Согласны ли вы с тем, что забота человека о собственном здоровье важна и для общества в целом? Ответ аргументируйте.
Согласны ли вы с тем, что забота человека о собственном здоровье важна и для общества в целом? Ответ аргументируйте....
Тема в разделе "", создана пользователем MINAS.
26043
Я согласен с тем, что забота человека о собственном здоровье важна и для общества в целом.
Когда человек болен, то общество создает условия и выделяет денежные, человеческие, материальные ресурсы на помощь человеку и всячески старается помочь человеку как можно быстрее выздороветь.
Для этого строятся больницы, поликлиники, работает скорая помощь, государство готовит врачей и медсестер для быстрого и качественного предоставления помощи.
Человеку выплачиваются деньги на лечение, социальная помощь и оплачивается больничный лист на предприятии. Работают санатории, профилактории для полного восстановления здоровья человека.
Общество с самого рождения человека проявляет заботу о здоровье человека по причине высокой ценности здорового человека для общества.
Таким образом, я считаю, что забота о здоровье человека важна не только для чего, но и для общества в целом.
Это одна сторона.
Есть еще и здоровье нации и польза человека для общества.
Вывод: здоровье человека влияет на здоровье общества. И общество, как и человек заинтересованы в сохранении здоровья.
Пожалуйста помогите, нужна помощьконфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если гово¬рить о самом общем определении конфликта, то его мож¬но было бы дать следующим образом: конфликт представ¬ляет собой столкновение интересов различных групп, со¬обществ людей, отдельных индивидов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеи¬ми сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приоб¬щаются к тем целям, которые выдвигают конфликтую¬щие стороны, и воспринимают их как свои собственные. . Разумеется, конфликт может быть вызван существенны-ми причинами, затрагивающими сами основы существо¬вания соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.
Следует отметить бесконечное разнообразие конф¬ликтных ситуаций и невозможность сведения их оконча¬тельно к какому-либо единому началу и общему знаменателю. Все же исторический опыт и социальная практика, позволяют определить некоторое число тех проблем, по поводу которых формируются конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. Назовем четыре основных у источника конфликтов, достаточно распространенных во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, ко¬торые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конф-ликтах.
Источником обострения конфликтов между больши¬ми группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастание притяза¬ний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накоп¬ления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода пускового механизма, выводящего нару¬жу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворен¬ность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и ло¬зунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необрати¬мым. <...>
Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимо¬действия людей в обществе, своего рода клеточка соци¬альной жизни.
(Адаптировано по книге: Обществознание: пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов,С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что такое конфликт? Какие причины его возникнове¬ния названы в тексте?
СЗ. Используя содержание текста, определите основные источники конфликтов. Почему эти источники можно отнести к основным?
С4. В тексте говорится о «бесконечном разнообразии кон-фликтных ситуаций». С опорой на обществоведческие знания приведите три примера видов конфликта.
С5. Рассказывая на уроке о социальном конфликте, уче¬ник утверждал, что конфликт нельзя признать нормаль¬ным явлением общественной жизни. Обществу в целом свойственна гармония интересов, а не внутренняя напря¬женность и столкновения. Не все учащиеся класса поддержали это мнение. Какая из двух точек зрения отраже¬на в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий от¬ветить на вопрос.
Сб. Согласны ли вы с тем, что конфликт является стиму¬лом социального развития, прогресса? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
С1. План: 1. Общее определение конфликта 2. Разнообразие конфликтов 3. Источники обострения конфликтов 4. Научное определение конфликта с2. Конфликт- столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта.
с1. план: 1. общее определение конфликта 2. разнообразие конфликтов 3.источники обострения конфликтов 4.научное определение конфликта
с2. конфликт- столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта. конфликт может быть вызван существенны-ми причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.
с3. богатство, власть, престиж и достоинство.Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастание притязаний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия.
ДАМ МНОГО БАЛЛОВ!
Часть 1
1. Суверенитет- это:
А. основной закон страны
Б. орган законодательной власти
В. независимость и верховенство государственной власти
Г. название одной из государственных валют
2. Конституция РФ была принята:
А. Государственной Думой
Б. Президентом РФ
В. Всенародным референдумом
Г. Правительством РФ
3. Принцип разделения властей не предполагает наличие в стране власти:
А. законодательной Б. церковной В. исполнительной Г. судебной
Часть 2
1. Соотнесите понятия и их определения
А. Юридическая ответственность 1. Порядок судебного рассмотрения гражданских и уго-
ловных дел
Б. Законность 2. Закрепленный правовыми нормами особый режим
поведения людей
В. Правопорядок 3. Обязанность отвечать по закону за свои поступки
Г. Правосудие 4. Строгое соблюдение органами государственной
власти и гражданами правовых норм и законов
2. В какой правоохранительный орган необходимо обратиться в следующих ситуациях?
А. Гражданин М. взял у друга на время автомобиль и разбил его в аварии. Он отказыва-
ется ее ремонтировать и возмещать ущерб.
Б. У гражданина в автобусе вытащили из кармана бумажник с деньгами и документами.
В. Пожилому человеку необходимо составить исковое заявление для правильного обра-
щения в суд.
Г. Директор фирмы систематически задерживает выплату зарплаты своим работникам.
Д. Городскими властями был принят местный закон, запрещающий учителям увольняться
по собственному желанию из школы.
Е. Фирма « Закат « не выполнила своих договорных обязательств перед фирмой « Рассвет"
в результате чего та понесла убытки.
3. Из приведенных ниже понятий укажите те, которые относятся к законодательной ветви власти:
А. Президент Б. министр В. депутат Г. Федеральное Собрание Д. Арбитражный суд
Е. Государственная дума Ж. Правительство З. Совет Федерации И. Парламент К. милиция
Часть 3
1. Исключите лишние в данных рядах понятия:
А. гражданство, законы, культура, налоги
Б. президент, выборы, король, демократия
В. судья, милиционер, солдат, прокурор
2. Согласны ли Вы или нет со следующими утверждениями:
А. Все законы в стране должны соответствовать Конституции
Б. Депутатом Государственной Думы могут быть только граждане РФ с 21 года
В. Президентом РФ может быть любой человек, независимо от гражданства
Г. Денежной единицей нашей страны являются рубль и евро
Д. Иностранцы, живущие в нашей стране, могут не соблюдать российских законов, т. к.
они являются гражданами других государств.
Е. Адвокатом может быть только юрист
3. Укажите понятия по следующим определениям:
А. Правовая связь человека и государства- Г++++++++++
Б. Опасные для общества поступки, указанные в Уголовном Кодексе- П+++++++++++
В. Избранный представитель народа, работающий в законодательных органах власти-
Д++++++
1) В
2) В
3) Б
Г1, А3, Б2, В4
А - суд
Б - полиция
В - адвокатура
Г - прокуратура
Д - прокуратура
Е - суд
Г, Е, З
А - культура
Б - король
В - солдат
А - да
Б - да
В - нет
Г - нет
Д - нет
Е - да
Гражданство
Преступления
Депутат
Люди с отклоняющимся поведением, особенно в самых крайних его проявлениях, такие, как преступники, приносят обществу немалый вред, калечат жизни, судьбы
людей, поэтому издревле проблема защиты общества от преступников занимала умы человечества. Высказывались и высказываются разные точки зрения: от пессимистических до оптимистических. С какой позицией вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения.
• 1. Человека формирует среда, и вина общества в том, что вырос преступник, значительнее, чем его самого. Поэтому общество не имеет права лишать преступника жизни, оно должно искупить свою вину перед оступившимся человеком и сделать все, чтобы превратить его в полноценного члена общества.
• 2. Преступники своей жестокостью порождают зло. Их безнаказанность способствует развращению слабых, а особенно несовершеннолетних, поэтому преступность должна караться очень жестоко, чтобы люди, склонные к преступлению, боялись последующего возмездия.
• 3. Нельзя всю вину сваливать на общество. Человек может и должен сам себя воспитывать, поэтому вина каждого преступника в собственном нравственном падении ничуть не меньше, и
он должен нести ответственность согласно тяжести совершенного правонарушения.
Я согласна с третьей точкой зрения, так как я считаю, что общество не сильно виновата, что человек стал преступником. Это зависит от семьи и воспитания, а не от общество. И безусловно, человек должен понести наказание за преступление, которое он совершил.Я согласна со второй точкой зрения. Ведь если один человек видит как другому сходит с рук преступление, то он сам нарушает закон, понимая, что не получит за это наказание. Если же все знают насколько жестоко карается преступность, то люди будут бояться совершать правонарушения, так как за ними последует возмездие.
1. К признаку государства не относится: А. суверенитет Б. территория В. аппарат управления Г. национальность2. К нормативно - правовым актам не относится: А. Закон об образовании Б. Закон всемирного тяготения В. Трудовой Кодекс Г. Устав школы3. К символам государства не относится: А. герб Б. гимн В. валюта Г. флагЧасть 21. Соотнесите понятия и их определенияА. Государство 1. Основной закон страныБ. Гражданство 2. Полная независимость государства во внешних и внутренних делахВ. Конституция 3. Устойчивая правовая связь человека и государстваГ. Суверенитет 4. Политическая организация общества на определенной территории2. Укажите, какие из перечисленных правил являются правовыми нормами: А. со старшими надо здороваться первымиБ. необходимо заботиться о престарелых родителяхВ. нельзя принимать на работу подростков младше 14 летГ. нельзя обманывать друзейД. нельзя грубо разговаривать с родителямиЕ. необходимо получить общее основное образование/ 9 классов/3. Укажите, кто из перечисленных лиц являются представителями государственной власти: А. Президент Б. директор школы В. милиционер Г. директор завода Д. депутатЕ. министр Ж. банкир З. судья И. тренер сборной команды страны К. адвокатЧасть 31. Исключите лишнее в данных рядах понятие: А. адвокат, милиционер, судья, депутатБ. Конституция, Правительство, Государственная Дума, Верховный судВ. Россия, США, Великобритания, Франция2. Согласны ли Вы или нет со следующими утверждениями: А. В монархии верховная власть передается по наследствуБ. Человек может иметь гражданство только одной страныВ. Юридическая ответственность наступает только за преступленияГ. Главным документом, подтверждающим гражданство, является паспортД. Все законы страны должны соответствовать КонституцииЕ. Суды занимаются расследованием преступлений3. Укажите понятия по следующим определениям: А. Орган исполнительной власти, охраняющий общественный порядок и борющийся с преступностью- М++++++Б. Глава государства в республике- П++++++++В. Власть народа по гречески- Д+++++++++Вариант 2Часть 11. Суверенитет - это: А. основной закон страныБ. орган законодательной властиВ. независимость и верховенство государственной властиГ. название одной из государственных валют2. Конституция РФ была принята: А. Государственной ДумойБ. Президентом РФВ. Всенародным референдумомГ. Правительством РФ3. Принцип разделения властей не предполагает наличие в стране власти: А. законодательной Б. церковной В. исполнительной Г. судебнойЧасть 21. Соотнесите понятия и их определенияА. Юридическая ответственность 1. Порядок судебного рассмотрения гражданских и уго-ловных делБ. Законность 2. Закрепленный правовыми нормами особый режимповедения людейВ. Правопорядок 3. Обязанность отвечать по закону за свои поступкиГ. Правосудие 4. Строгое соблюдение органами государственнойвласти и гражданами правовых норм и законов2. В какой правоохранительный орган необходимо обратиться в следующих ситуациях? А. Гражданин М. взял у друга на время автомобиль и разбил его в аварии. Он отказыва-ется ее ремонтировать и возмещать ущерб. Б. У гражданина в автобусе вытащили из кармана бумажник с деньгами и документами. В. Пожилому человеку необходимо составить исковое заявление для правильного обра-щения в суд. Г. Директор фирмы систематически задерживает выплату зарплаты своим работникам. Д. Городскими властями был принят местный закон, запрещающий учителям увольнятьсяпо собственному желанию из школы. Е. Фирма « Закат « не выполнила своих договорных обязательств перед фирмой « Рассвет"в результате чего та понесла убытки. 3. Из приведенных ниже понятий укажите те, которые относятся к законодательной ветви власти: А. Президент Б. министр В. депутат Г. Федеральное Собрание Д. Арбитражный судЕ. Государственная дума Ж. Правительство З. Совет Федерации И. Парламент К. милицияЧасть 31. Исключите лишние в данных рядах понятия: А. гражданство, законы, культура, налогиБ. президент, выборы, король, демократияВ. судья, милиционер, солдат, прокурор2. Согласны ли Вы или нет со следующими утверждениями: А. Все законы в стране должны соответствовать КонституцииБ. Депутатом Государственной Думы могут быть только граждане РФ с 21 годаВ. Президентом РФ может быть любой человек, независимо от гражданстваГ. Денежной единицей нашей страны являются рубль и евроД. Иностранцы, живущие в нашей стране, могут не соблюдать российских законов, т. к. они являются гражданами других государств. Е. Адвокатом может быть только юрист3. Укажите понятия по следующим определениям: А. Правовая связь человека и государства - Г++++++++++Б. Опасные для общества поступки, указанные в Уголовном Кодексе - П+++++++++++В. Избранный представитель народа, работающий в законодательных органах власти-Д++++++
1. г2. б
3. в
2. 1 А-4, Б-3, В-1, Г-2
2. БВЕ
3. АВДЕ
3. 1депутатБконституцияВ, Великобритания
2. а)да
б)нет
в)нет
г) да
д)да
е) нет
3. милиция
президент
демос
Люди с отклоняющимся поведением, особенно в самых крайних его проявлениях, такие, как преступники, приносят обществу немалый вред, калечат жизни, судьбы
людей, поэтому издревле проблема защиты общества от преступников занимала умы человечества. Высказывались и высказываются разные точки зрения: от пессимистических до оптимистических. С какой позицией вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения.
• 1. Человека формирует среда, и вина общества в том, что вырос преступник, значительнее, чем его самого. Поэтому общество не имеет права лишать преступника жизни, оно должно искупить свою вину перед оступившимся человеком и сделать все, чтобы превратить его в полноценного члена общества.
• 2. Преступники своей жестокостью порождают зло. Их безнаказанность способствует развращению слабых, а особенно несовершеннолетних, поэтому преступность должна караться очень жестоко, чтобы люди, склонные к преступлению, боялись последующего возмездия.
• 3. Нельзя всю вину сваливать на общество. Человек может и должен сам себя воспитывать, поэтому вина каждого преступника в собственном нравственном падении ничуть не меньше, и
он должен нести ответственность согласно тяжести совершенного правонарушения.
Я согласна с третьей точкой зрения, так как я считаю, что общество не сильно виновата, что человек стал преступником. Это зависит от семьи и воспитания, а не от общество. И безусловно, человек должен понести наказание за преступление, которое он совершил.
Прочитайте текст и выполните задания
Личность – это не каждый человек, хотя в каждом есть задатки и возможности ею стать. Но многие не хотят быть личностью и добровольно отказываются от этой возможности. Потому что личность принимает на себя ответственность за свою жизнь. Ответственность может быть только у личности – не может быть ее у организации или у раба. «Раб начинает так: «Они виноваты в том, что я…» Свободный: «Я виноват в том, что я…» Поэтому быть личностью не всегда модно. Да и властям с личностями хлопотно, они предпочитают шеренгу. Отношения личности и социума далеки от безмятежности и однозначности. В каком-то смысле они дополняют друг друга. В эволюции человечества личность выступает фактором изменчивости, внося в социальную жизнь всевозможные вариации, мутации, инновации… А социум – фактором отбора и консервации, сортируя все эти вариации, оценивая их по степени приемлемости, принимая одни и отвергая другие – порой вместе с их носителями. При этом социум может выполнять эту функцию или аккуратно, мягко, или тоталитарно, жестко зачищая и выбрасывая в отвалы все то, что не соответствует «единственно верному учению». Но социум никогда ничего нового не создает – источником любых модернизаций и прорывов всегда выступают физические лица, а не юридические. В эволюции человечества в целом роль личностей возрастает.
Озаглавьте текст
Почему, по мнению автора сложно быть личностью?
Какова Роль личности в развитии общества?
Согласны ли вы с позицией автора?
Озаглавление: Человек который представляет собой личность,-свободный человек.
Сложно быть личностью потому, что она 1) не от кого не зависит 2) берёт ответственность за свою жизнь 3) гордая.
Личность является механизмом развития общества. К примеру, было сказано что независимый человек, личность может создавать новое (конечно во многих случаях, но не всегда)
Согласен с позицией автора.
ДАМ
Часть 1
1. Суверенитет- это:
А. основной закон страны
Б. орган законодательной власти
В. независимость и верховенство государственной власти
Г. название одной из государственных валют
2. Конституция РФ была принята:
А. Государственной Думой
Б. Президентом РФ
В. Всенародным референдумом
Г. Правительством РФ
3. Принцип разделения властей не предполагает наличие в стране власти:
А. законодательной Б. церковной В. исполнительной Г. судебной
Часть 2
1. Соотнесите понятия и их определения
А. Юридическая ответственность 1. Порядок судебного рассмотрения гражданских и уго-
ловных дел
Б. Законность 2. Закрепленный правовыми нормами особый режим
поведения людей
В. Правопорядок 3. Обязанность отвечать по закону за свои поступки
Г. Правосудие 4. Строгое соблюдение органами государственной
власти и гражданами правовых норм и законов
2. В какой правоохранительный орган необходимо обратиться в следующих ситуациях?
А. Гражданин М. взял у друга на время автомобиль и разбил его в аварии. Он отказыва-
ется ее ремонтировать и возмещать ущерб.
Б. У гражданина в автобусе вытащили из кармана бумажник с деньгами и документами.
В. Пожилому человеку необходимо составить исковое заявление для правильного обра-
щения в суд.
Г. Директор фирмы систематически задерживает выплату зарплаты своим работникам.
Д. Городскими властями был принят местный закон, запрещающий учителям увольняться
по собственному желанию из школы.
Е. Фирма « Закат « не выполнила своих договорных обязательств перед фирмой « Рассвет"
в результате чего та понесла убытки.
3. Из приведенных ниже понятий укажите те, которые относятся к законодательной ветви власти:
А. Президент Б. министр В. депутат Г. Федеральное Собрание Д. Арбитражный суд
Е. Государственная дума Ж. Правительство З. Совет Федерации И. Парламент К. милиция
Часть 3
1. Исключите лишние в данных рядах понятия:
А. гражданство, законы, культура, налоги
Б. президент, выборы, король, демократия
В. судья, милиционер, солдат, прокурор
2. Согласны ли Вы или нет со следующими утверждениями:
А. Все законы в стране должны соответствовать Конституции
Б. Депутатом Государственной Думы могут быть только граждане РФ с 21 года
В. Президентом РФ может быть любой человек, независимо от гражданства
Г. Денежной единицей нашей страны являются рубль и евро
Д. Иностранцы, живущие в нашей стране, могут не соблюдать российских законов, т. к.
они являются гражданами других государств.
Е. Адвокатом может быть только юрист
3. Укажите понятия по следующим определениям:
А. Правовая связь человека и государства- Г++++++++++
Б. Опасные для общества поступки, указанные в Уголовном Кодексе- П+++++++++++
В. Избранный представитель народа, работающий в законодательных органах власти-
Д++++++
1) В
2) В
3) Б
Г1, А3, Б2, В4
А - суд
Б - полиция
В - адвокатура
Г - прокуратура
Д - прокуратура
Е - суд
Г, Е, З
А - культура
Б - король
В - солдат
А - да
Б - да
В - нет
Г - нет
Д - нет
Е - да
Гражданство
Преступления
Депутат
Социальная структура - это « организация связей», « упорядоченное устройство частей», «последовательные, устойчивые регулярности», «образец, т. е. наблюдаемая закономерность действия или деятельности», «связи между группами и индивидами, которые находят свое отражение в их поведении» и т. д. Из всех этих определений можно извлечь главное: социальная структура не представляет собой нечто конкретное, «зримое»... Но она присутствует во всем том, что имеет место в обществе, во всех формах социального поведения. .. группах, движениях. ...
Социальная структура обладает двойственным характером, если рассматривать ее с точки зрения человека. С одной стороны, она поддерживает рациональную, разумную деятельность, внушает уверенность в прочности устоев жизни и общества в целом. В этом смысле социальная структура обладает как бы терапевтическими свойствами, Т. е. указывает нам на присутствие своего рода норм и идеалов, она «врачует» униженных и оскорбленных и стимулирует «сильных» на дальнейший рост. С другой стороны, социальная структура выступает в качестве жесткого ограничения возможного в обществе, она требует, «давит», наказывает и даже уничтожает (как в социальном, так и в физическом отношении) тех, кто ей сопротивляется.
Этот двойственный характер социальной структуры находит свое отражение и в нашей неоднозначной трактовке ее влияния на отдельную личность. Мы ищем и желаем ее поддержки, но мы всеми возможными способами сопротивляемся ее нормативным предписаниям, постоянно внушая себе и другим, что наш личный опыт полностью отличен от опыта других людей, что мы абсолютно уникальны и что все требования структуры касаются других, но не нас лично.
Скажем, мы не чужды таким понятиям, как «сделать карьеру», «добиться успеха» и т. д. Всего этого можно достичь, если научиться «вписываться» в существующие структуры, либо решительно и энергично преобразовывать их таким образом, чтобы они максимально поддерживали вас в вашей деятельности.
ПО КН. : Кравченко С. А. Мнацканян М. О. , Покровскuй Н. Е. Социология: парадигмы и темы.
М. , 1997. С. 186, 208-209
Задания.
1. Выделите смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
2. Приведите два из сформулированных автором определений социальной структуры.
3. Какие два аргумента автор приводит в подтверждение идеи о двойственном характере социальной структуры?
4. Каким образом социальная структура общества может способствовать реализации личности человека? Приведите пример, иллюстрирующий ваш ответ.
5. Михаил Б. выпускник Института туризма. Ещё с первого курса он стремился начать работать в туристическом агентстве, чтобы лучше познакомиться с будущей специальностью. Но ему доверяли только работу курьера, объясняя это тем, что он студент, а не специалист. Как в данной ситуации отразилось влияние социальной структуры на личность? Приведите положение источника текста, подтверждающее ваш ответ.
6. Существует точка зрения, в соответствии с которой для благополучия общества было бы лучше, если бы социальная структура была более гибкой. Согласны ли вы с этим мнением? Используя знания обществоведческого курса, приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.
Социальная структура — это «организация связей», «упорядоченное устройство частей», «последовательные, устойчивые регулярности», «образец, т. е. наблюдаемая закономерность действия или деятельности», «связи между группами и индивидами, которые находят свое отражение в их поведении» и т. д. Из всех этих определений можно извлечь главное: социальная структура не представляет собой нечто конкретное, «зримое»... Но она присутствует во всем том, что имеет место в обществе, во всех формах социального поведения. .. группах, движениях. ..
Социальная структура обладает двойственным характером, если рассматривать ее с точки зрения человека. С одной стороны, она поддерживает рациональную, разумную деятельность, внушает уверенность в прочности устоев жизни и общества в целом. В этом смысле социальная структура обладает как бы терапевтическими свойствами, т. е. указывает нам на присутствие своего рода норм и идеалов, она «врачует» униженных и оскорбленных и стимулирует «сильных» на дальнейший рост. С другой стороны, социальная структура выступает в качестве жесткого ограничения возможного в обществе, она требует, «давит», наказывает и даже уничтожает (как в социальном, так и в физическом отношении) тех, кто ей сопротивляется.
Этот двойственный характер социальной структуры находит свое отражение и в нашей неоднозначной трактовке ее влияния на отдельную личность. Мы ищем и желаем ее поддержки, но мы всеми возможными способами сопротивляемся ее нормативным предписаниям, постоянно внушая себе и другим, что наш личный опыт полностью отличен от опыта других людей, что мы абсолютно уникальны и что все требования структуры касаются других, но не нас лично.
Скажем, мы не чужды таким понятиям, как «сделать карьеру», «добиться успеха» и т. д. Всего этого можно достичь, если научиться «вписываться» в существующие структуры, либо решительно и энергично преобразовывать их таким образом, чтобы они максимально поддерживали вас в вашей деятельности.
По кн. : Социология: парадигмы и темы /Кравченко СЛ. , Мнацканян М. О. , Покровский Н. Е. М„ 1997. С. 186, 208—209
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые
фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
понятие «социальная структура»;
двойственный характер социальной структуры;
влияние социальной структуры на личность.
С2. Приведите два из сформулированных автором определений социальной структуры.
В правильном ответе должны быть названы следующие определения: социальная структура — это связи между группами и индивидами, которые находят свое отражение в их поведении;
образец, то есть наблюдаемая закономерность действия или деятельности.
СЗ. Какие два аргумента автор приводит в подтверждение идеи о двойственном характере социальной структуры?
В правильном ответе должно быть отмечено, что социальная структура поддерживает рациональную, разумную деятельность;
выступает в качестве жесткого ограничения возможного поведения в обществе.
С4. Каким образом социальная структура общества может способствовать реализации личности человека? Приведите пример, иллюстрирующий ваш ответ.
В ответе должно быть указано, что социальная структура диктует человеку определенные правила поведения. Следуя этим нормам и правилам, человек может более свободно вписаться в существующие социальные структуры и благодаря этому быстрее продвигаться по службе.
Приведен пример: человек, придя в новый трудовой коллектив, быстрее наладит контакты с сослуживцами, если будет соблюдать существующие в нем правила субординации и станет членом одной из многочисленных малых групп данного коллектива, чем если бы он вводил свои правила поведения и противопоставлял себя коллективу.
С5. Михаил Б. - выпускник Института туризма. Еще с первого курса он стремился работать в туристическом агентстве, чтобы лучше познакомиться с будущей специальностью. Но ему доверяли только работу курьера, объясняя это тем, что он студент, а не специалист. Как в данной ситуации отразилось влияние социальной структуры на личность? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
