Правовые нормы в отличие от других социальных норм
Правовые нормы в отличие от других социальных норм...
Тема в разделе "Право в системе социальных норм", создана пользователем GuR1ch.
20896
Правовые нормы в отличии от религиозных, нравственных и др. соц. норм являются общеобязательными правилами поведения, которые регулируют различные общественные отношения, устанавливаются законами, действуют по всей территории государства и обязательны для выполнения всеми субъектами.
Думаю что это б ответБ) обеспечиваются силой г-ва, потому что правовые нормы, в отличие от других норм чётко прописаны в законах. Г-во обязано следить за выполнением законам и следовательно, если нужно, может обеспечить порядок и с помощью принуждения (правоохранительные органы, армия)
Правовые нормы в отличие от других социальных норм 1. поддерживаются силой государства
2. регулируют поведение людей
3. опираются на силу общественного мнения
4. содержат образцы поведения
1. Поддерживаются силой государства. Правовые нормы находятся в письменной форме и установлены государством. В отличие от нарушения других норм, за нарушение правовых норм каждый гражданин должен понести ответственность согласно законам в стране его проживания.
Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
Выберите один ответ:
a. осваиваются в процессе социализации
b. обеспечиваются силой общественного мнения
c. поддерживаются сознанием людей
d. обеспечиваются силой государственного принуждения
Компания друзей - это
Выберите один ответ:
a. первичная группа
b. формальная группа
c. вторичная группа
d. профессиональная группа
Что является примером вертикальной социальной мобильности?
Выберите один ответ:
a. переезд на новое место жительства
b. получение рабочим водительских прав
c. получение титула барона мелкопоместным дворянином
d. переход банковского служащего на ту же должность в другой банк
Классовая теория характерна для
Выберите один ответ:
a. консерваторов
b. просветителей
c. либералов
d. марксистов
Социальный статус, получаемый человеком при рождении, называется
Выберите один ответ:
a. достигаемым
b. смешанным
c. врождённым
d. предписанным
1.D- обеспечиваются силой государственного принуждения
2. С-получение титула барона мелкопоместным дворянином
3.D-марксистов
4.C-врожденным
Тест по теме «Социальные нормы»
1) Любая социальная норма:
1. Является обязательным правилом поведения
2. обеспечивается силой государства
3. регулирует общественные отношения
4. выражается в официальной форме
2) Эстетические нормы:
1. закрепляются в государственном законодательстве
2. обеспечиваются силой государственного принуждения
3. способствуют утверждению идеалов добра и справедливости
4. закрепляют представления о прекрасном и безобразном
3) Установленные в обществе правила, образцы поведения людей называются:
1. социальным статусом
2. социальной мобильностью
3. социальной нормой
4. общественным порядком
4) Какому виду норм соответствует следующая характеристика: Они
закрепляют представление о «добре и зле» в поведении людей?
1. обычаям и традициям
2. моральным нормам
3. правовым нормам
4. эстетическим нормам
5) Отклоняющееся поведение всегда нарушает:
1. правовые нормы
2. моральные нормы
3. социальные нормы
4. обычаи и традиции
6) Верны ли следующие суждения?
А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты
должного поведения
Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, договорах,
политических принципах и международных договорах
1. верно только А
2. верно только Б
3. верно и А, и Б
4. не верно А и Б
7) Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения:
1. не имеющий осознанных мотивов и продуманных целей
2. противоречащий принятым в обществе социальным нормам
3. несоответствующий социальному статусу человека
4. всегда приводящий к отрицательным последствиям8) Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде
формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:
1. всенародная слава
2. всеобщий почёт
3. награждение грамотой
4. доброжелательное отношение
9) Правовые нормы в отличие от других социальных норм
1. опираются на силу общественного мнения
2. обеспечиваются силой государственного принуждения
3. поддерживаются моральным сознанием
4. осваиваются в процессе социализации
10) Отклоняющееся (девиантное) поведение всегда:
1. наносит ущерб обществу
2. причиняет вред личности
3. нарушает нормы права
4. не соответствует социальным нормам
11) За добросовестный многолетний труд гражданин Т. Был награждён
орденом. К числу других формальных позитивных санкций относится:
1. вручение грамоты
2. комплименты
3. аплодисменты
4. слава
12) К социальным нормам относятся:
1. научные идеи
2. обычаи
3. экономические законы
4. технические нормы
13) Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху
представлениям о прекрасном, т. е.
1. традициям
2. этическим нормам
3. эстетическим нормам
4. правилам этикета
14) Мера отрицательного или положительного воздействия на человека - это:
1. социальная норма
2. социальная санкция
3. социальная роль
4. социальный статус
15) Автор романа получил государственную премию. Другим примером
формальных позитивных санкций является
1. всенародная слава
2. лестные отзывы читателей
3. вручение памятного подарка
4. всеобщее уважение
16) Примером негативного отклоняющегося поведения является:
1. повышенный интерес к результатам спортивных достижений
2. фанатическая преданность творчеству музыкальной группы
3. алкоголизм
4. чрезмерное увлечение гуманитарными предметами
17) Нравственные нормы:
1. возникли позднее правовых
2. фиксируются в нормативных актах
3. устанавливаются и поддерживаются государством
4. отражают представления о добре и зле
18) Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в
виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных
относятся:
1. вручение грамоты
2. лестный отзыв
3. вручение памятного подарка
4. всеобщее уважение
5. премирование
6. похвала
19) Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного
связаны с понятием «мораль». Найдите и укажите термин, относящийся к
категории другого понятия: социальная норма, право, добро и зло, что
такое хорошо и что такое плохо, духовность, санкции.
20) Как иными словами называют отклоняющееся поведение? Приведите
виды отклоняющегося поведения.
1-3
2-4
3-3
4-2
5-3
6-1
7-2
8-4
9-2
10-411-1
12-2
13-3
14-2
15-3
16-3
17-4
18-4, 5, 6
19- санкции
20-отклоняющееся поведение также называют девиантным. Примеры: героизм, певец в потомственной семье врачей, подросток сделал себе ирокез.
Правовые нормы в отличе от других социальных норм 1)носят рекомендательный характер 2)обеспечиваются силой гос-ва 3)изменчивы 4)регулирует общественные отношения
2. Обеспечиваются силой государства
Правовые нормы — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства, а регулировать общественные отношения —это отрасль права)
1-почему правовые нормы составляют основу норм социальных?
2-почему отрасль уголовного права является наиболее значимой среди других?
3-почему правоохранительные органы-это основа судебной власти?
4-почему конституция занимает особое место среди других законов?
Уголовный закон Российской Федерации представляет собой принятый в установленном порядке кодифицированный нормативно-правовой акт, определяющий общие принципы и основания уголовной ответственности, виды преступлений и те наказания, которые применяются к лицам, совершившим преступление. Уголовный закон, являясь формой выражения государственного суверенитета, имеет обязательную силу на всей территории России и подлежит обязательному соблюдению органами государственной власти, должностными лицами и всеми гражданами, находящимися на се территории. Являясь важным средством в борьбе с преступностью, уголовный закон однозначно определяет деяния, которые признаются преступлениями, и наказания, а также иные меры воздействия уголовно-правового характера, применяемые к виновным лицам за их совершение. Причем наказание в уголовном порядке может следовать за те деяния, которые предусмотрены УК РФ. Чем больше общественная опасность совершенного преступления, тем строже устанавливаются меры наказания за его совершение. И наоборот, если деяние является малозначительным по степени и характеру общественной опасности, то закон дает возможность ограничиваться мерами воспитательного воздействия, а в отдельных случаях и полностью освобождать от уголовной ответственности или наказания. Представляя собой правовое воздействие на лиц за совершенное ими преступление, уголовный закон выполняет и воспитательную роль, которая проявляется не только в самом факте объявления определенных деяний вредными для общества и наказуемыми, но и в его применении; наказание, восстанавливая социальную справедливость, предупреждает совершение новых преступлений. Уголовное законодательство в Российской Федерации является кодифицированным и представляет собой УК РФ. УК РФ основывается на положениях Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Он является основным и исключительным нормативным актом, определяющим, какие деяния являются преступлениями, и устанавливает за них виды и размеры наказания. Уголовный закон имеет ряд признаков, серьезно отличающих его от других нормативно-правовых актов: уголовное законодательство осуществляет правоохранительную функцию, защищая установленные Конституцией РФ, другими отраслями права социальные ценности и общественные правоотношения; УК РФ является единственным и исключительным источником уголовного права, устанавливающим уголовную ответственность и определяющим, какие деяния признаются преступлениями; уголовное законодательство применяется исключительно уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами к лицам, виновным в совершении преступления; применение уголовного законодательства строго регламентировано отдельной отраслью права — уголовным процессом. Причем любое отступление от норм уголовно-процессуального права влечет за собой признание недействительным применение уголовно-правовых норм; уголовный закон содержит наиболее жесткие санкции за нарушения предписаний, чем какая-либо другая отрасль права; уголовное законодательство не допускает применение норм уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 УК РФ). УК РФ состоит из общей и особенной частей, каждая из которых выполняет свою, только ей присущую функцию. В то же время уголовно-правовые нормы обшей и особенной частей взаимосвязаны и их применение взаимообусловлено.
В реальной жизни нормы права существуют и опосредуют различные общественные отношения по общему правилу не только сами по себе,
но и во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными нормами.
При этом, когда в качестве регулятивных средств рассматриваются исключительно нормы права и иные юридические феномены, то исследователи в этих случаях обычно говорят о механизме правового регулирования. Во всех же остальных случаях, когда правовые средства регулирования общественных отношений дополняются иными, неправовыми социальными средствами, имеется в виду механизм социального регулирования…
Многообразие отношений, существующих в обществе, порождает соответственно многообразие опосредующих их социальных норм. Причём речь идёт о многообразии не только правовых, но и неправовых социальных норм. Это прежде всего нормы морали, или нравственности. Это и обычаи (неправовые), и традиции. Это, наконец, нормы, содержащиеся в актах, принимаемых различными партийными и общественными органами
и организациями.
Нормы права (например, конституционного, административного, гражданского) закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредуя зачастую собой эти отношения, всё же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений: межличностные, межгрупповые и др.
Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений
и организаций или же складываются в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них, нормы права содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством,
а точнее, уполномоченными на то государственными органами…
В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причём эти меры далеко не всегда строго определены. Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключается применение мер общественного воздействия в виде общественного осуждения, партийного или профсоюзного взыскания и проч. Однако на первом плане стоят, имеют решающее значение всё же меры государственного принуждения, которые должны быть чётко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определённый характер.
(М. Н. Марченко)
Какие три особенности правовых норм названы в тексте? Опираясь
на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую особенность,
не упомянутую в тексте.
Какие два механизма регулирования общественных отношений назвал автор? В чём он видит причину многообразия социальных норм?
Приведите по одному примеру нормы: 1) конституционного права;
2) административного права; 3) гражданского права. Обязательно сначала указывайте соответствующую отрасль российского права, а затем приводите пример.
В некоторых случаях моральная и правовая оценки одного и того же поступка противоположны. Смоделируйте подобную ситуацию. В чём состоит опасность подобной ситуации? (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения. )
1) нормы КП Статья 191. Все равны перед законом и судом. Конституция РФ
2) Администиративное Статья 7. 4. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемыхЗастройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
КоАП
3) ГражданкаГК РФ Статья 32. Опека
1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Само понятие «нравственность» происходит от слова «нрав», что значит «душевно-волевые качества человека». Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений.
Человек существует в обществе, т. е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.
Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.
В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.
В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т. д. ), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.
(Адаптировано по Б. Свешникову. )
1. Что, по мнению автора, входит в сферу нравственной культуры личности? Поясните связь любых двух элементов нравственной культуры личности.
2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
3. Какое отличие морали от других видов социальных норм отметил автор? Проиллюстрируйте это отличие двумя примерами.
4. Как вы понимаете фразу: «Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений»? Используя содержание текста, дайте два объяснения.
5. Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) мнение автора о том, что мораль проявляется в отдельных личностях.
6. На уроке школьники обсуждали проблему свободы человека. Они пришли к выводу о том, что мораль и другие социальные нормы делают человека более свободным, чем отсутствие каких-либо норм. Объясните вывод школьников. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
1) В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т. д. ), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.
2) 1. Нравственность: душевно-волевые качества человека.2. Человек взаимодействует с людьми, регламентируется.
3. Люди индивидуальны, и каждый имеет свободу выбора.
4. Мораль, не зависимо от окружения, остается внутри отдельной личности.
5. Нравственность заключает в себя чувства, сознания, привычки и поступки.
1. Социальная группа – это:
1) небольшая по численности группа людей, объединенных общими целями
2) группа людей, выделенных по социально значимым признакам
3) объединение людей, основанное на браке или кровном родстве
4) группа живущих вместе родственников
2. К большим социальным группам относится:
1) семья
2) классы
3) социальные слои
4) молодежь
3. Средний класс характеризует:
1) способность удовлетворить только физические потребности, обеспечивающие выживание человека
2) получение минимальных доходов в виде заработной платы, пенсии, стипендии, пособий
3) владение большим имуществом, деньгами
4) поддержание достойного уровня жизни, позволяющего удовлетворить все разумные потребности
4. К условиям вступления в брак не относится:
1) достижение брачного возраста
2) согласие родителей
3) отсутствие родственных связей
4) взаимное добровольное согласие
5. Социальные нормы – это:
1) правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение
2) внешние формы поведения человека
3) принятая в особых социальных кругах система правил поведения
4) все то, что унаследовано от предшественников
6. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:
1) высокой социальной активностью
2) общностью быта
3) общими увлечениями
4) профессиональными интересами
7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?
А. В последнее десятилетие в России возросло социальное неравенство среди населения.
Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения?
А. Нравственные нормы возникли позже правовых.
Б. Религиозные нормы содержатся в текстах священных книг либо установлены церквью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
9. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:
1) мелких предпринимателей страны
2) директоров предприятий региона
3) школьный класс
4) рабочих страны
10. Традиции – это:
1) все то, что унаследовано от предшественников
2) высокочтимые обществом массовые образцы действий
3) система запретов на какие-либо действия, слова, предметы
4) социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро и зло
УРОВЕНЬ В
1. Определите понятие: «Социально одобряемые и разделяемые обществом людей представления о том, что такое добро и зло».
2. Вставьте пропущенное слово: «Важнейшим условием образования семьи является …»
3. Какому понятию соответствует следующее определение? «Правила поведения, закрепленные в законах».
4. Вставьте пропущенное слово: «Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находится под защитой …»
УРОВЕНЬ С
1. В Конституции РФ (статья 7) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?
2) Что вкладываете вы в понятие «достойная жизнь», «свободное развитие»?
2. Объясните взаимосвязь нравственных позиций члена общества: «Я хочу!», «Я могу!», «Я должен!»
1)2
2)3
3)1(скорее всего)
4)3
5)все ответы кроме 4 верны (скорее всего 1)
6)2
7)Я не живу в России:D
8)1
9)2
10)1