Понятие общественного прогресса
Понятие общественного прогресса...
Тема в разделе "Человеческая деятельность", создана пользователем Jessika.
26116
Общественный прогресс-это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. Переход от старого к новому подготавливается всем ходом предшествующей истории.
Общественный прогресс-это направление общественного развития, для которых характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному
Критерии общественного прогресса - это признаки, по которым характеризуется общественный прогресс. К критериям общественного прогресса относят 1. Развитие человеческого разума, 2. Совершенствование нравственности людей, 3. Развтие производительных сил, включая самого человека, 4. Прогресс науки и техники, 5. Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Регресс - обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей Критерии прогресса развитие человеческого разума, в распространении просвещения (А. Тюрго, М. Кондорсе и др. просветители). Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями состояние общественной нравственности (социалист-утопист А. Сен-Симон) правовое устройство общества (Ф. Шеллинг) степень осознания свободы (Г. Гегель) марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, бoлee высокой и развитие производительных сил (коммунисты К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) Не которые социологи сутью прогресс считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному. Ряд современных социологов критерием прогресса считают меру свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая истории, как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве в мирной истории, выделил 21 цивилизацию в развитии каждой и которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок антипрогрессизм К. Поппера Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для человека, но не для истории Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Развитие орудий труда техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса. Но современное общество обвиняется в упадке морали, в кризисе, бездуховности. Высока и цель прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными болезнями урбанизации. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, и средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности для, свободного развития человека.