовной культуры, то здесь отношения между содержанием и формой оборачиваются. И у предмета духовной культуры для нас значима прежде всего его культурная форма, которая не столько удовлетворяет плоть, сколько развивает наши способности.
Конечно, органическую потребность можно удовлетворять по-разному. Можно пить воду прямо из-под крана, а можно - из хрустального фужера. Человеку свойственно украшать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически оформлены и не только помогают существовать нашему организму, но и радуют душу. А это значит, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно.
Если материальная культура удовлетворяет частные телесные потребности, то духовная культура формирует всеобщие способности человека - средоточие его души. Своеобразие духовной культуры заключается в том, что, попав в эту сферу, предмет уже представляет, помимо самого себя, нечто другое и даже обретает некое всеобщее значение.
Традиции передаються с поколения в поколение. Сын знает от отца, что хлеб всему голова. Матерь научила дочь вышивать и готовить. Пока существует связь между старшим и младшим поколением, тогда и будет существовать семья и даже больше: страна. Дети учат в школе культуру и историю, бабушка расказывает о Пасхе, а дедушка о страшной войне. Мы должны беречь, то что так долго собирали наши предки. Мы должны помнить, что Память и Уважение - это основа, на которой стоят наши дома и существует мир. А развивать традиции должны дети, которые уже пропитаны героическим и сказочным славянским духом, должны быть гордыми за свою странуОбъекты материальной культуры - орудия труда, одежда, оружие, постройки и так далее.
Объекты духовной культуры - моральные и религиозные принципы, легенды, эпосы, сказки, социальное устройство группы.
или элементами.
Элементы материальной культуры-предметный мир, технологии, техническая культура.
Элементы духовной культуры-идеальные формы, субьективная духовность, интегрирующие формы дух. культуры
В развитии материальной культуры выделяют четыре страта: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, индустриальное хозяйство и постиндустриальное информационное хозяйство.
Присваивающее хозяйство существует на основе энергии сжигаемых дров и домашнего воспитания. Для присваивающего хозяйства характерно собирательство, охота и домоводство как образ жизни. Присваивающее хозяйство создало основу материальной культуры.
Производящее хозяйство характеризуется в энергетеке использованием силы ветра и падающей воды и силы животных, а в образовании – созданием школ. Использование стихийных сил природы сочетается с созданием сельского хозяйства. В данном хозяйстве создаются культура почв, появляются различные сорта растений, породы животных. Наряду с этим получают дальнейшее развитие остальные категории материальной культуры. Происходит разделение земли на возделываемые участки, почва удобряется, поливается. Происходит строительство городов. Создаются различные механизмы. В металургии, машиностроении применяются законы механики и алхимии.
Индустриальное хозяйство характеризуется разделением образования на ступени обучения и на общее и профессиональное. Это хозяйство характеризуется созданием двигателя и использованием невозобновляемых источников энергии. Продолжается выведение новых пород животных и сортов растений, расщиряется пространство культивируемых почв. Создаются станки, станочные линии.
Появляются Железные дороги. Создается международная почта.
Постиндустриальное информационное общество складывается на основе образования. Выделяются технические науки. Развивается энергетика. Вводятся в оборот новые виды растений, особенно кормовых. Создаются закрытые грунты, робототехника, телемеханика, авиация. Появляется спутниковая связь, радиосвязь. Происходит автоматизация научных исследований.
Историческое сложение культуры по закону неуничтожимости культуры образует культурные стереотипы (некоторый тип вещей, который сохраняет свои признаки во времени). Стереотипы составляют структуру материальной культуры. Развитие стереотипов имеет закономерности. Следование стереотипам в их закономерном развитии называют технической грамотностью. Становление материальной культуры, таким образом, обусловлено технической грамотностью.
Развитие стереотипов проходит поэтапно. Каждый этап отличается от другого определенными признаками.
Развитие стереотипов идет в соответствии с развитием семиотических средств и семиотических произведений. Сами семиотические средства позволяют построить семиотические произведения, которые продвигают другие области материальной культуры.
Стереотипы определяют развитие всех форм материальной культуры. Совокупность стереотипического развития в итоге образует совокупность подтипов в каждой форме материальной культуры. Совокупность стереотипического развития в итоге образует совокупность подтипов в каждой форме материальной культуры, которые сосуществуют и дополняют друг друга в едином стереотипе.
Анализ стратификации материальной культуры показывает возростающую роль семиотики в формировании искуственной среды обитания и материальной культуры как ее составной части. В присваивающем хозяйстве роль семиотики ограничивается наименованием предметов, их частей, относящихся к искуственной среде и материальной культуре, и действий с этими предметами.
Это значит, материальная культура существует в двух вида предметная материальная культура и семиотическая материальная культура. Предметная материальная культура хранится, систематизируется и используется так, как это свойственно каждой категории материальной культуры. Семиотический вид материальной культуры — слова, технические рисунки, таблицы, расчеты и др. становятся предметами архивного хранения.
Учитывая сложность и единичную представленность предметов материальной культуры, их семиотические аналоги и семиотические разработки занимают в материальной культуре все больший объем. В семиотических образах хранятся теперь не только воплощенные в материал предметы, но и замыслы этих предметов, которые не риализованы по тем или иным причинам.
Вхождение в материальную культуру обусловлено пользованием объектов техники. Пользование объектами техники имеет сложную природу, содержащую следующие виды деятельности: материальное производство; торговля; финансы; управление; развлечение; изобретение; информация; образование. Все виды деятельности характеризуют пользование объектами техники и материальной культуры и обуславливают друг друга.