В чем сходство, а в чем отличие понятий "индивид" и "личность"?
В чем сходство, а в чем отличие понятий "индивид" и "личность"?...
Тема в разделе "Личность", создана пользователем Anuksanamun.
26473
Эти слова обозначают отдельного человека, с определёнными, присущими только ему качествами. Индивидом становятся с момента рождения, а личностью - нет (младенца, например, можно назвать индивидом, а личностью ещё нельзя). Индивидуальность - это специфические качества, присущие ОТДЕЛЬНОМУ человеку, отличающие его от других, тогда как личность- это набор качеств, проявляющихся в обществе, во взаимодействии с другими людьми.
1. Что из нижеприведенного характеризует постиндустриальное общество?
1) религиозный характер культуры 2) переход от натурального к товарному производству
3) завершение промышленного переворота 4) развитие информационных технологий
2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Забастовка авиадиспетчеров с требованием увеличить оплату труда иллюстрирует взаимосвязь экономической и социальной сфер общества.
Б. Принятие парламентом закона, запрещающего насилие над животными, иллюстрирует взаимосвязь духовной и социальной сфер общественной жизни.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Олег выделялся среди ребят группы. По каждой проблеме у него была своя точка зрения, которую он умел отстаивать. Олег мог вести за собой других, постоянно придумывал что-то новое. Ответственность за результаты общей деятельности он обычно брал на себя. Такие качества отличают поведение
1) гражданина 2) индивида 3) личности 4) человека
4. В исследованиях, проводимых социологами, опросные листы и анкеты выступают:
1)объектами деятельности 2) субъектами деятельности
3) целями деятельности 4) средствами деятельности
5. К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится
1) активный характер 2) целенаправленность
3) целесообразность 4) наличие партнера
6. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?
1) система 2) весь материальный мир
3) формы и способы взаимодействия людей 4) этап исторического развития человечества
7. Под какой буквой дано наиболее правильное определение понятия социальный институт?
1. Устойчивая совокупность людей, коллективов, организаций, деятельность которых направлена на организацию общественной жизни в семье и государстве;
2. Совокупность людей, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и строится на определенных нормах, правилах и пр. ;
3. Устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на сохранение общественных функций и строится на основе определённых идеальных норм, правил, а также стандартов поведения
8. Что из перечисленного является важнейшим признаком понятия личность?
1. Социальная роль; 2. Особенности темперамента; 3. Прямохождение; 4. Особенности внешности.
9. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В. ?
1. Постиндустриальному 2. Индустриальному 3. Традиционному 4. Информационному
10. Научное знание в отличие от иных видов человеческого знания
1. Предполагает непосредственное наблюдение 2. Не требует системы доказательств
3. Основано на иррациональной вере 4. Предполагает выдвижение и обоснование гипотез
Часть Б.
1. Впишите недостающее слово
2. Установите соответствие
А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно 1. Индивид
преобразующий природу, общество и самого себя
Б. Отдельно взятый представитель всего 2. Индивидуальность
человеческого рода
В. Неповторимое своеобразие человека, набор его 3. Личность
уникальных свойств
А
Б
В
3. Установите соответствие между отдельными видами деятельности человека согласно данной классификации и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
A) материально-производственная деятельность 1) практическая деятельность
Б) познавательная деятельность 2) духовная деятельность
B) социально-преобразовательная деятельность
Г) прогностическая деятельность
Д) ценностно-ориентировочная деятельность
А
Б
В
Г
Д
4. Найдите в приведенном ниже списке потребности человека, обусловленные его социальной сущностью. Обведите цифры, под которыми они указаны.
1) иметь хорошую еду
2) пользоваться уважением в коллективе
3) дышать чистым воздухом
4) пользоваться достижениями культуры
5) иметь хорошую репутацию
6) иметь теплое жилье
Запишите в порядке возрастания. Ответ: ________________.
потребность
1. 4)
2. 4)
3. 3)
4. 4)
5. 4)
6. 1)
8. 1)
9. 3)
10. 4)
часть B
2.
А - 3
Б - 1
В - 2
3.
А -1
Б -2
В -1
Г -1
Д -2
4.
25
Напишите 3 значеиня понятий: "индивид", "индивидуальность", "личность", "человек"
Индивид-конкретный единичный человек, рассматриваемый как биосицальное существо, представитель рода человеческого.
Индивидуальность-неповторимое своеобразие проявления человека.
личность-социальная индивидуальность, которая формируется под влиянием общества и его культуры.
человек-единство типичного и неповторимого
В чем состоит различие понятий личность и индивидуальность?
Личность - человек как социальное существо с присущими ему чертами, в которых выражается его отношение к окружающему миру.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.
индивидуальность-неповторимая, отличающаясяот другихиндивидуальностей, а личность-биосоциальное существо
В чем состоит различие понятий личность и индивидуальность? Именно различий
Личность человека определяет совокупность психических свойств человека, а индивидуальность человека заключается в наличие у него психических свойств отличающих его, по этим свойствам, от множества других людей. Поэтому личность формируется даже вне общества, а индивидуальность вне общества не детерминируема, поскольку психические свойства человека вне общества нескем сравнить.
Развернутые ответы на вопросы:
Найдите общее содержание во всех версиях происхождения человека. О чем, по-вашему, это может свидетельствовать? (А как на возникновение новой версии влияла предыдущая?)
Проведите самоисследование: когда к вам лично стали (или станут применимы такие понятия, как "индивид", "индивидуальность", "личность"?
В чем состоит принципиальное отличие духовного потребление от материального?
Человек – сложно организованное, многомерное и разностороннее существо. Как и все живые существа, он имеет определенную телесную организацию, данную ему от природы. По своему телесному строению он во многом похож на высших приматов. В то же время он представляет собой высший биологический вид, характеризующийся особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт принадлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии «Индивид». Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.
Главное отличие человека заключается не во внешней телесной организации, а в его внутренней духовной сущности. Человек – одухотворенное существо, наделенное многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружающий мир и самого себя, строить свое поведение среди людей, создавать необходимые для его жизни предметы, изменять условия своего существования, совершенствовать свои физические и духовные качества. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в обществе, дающее ему возможность активно действовать, проявлять самостоятельность и творчество, отвечать за свои действия и поступки, закреплено в понятии «личность».
Таким образом, личностью может являться только одухотворенный человек, член общества, обладающий многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность пронизывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на постижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека.
Внутренний мир человека – это его субъективный мир. Субъективность является основной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента.
Субъективный духовный мир каждого человека является уникальным и неповторимым. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобразном сочетании психических свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
Первоначально слово «личность» (person) обозначало маску, которую надевал актер античных трагедий, затем самого актера и его роль. Постепенно понятие «личность» наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в какой-то мере специфичны для каждого национального языка. В немецком языке слово person означает лицо, особу и человека. В английском языке слово person означает так же, как и в немецком, лицо, особу и человека. Однако, сверх того, под этим словом здесь может подразумеваться личность и внешность. А различные производные от этого слова обозначают на английском языке персонаж (personage); личный, частный (personal) и т. д. Интересно заметить, что понятие индивидуальности, уникальности личности в этих двух названных языках не выступает в качестве семантической функции слова person или непосредственных производных от него. Во французском языке personne означает, как в немецком и английском, человека, особу, лицо, персону. Вместе с тем появляются и некоторые дополнительные смысловые оттенки, возникающие в контексте словоупотребления этого понятия, — «кто-либо», «кто-нибудь». Интересно также и то, что в числе близких производных от personne во французском языке (в отличие от немецкого и английского) появляется словоpersonnalite, которое обозначает «индивидуальность». Между тем и в английском, и в немецком языках для обозначения индивида и индивидуальности существует слово с другим корнем, что соответственно предполагает на английском individual (индивидуальный, индивидуум); на немецком individuum (индивид). В русском языке, как и во французском, понятие личности не отделено от смыслового значения индивидуальности. Однако здесь же подразумевается как природная, так и социальная принадлежность, социальная обусловленность человеческой характеристики. В китайском языке, по сообщению исследователя эпохи Возрождения Л. Баткина, нет иероглифа, которым можно было бы адекватно обозначить понятие «личность». В толковом словаре под редакцией профессора Д. Н. Ушакова (М. , 1938) личность характеризуется, в частности, как отдельное человеческое «Я» и как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. Задание. Сформулируйте своими словами основное противоречие, зафиксированное в языках разных народов при обозначении понятия «личность». Чем вы можете объяснить данное противоречие?
Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение. В широком, традиционном смысле личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма. В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности – ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе.
(Не знаю поможет или нет)
В чём различие понятий человек индивид личность?
Индивид не знаю. Человек - это абсолютно все, кто принадлежит к человеческому роду, то есть любой бомж и наркоман. А вот личность - это тот, у кого есть сила воли, принцыпы, от которых он не отступается, личность идёт к своей цели и не отличается слабохарактерностью и слабоволием, грубо говоря. Понятно?)
Кто может ответить хоть на что нибудь, желательно пополней овтеты, это на сессию:
1. Дать харак-ку понятиям индивид, инидивидуальность, личность. Типология личности.
2. Как происходит формирование человека как личности. Потребности и мотивы личности, социальные проблемы развития личности.
3. Что такое потребности и интересы. Социальные качества, интересы и поведения личности.
4. Что изучает наука философия, ее значение, основные направления.
5. Сущность и структура деятельности. Основные виды деятельности, их многообразие.
6. Процесс познания, его этапы, социальная роль познания.
7. Охарактеризовать научное познание, как высшую форму познавательной деятельности (этапы научного познания, логика-определение, наука, роль науки в жизни человека)
8. Исторические формы стратификации, классы, касты, сословия, современная стратификация.
9. Докажите, что общество является динамичной системой. Социальным перемещением, теория социальной мобильности ( соц. лифт, вертикальное, горизонтальное перемещение, изменении соц статуса)
10. Как происходит изменение социального статуса личности. Социальные роли личности. Престижность профессии и т. д, престиж в современном обществе.
11. Определение понятий брак и семья. Семья как социальный институт. Типы и виды, формы семейно-брачных отношений (классификация)
12. Проанализировать функции семьи, мотивы вступления в брак и разводов и перспективы в развитии семьи.
13. Исторический процесс. Многообразие путей и форм общественного развития (эволюция и революция)
14. Прогресс и регресс, противоречивость и критерии прогресса, традиции и инновации в развитии общества. Критерии прогресса. Почему прогресс противоречив.
15. Что изучает экономика как наука. Функии экономики и ее роль в жизни общества. Структура современного производства.
16. Виды собственности, основные элементы рыночных отношений, конкуренция и ее роль в экономическом развитии.
17. Бизнес и предпринимательство. Монополия и ее современное проявление. Роль малого и среднего бизнеса экономике. Акционерное общество.
1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"Реальность, которая описывается понятием "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека. Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств. Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки. По определению Р. С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3). Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность"с понятием "личность" Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр. ) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества. Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельст