Что такое "миф" и "мифологическое сознание"?
Что такое "миф" и "мифологическое сознание"?...
Тема в разделе "Развитие знаний о человеке", создана пользователем Vitamyn.
25183
Миф – это всего лишь сказание, героями которого являются всевозможные боги, духи, первопредки человечества и тому подобные сущности.
Слово «миф» - греческое. Оно означает сказание, повествование.
Мифы – это древнейшие сказания о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни.
Мифы играли решающую роль в жизни первобытного человека. Знания древнего человека о мире были чрезвычайно малы. У людей была необходимость как-то объяснять, почему происходит смена дня и ночи, почему изменяются времена года, почему идет дождь или стоит нестерпимый зной, почему одни животные нападают на людей, а другие боятся человека и т. д.
В попытке дать объяснение явлениям окружающего мира человек выработал мифы, которые и объясняли происходящее. В мифах отразилась особенность сознания первобытного человека, который воспринимал окружающий мир как божественный, одухотворенный. Природа воспринималась как пространство, населенное различными духами и божествами, а в более раннюю эпоху человек отождествлял деревья, камни, животных, погодные явления с духами, с богами.
Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира.
Если европейцы до Эпохи великих географических открытий были знакомы лишь с античными мифами, то затем постепенно они узнавали о наличии мифологии у жителей Африки, Америки, Океании, Австралии. В Библии прослеживаются отголоски мифологической эпохи у семитских народов, у арабов до принятия ислама существовала своя мифология.
Таким образом мы говорим об имманентности мифологии человеческому сознанию. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания.
Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.
Разновидности мифов
Космогонические мифы — о происхождении мира
- солярные мифы
- лунарные мифы
- астральные мифы
Эсхатологические мифы — о конце мира
Антропогонические мифы — о происхождении человека
- культурный герой
Календарные мифы
- мифы об умирающем и воскресающем звере
- мифы об умирающем и воскресающем боге
Мифы о животных
Культовые мифы
Отличие мифа от сказки:
1. Различные функции.
Основная функция мифа — объяснительная. Основная функция сказки — развлекательная и морализаторская.
2. Отношение людей.
1. Какая из перечисленных ситуаций относиться к сфере действия гражданского права?
1. Безбилетного пассажира высадили из автобуса
2. Издательство выплатило гонорар автору книги согласно заключённому ранее договору
3. Взрослый сын ежемесячно отдаёт часть зарплаты больной матери-пенсионерке
4. Менеджер туристической фирмы уволился с работы по собственному желанию
2. Укажите 3 правильных ответа:
Выберите из предложенного списка агентов первичной социальной личности:
а) трудовой коллектив
б) школа
в) родители
г) друзья детства
д) армия
е) родственники
3. Выберите из предложенного списка социальные науки:
а) социология
б) философия
в) филология
г) история
д) биология
е) математика
4. Выберите из предложенного списка характерные признаки традиционного общества:
а) ускоренный технический прогресс
б) преобладание сферы услуг
в) сословное деление
г) коллективизм
д) политический плюрализм
е) преимущественно ручной труд
5. Выберите из предложенного списка характерные признаки индустриального общества:
а) приоритетная роль информации
б) урбанизация
в) классовое деление
г) фабричное производство
д) мифологическое сознание
е) преобладание сельского хозяйства
6. Выберите из предложенного списка признаки, свойственные только научному познанию:
а)оперирование понятиями
б)логическое умозаключения
в) экспериментальное подтверждение выводов
г) рациональная критика
д) стремление к открытию объективных законов мироздания
е) опора на данные чувственного познания
1. Гражданское право: 1
2. Агенты: в, г, е
3. Социальные науки: а, в, г
4. Традиционное общество: в, е
5. Индустриальное общество: б, в, г
6. а, в, г
Выбрать одно мировоззрение и описать как человек с этим мировоззрением будет одеваться (как выбирает одежду), выбирать книгу, что ест, как мыслить и с кем общаться. ( Мировоззрения: Научное, Религиозное, Эстетическое, Обыденное, Мифологическое, Философское )
Религиозное. Для примера возьмём девушку. Человек с религиозным мировоззрением будет одеваться скромно, в гардеробе приимущество у длинных платьев, закрывающих щиколотку с длинными рукавами (для закрытия косточки на запястье). Книгу. .. Ну, думаю, человек возьмёт книгу, в которой будут в основном стоять вопросы на философские темы: добро и зло, честь и т. п. , либо религиозная книга Мыслить и действовать такой человек будет, стараясь не нарушать заповедей. Общаться с теми, кто по его мнению будет наиболее чист душой.
13. Понятием «индивид» определяется:
1. неразделимость в человеке психических и физиологических свойств
2. конкретный носитель определяющих свойств человека
3. психическая составляющая природы личности
4. совокупность социально значимых черт человека
14. Индивид — это:
1. единичный представитель человеческого рода
2. представитель конкретной профессии
3. член какой-либо корпорации
4. человек, получивший хорошее воспитание
15. Индивидом человек становится:
1. после рождения
2. после получения образования
3. достигнув определенного возраста
4. заняв руководящую должность
16. Личность формируется под воздействием:
1. природной среды
2. биологической программы
3. социализации
4. собственных взглядов и убеждений
17. Верно ли суждение? Социализация индивида осуществляется:
А. В результате целенаправленного воздействия общества.
Б. Под воздействием законов природы.
Варианты ответов:
1. верно только А
2. верно только Б
3 из 18
3. верно А и Б
4. оба неверны
18. То, на что направлена деятельность, называется:
1. субъектом
2. объектом
3. результатом
4. поведением
19. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойствен… характер»?
1. инстинктивный
2. орудийный
3. совместный
4. преобразовательный
20. Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, называется:
1. творческой
2. игровой
3. трудовой
4. духовной
21. Устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки определяются как:
1. потребности
2. цели
3. интересы
4. убеждения
22. Что отличает познавательную деятельность?
1. получение практически полезного результата
2. затрата физических и интеллектуальных усилий
3. необходимость совместных действий с другими людьми
4. направленность на получение новой информации
23. К духовной деятельности относится:
1. строительство кинотеатра
2. изготовление орудий труда
3. съемки фильма
4. работа типографии
24. Творческая деятельность:
1. воссоздает известные образы
2. исправляет ошибки в сделанном
3. создает качественно новые материальные и духовные ценности
4. проявляется только в духовной деятельности
25. Труд как целесообразная деятельность человека начался:
1. с занятий охотой.
2. с изготовления орудий труда
3. с земледелия
4. с овладением огнем
26. Система взглядов, понятий, представлений об окружающем мире:
4 из 18
1. мышление
2. миросозерцание
3. мировоззрение
4. менталитет
27. Этот тип мировоззрения возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно:
1. научное мировоззрение
2. религиозное мировоззрение
3. обыденное мировоззрение
4. мифологическое мировоззрение
28. Какой признак не характеризует религиозное мировоззрение?
1. стремиться дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
2. опирается на жизненный опыт человека
3. ориентировано на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
4. имеет тесную связь с мировым культурным наследием
29. Какой признак не характеризует научное мировоззрение?
1. стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
2. прочная обоснованность достижениями науки
3. органическая связь с производственной и социальной практической деятельностью людей
4. реальность содержащихся целей и идеалов
30. Какой признак не характеризует обыденное мировоззрение?
1. формируется стихийно
2. опирается на жизненный опыт человека
3. недостаточно использует опыт других людей
4. имеет тесную связь с мировым культурным наследием
31. Состояние объективной нужды организм в чем то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется:
1. эмоциями
2. темпераментом
3. потребностью
4. характером
32. Знания есть результат:
1. божественного откровения
2. производственной деятельности
3. познавательной деятельности
4. воздействия природы
13-2
14-1
15-1
16-3
17-1
18-2
19-4
20-1
21-2
22-4
23-3
24-3
25-3
26-3
27-3
28-2
29-4
30-2
31-3
32-3
Сознание и познание" обществознание 10 класс) Помоги, пожалуйста (ответить на вопросы болела и пропустила эту темупо теме «Сознание и познание»Часть А. 1. Что включают ученые в понятие человеческогознания? а) результат познавательной деятельности человека; б) деятельность, в результате которой создается новое; в) социальные потребности человека; г) результат любой творческой деятельности человека. 2. Что из перечисленного относится к донаучнымзнаниям? а) мифы и легенды о сотворении мира; б) теория относительности; в) закон всемирного тяготения; г) закон3. Что из перечисленного относится к научнымзнаниям? а) библейская легенда о сотворении мира; б) предание о Великом потопе; в) находки археологов клинописного архива цивилизации шумеров; г) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами. 4. К чувственному познаниюотносится: а) суждение; б) восприятие в) ощущение; г) наблюдение. 5. Что из названного является этапомрационального познания? а) наблюдение; б) эксперимент; в) понятие; г) практика. 6. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно: а) разделяется большинством людей; б) соответствует познаваемому объекту; в) не противоречит предшествующим представлениям; г) использует только формы рационального познания. 7. Что понимают ученые под абсолютной истиной? а) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования; б) объективные знания обобъекте, достигнутые на определенном этапе познания; в) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов; г) знание, полученное в результате применения только формрационального познания. 8. Утверждение «Физическое тело, погруженное вводу, равномассе вытесненной воды» является примером: а) научного знания; б) обыденного знания; в) мифологического знания; г) народной мудрости. 9. Наука, изучающая закономерности хозяйственнойдеятелености человека, - это: а) история; б) политология; в) экономика; г) психология. 10. Особенностью социального познания является: а) совладение субъекта и объекта познания; б) получение объективного знания; в) соответствие результатов познания поставленным целям; г) выдвижение гипотез и формулировка выводов. 11. Верны ли следующиесуждения о познавательной деятельности? А. Познавательная деятельность людейсопровождаетсяошибками, заблуждениями, иллюзиями. Б. Познавательная деятельность людей неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями. а) верно только А; б) верны Аи Б; в) верно только Б; г) обасуждения неверны. 12. Верны ли следующиесуждения об истине? А. Истинное знание всегдаобъективно. Б. Истинное знание всегда разделяетсябольшинством людей. а) верно только А; б) верныА и Б; в) верно только Б; г) оба суждения неверны. 13. Верны ли следующие суждения? А. Практика является универсальным(всеобщим) критериемистины. Б. Существуют области познания, где основным критерием выступает теория. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.
1. 1)
2. а)
3. в)
4. если не относится, то а), если относится, то б)в)г)
5. в)
6. б)
7. а)
8. а)
9. в)
10. а)
11. б)
12. в)
13. думаю в), но не уверена
Установите соответствие между типом мировоззрения и его проявления
тип мировоззрения проявления
1)обыденное а)былина об илье муромце
2)мифологическое б)труды к. маркса
3)религиозное в)разговор родителей с ребенком
4)философское г)тиогия ч. дарвина
5)научное д) житие святого
Умоляю, помогите пожалуйста
1-в
2-а (Хотя кстати сам илья муромец был. Он был сначала воином, а после ранения монахом).
3 -д
4 -б
5 -г
Установите соответствие между типом мировоззрения и его проявления
тип мировоззрения проявления
1)обыденное а)былина об илье муромце
2)мифологическое б)труды к. маркса
3)религиозное в)разговор родителей с ребенком
4)философское г)тиогия ч. дарвина
5)научное д) житие святого
Мне кажется, что 1в, 2а, 3д, 4б, 5г. Вот в 4м и 5м не уверен, может там стоит местами поменять, но все же склоняюсь к тому, что труды Маркса - философия.
Сравните мифологическое, античное, средневековое и современное представление об обществе, выработав критерии для сравнения
Античная философия осмысляла реальный мир, а средневековая - вписывала в реальный мир религиозную мифологию. Аннтичная филлософия посстигала человека, а среднневековая Бога
Простое и понятное, хотя далеко не всегда правдивое, обьяснение многих вопросов дает человеку…мировоззрение
а)религиозное
б)мифологическое
в)обыденное
г)эстетическое
Мифологическое мировоззрения. ведь мифы это ничто иное как простое представления о сложных вещах, которое не всегда является истинным