Сколько существует правил рационального познания?
Сколько существует правил рационального познания?...
Тема в разделе "Человеческая деятельность", создана пользователем xanyyy2006.
27060
Во всей своей практической жизни и деятельности человек непосредственно соприкасается с окружающим миром. Предметы и явления воздействуют на органы чувств и вызывают в его мозгу многообразные впечатления – образы этих предметов. Чувственное познаниеесть познание, осуществляющееся посредством органов чувств. Органы чувств у человека «внешние» (зрение, слух, осязание и т. п. ) и «внутренние», через последние (ощущение боли, например) человек получает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа, тех или иных подсистем своего организма. Существует три формы чувственного познания: ощущение (отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов), восприятие (это отражение предметов в целостности их свойств – по «виду», «вкусу» и т. п. ), представление. Последняя форма чувственного познания наиболее сложная. Здесь «сложность» в гносеологическом отношении. Здесь нет уже конкретного предмета, который отражается; он отсутствует. Но остается столь же конкретный образ о нем, как и в восприятии, с той лишь разницей, что этот образ несколько «усреднен», на него действуют аналогичные образы прошлого, и он теряет уже некоторые свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, ее «оживления». В представлении, действует и воображение; при его помощи человек способен восстанавливать не только то, что уже было; он может уже выделять отдельные стороны того или иного объекта и комбинировать их. Могут быть получены представления реальные, которые человек способен реализовать на практике (например, представления о новом каком-либо устройстве автомашины), или же представления нереальные (например, о домовом и т. п. ).
Чувственные восприятия отдельных предметов и явлений сами по себе недостаточны для познания действительности. Ведь общие закономерности связи предметов и явлений непосредственно чувственными восприятиями не охватываются. Для открытия связей и закономерностей предметов и явлений необходимо к чувственному отражению мира присоединить деятельность мышления. Благодаря мышлению осуществляется переход от чувственного познания внешних, единичных, непосредственно воспринимаемых явлений к рациональному познанию внутренних, общих, непосредственно не воспринимаемых закономерностей.
Основными формами, в которых осуществляется мышления или рациональное познание, является понятие, суждение и умозаключения.
Понятие– это такая форма мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, качества объекта. Какое бы мышление мы не взяли – самое простое или самое сложное, элементарное, формально-логическое или научно-теоретическое. – оно всегда осуществляется при помощи понятий. Понятие – это тот материал, который служит основой любого мыслительного акта. Понятие всегда является логической абстракцией. Оно лишено чувственности. Понятие можно понять, но не почувствовать.
В процессе мыслительной деятельности субъект, оперируя понятиями, постоянно высказывает суждения.
Суждение – это мысль, отражающая в сознании человека наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства предмета, его связи с другими предметами. Если понятие отражает лишь общее в вещах, то в суждениях можно отобразить и единичные, и частные, и общие признаки. Более того, поскольку всякое суждение есть связь понятий, то в суждениях можно связывать единичное, частное и общее. Например, «галоген фтор – химический элемент». Общее (химический элемент) связано с особенным (галоген) и единичным (фтор).
Умозаключение –это такой мыслительный акт, в котором из одних суждений выводятся новые суждения о явлениях окружающего мира.
Человек познает действительный мир путем живого созерцания и абстрактного мышления. Но какова роль каждого из них в познании действительности? Сенсуалисты считали, что определяющим в познании является чувственный опыт. Абстрактное мышление практически ничего не добавляет к тому, что получено в процессе чувственного познания. «Ничего нет в человеческом уме, чего не было бы уже в чувственных данных», - говорили сенсуалисты.
Рационалисты утверждали, что в основе познания лежит разум, мышления. Чувства, заявляли они, искажают действительность, вводят нас в заблуждение, поэтому нельзя на них опираться в процессе познания. Только разум может привести к истине.
На самом же деле ни чувственное познание, ни абстрактное мышление не в состоянии в отдельности, в отрыве друг от друга обеспечить познание сущности исследуемого объекта. Чувственное познание ограничивается фиксацией того, что лежит на поверхности явлений, и не в состоянии проникнуть в сущность. Абстрактное мышление может проникнуть в сущность, но оно не располагает необходимыми данными об исследуемом объекте. Эти данные доставляет чувственное познание. Поэтому чувственное и рациональное познание противопоставлять друг другу.
Ребят с эссе по обществознанию написать…ничего в голову не лезет. .. Вот темы (выбрать одну):* философия.
человек человек должен непоколебимо верить что непостижимое постижимо иначе он ничего не сможет исследовать
*социальная психология.
Мы любим людей не столько за то добро, которое они сделали нам, сколько за то добро, которое мы сделали им.
*экономика.
в политике есть своя независимая рука, действующая в направления, противоположном тому, в котором действует невидимая рука рынка. *социология. чтобы оценить семейное счастье необходимо терпение нетерпеливые натуры предпочитают несчастье.
*политология.
Ни одно правительство не может считать себя по-настоящему в безопасности там, где не существует влиятельной оппозици
*правоведение
Если бы мне пришлось оценить два положения: «не делай беззакония» и «не сноси беззакония», по их практической важности для общежития, то я сказал бы, что на первом месте должно стоять правило «не сноси беззакония», а «не делай его» — на втором.
Философия.
Если человек не будет уверен в положительном результате своей деятельности, она заранее энтрофийна, т. е. не принесёт результатов. Неуверенный в успешном исходе дела, среднестатистический общечеловек даже не будет за него браться. Развивай эту тему и слов на 200-250 напишешь.
Несколько правильных ответов.
№1 Прогресс в экономической сфере приводит к:
1)возрастанию степени комфортности проживания.
2)улучшению нравственного состояния общества.
3)росту качества производимых товаров и услуг.
4)уменьшению плотности информационных связей.
5)росту неограниченной свободы человека.
№2 Если в стране существует смешанная, а не чисто рыночная экономика, то госуд. лучше удовлетворяет потребности общества в области:
1)борьбы с преступностью.
2)установление цен на дефицитные товары.
3)регулирования деятельности валютных бирж
4)противостояния международному терроризму
5)социального обеспечения населения.
№3 Цель познавательной деятельности человека:
1)трансляция знаний последующим поколениям.
2)приобретение истинных знаний об окруж. мире
3)установление закономерностей развития природы и общества
4)удовлетворение биологических потребностей.
5)формирование моральных норм.
№4 Нормами административного права регулируются правоотношения между:
1)Правительством РФ и Генеральной прокуратурой РФ
2)иностранным гражданином и миграционной службой.
3) Президентом РФ и главой субъекта РФ
4)инспектором дорожного движения и пешеходом
5)милиционером и 15-летним подростком, задержанным за грабеж.
№1 Прогресс в экономической сфере приводит к:
3)росту качества производимых товаров и услуг.
№2 Если в стране существует
2)установление цен на дефицитные товары.
5)социального обеспечения населения.
№3 Цель познавательной деятельности человека:
2)приобретение истинных знаний об окруж. мире
№4 Нормами административного права
4)инспектором дорожного движения и пешеходом
"Встречают по одёжке".
Большое влияние на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Недаром в известной русской пословице говорится, что человека встречают по одежке. .. Психологи провели интересный эксперимент. Одного и того же человека, одетого по-разному, показали в группах испытуемых и попросили написать его характеристику. Оказалось, что, помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, были также названы черты характера, на которые явно указывала его одежда. Например, когда человек был в тренировочном костюме, ему приписывались такие качества, как настойчивость, упорство, трудолюбие; в военной форме - дисциплинированность, аккуратность; женщины в деловом костюме оценивались обладающими такими качествами, как упорство, деловитость, строгость, трудолюбие, и, наоборот, если та же женщина была одета в короткое платье яркой расцветки, то говорили о том, что ей присуща веселость, открытость по отношению к другим людям, беззаботность и свобода в проявлении чувств. Поэтому, зная «секреты» одежды, мы можем создать определенный образ у нашего партнера по общению, повысить свой престиж, доказать свою значимость. В принципе это явление ничем не отличается от желания папуасов иметь как можно более яркие и длинные перья, обладатель которых пользуется наибольшим уважением у соплеменников. Но независимо от нашего понимания фактор престижа продолжает действовать и руководить нашим поведением. Правда, с некоторыми поправками на достижения цивилизации.Итак, прежде чем одеваться, вы должны решить, зачем, для кого или для чего вы это делаете. Предположим, вам предстоит официальная встреча с деловым партнером. С помощью правильно подобранной одежды вы можете создать благоприятное впечатление, вызвать доверие к себе, к вашей честности и надежности.
В первую очередь задумайтесь над силуэтом вашего костюма. «Высокостатусным» - как для женщин, так и для мужчин - считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» и, следовательно, вызывающим меньшее доверие - приближающийся к шару. Надо отметить, что в ситуациях неофициального, неформального общения существует обратная тенденция: на дружеской вечеринке мягкий пуловер воспринимается лучше, чем строгий пиджак.
Вторым фактором в одежде, отмеченным как признак статуса, является ее цвет. Символические значения цветов отличаются в разных культурах, но в европейской одежде признаком высокого статуса (независимо от веяния моды) считаются ахроматические цвета (черно-бело-серые оттенки) и натуральная гамма с преобладанием светлых тонов, а чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус.
И наконец, цена одежды тоже немаловажный фактор в формировании «статусного» впечатления. Цену мы и окружающие вычисляем, видя качество одежды. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой, мы тоже можем судить о цене одежды.
Впрочем, все три фактора важны не сами по себе, а во взаимодействии.
Надо сказать и несколько слов о влиянии на первое впечатление таких деталей, как украшения. Массивные золотые перстни у мужчин, огромные бриллиантовые кольца у женщин хотя и подчеркнут большие финансовые возможности своих «носителей», но иногда могут вызвать неожиданный эффект: вашему партнеру вдруг может показаться, что вы хитры и неискренни, что вы стремитесь доминировать и претендуете на большее внимание. А небольшое обручальное кольцо на безымянном пальце будет свидетельством вашей надежности, жизненного опыта и создаст более высокий статус в глазах вашего партнера.
Ответь на вопрос: "Какие практические советы вы можете дать партнерам по общению?"
Одевайтесь так что бы не вводить меня в заблуждение, одевайте одежду которая не несет информации в этом случае я составлю мнение о вас а не о том кем вы хотите быть. И тогда вы заметите что вам приятно находится в обществе человека который видит ВАС и перестанете обманывать других людей.
Пож1. О каком термине идет речь "Совокупность
качеств человека, которые приобретаются им в
процессе жизни в обществе, в деятельности и
общении с другими людьми"?
А) индивид
Б) индивидуальность
В) личность
Г) характер
2. Какая черта человека не относится к
биологическим признакам?
А) способность к прямохождению
Б) цвет глаз
В) характер
Г) цвет волос
3. Высшая степень одаренности, проявляющаяся в
максимальной творческой продуктивности
А) способности
Б) задатки
В) талант
Г) гениальность
4. Какой вид деятельности описывается в тексте:
«Для этой деятельности характерно наличие
воображаемой ситуации, направленной на
воссоздание и усвоение общественного опыта, важен
сам процесс, а не результат»?
А) игра
Б) учение
В) труд
Г) общение
5. Что такое потребности?
А) внутреннее ощущение нужды в чем - либо
Б) переживаемые в различной форме отношения
человека к предметам и явлениям действительности
В) способность мышления, рационального познания
Г) реакции человека на воздействие раздражителей,
проявляющиеся в виде удовольствия или
неудовольствия
6. К социальным потребностям человека не
относится
А) потребность в общении
Б) потребность в питании
В) потребность в совместной деятельности
Г) потребность во внимании
7. Какая из социальных групп объединена по
родственным связям и совместному ведению
хозяйства
А) школьный класс
Б) театральный коллектив
В) семья
Г) клуб любителей поэзии
8. Каким из перечисленных прав не может обладать
ребенок?
А) право избирать и быть избранным
Б) право жить и воспитываться в семье
В) право на имущество
Г) право знать своих родителей
9. Наука, предметом исследования которой являются
хозяйство, способы его ведения людьми, отношения
между людьми в процессе производства и обмена
товаров
А) этика
Б) политология
В) экономика
Г) история
10. Какое из соответствий между ресурсами семьи и
группами, к которым они относятся, является
правильным?
А) деньги – финансовые ресурсы
Б) ткацкий станок – трудовые ресурсы
В) предпринимательская смекалка хозяина семьи –
материальные ресурсы
Г) грабли – трудовой ресурс
11. Какое качество не характерно для рачительного
хозяина?
А) экономность
Б) бережливость
В) усердие
Г) расточительность
12. Вид человеческой деятельности, некое занятие,
которым регулярно занимаются на досуге, для души
называется
А) хобби
Б) труд
В) учение
Г) потребность13. Петя Иванов заканчивает 6 класс, какой уровень
образования он осваивает?
А) начальное образование
Б) среднее общее образование
В) основное общее образование
Г) среднее профессиональное образование
14. Кого называют меценатом?
А) человек добровольно и безвозмездно оказывающий
помощь развитию науки и искусства из личных
средств
Б) лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли
в форме создания торговли или производства
В) лицо, обладающее определёнными навыками
(ремеслом)
Г) работник физического труда, занятый на
производстве
15. О каком термине идет речь: «это глубокое
осознание своего долга и ответственности,
внутренний моральный самоконтроль и самооценка
человека»?
А) добро
Б) совесть
В) справедливость
Г) гуманизм
16. Какая функция не характерна для семьи?
А) продолжение человеческого рода
Б) формирование личности ребенка
В) ведение членами семьи общего хозяйства
Г) борьба с правонарушениями
17. Какое из соответствий между потребностями
человека и группами, к которым они относятся,
является правильным?
А) потребность в общении – биологическая
Б) потребность в питании – социальная
В) потребность в познании окружающего мира –
духовная
Г) потребность в отдыхе – духовная
18. Какое из чувств, переживаемых человеком, не
относится к нравственным?
А) чувство справедливости
Б) чувство долга
В) чувство наслаждения
Г) чувство сострадания
19. Вид деятельности, целью которого является
приобретение человеком знаний, умений и навыков
А) игра
Б) труд
В) учение
Г) общение
20. Ценность, значимость, которой человек наделяет
себя в целом и отдельные стороны своей личности,
деятельности, поведения
А) самооценка
Б) гениальность
В) потребность
Г) способность
21. Какое качество не может быть применимо к
личности?
А) ответственность
Б) целеустремленность
В) безволие
Г) самостоятельность
22. Какая из перечисленных норм относится к
обязанностям гражданина РФ?
А) свобода слова
Б) защита Отечества
В) свобода совести
Г) избирать и избираться в органы государственной
власти
23. Что является особенностью творчества?
А) четкое следование правилам
Б) создание чего-то нового, ценного
В) монотонность
Г) шаблонность
24. Объективные обязанности, которые человеку
необходимо в жизни выполнять - это
А) долг
Б) совесть
В) мораль
Г) нравственность
25. Какой из результатов труда является товаром, а
не услугой?
А) пекарь испек хлеб
Б) адвокат провел юридическую консультацию
В) официант принес посетителю мороженое
Г) парикмахер сделал клиенту прическу
26. Наука, предметом исследования которой
являются мораль и нравственность
А) экономика
Б) политология
В) этика
Г) история
1. в
2. в
3. г
4. в
5. а
6. а
7. в
8. а
9. в
10. а
11. б
12. а
13. б
14. а
15. б
16. г
17. б
18. б
19. в
20. а
21. в
22. б
23. б
24. а
25. а
26. в
ответить на следующие вопросы по тексту или из личного мнения:
1) Откуда сегодня берутся рабы, кто они?
2) Где и почему их используют?
3) Как рыночная экономика способствует развитию рабства?
4) Почему это явление не побеждено?
5) Как бороться?
Этот работяга не пожалуется на побои, не пойдет судиться за невыплату зарплаты, обойдется без врачебной помощи, даже если помирать будет. Съест доширак — и рад. Его по документам вообще не существует, поэтому не нужно платить за него налоги и проводить по ведомостям. А если скончался при странных обстоятельствах — то никто и не хватится. Кто этот идеальный для работодателя работник? У него много прозвищ: бич, бездомный, скиталец, клошар, бомж. На улицах больших городов сегодня бродяг стало заметно меньше, но едва ли это повод порадоваться торжеству светлых сил. За последние несколько лет образовалась целая индустрия нелегального бизнеса, основанного на рабском труде социально незащищенных людей. Это так называемые рабочие дома, приносящие их владельцам ту самую прибыль в 300%, ради которой капиталист, по выражению Маркса, пойдет на любое преступление. Портал iz.ru вместе с РЕН ТВ в рамках журналистского расследования разбирался в тонкостях современного рабовладения.
САМИ МЫ НЕ МЕСТНЫЕ
О творящемся беззаконии в рабочих домах журналисты МИЦ «Известия» узнали во время подготовки материала о том, как выживают в зимнее время неимущие на улицах города.
«Можно в рабочий дом податься, чтобы ноги не протянуть. Но это каторга», — рассказал один из посетителей «Ангара спасения» (там бесплатно кормят и согревают неимущих). Чтобы узнать о принудительном труде побольше, портал iz.ru отправился на площадь трех вокзалов.
Интересуемся на выходе из метро «Комсомольская» у побитого жизнью мужчины, как попасть в рабдом. По легенде, журналисты iz.ru — работяги из глубинки, которым нужно перекантоваться недельку где-нибудь из-за проблем с жильем. Тут же понимаем: первое правило рабочего дома — никому не говорить о рабочем доме. Если быть точнее, существует негласный запрет называть координаты этих казарм. А еще бродяги побаиваются неуважительно отзываться об этих местах постоя в беседах с чужаками.
«Рабочие дома повсюду — в Московской области, в Новой Москве есть. Но не советую… Хотя у нас и не принято обсуждать рабочие дома. Вам нужен волонтер. Их тут много. может ну его?
Есть вариант в теплом вагончике переночевать — 100 рублей с носа, а?» — отговаривает нас завсегдатай Ярославского вокзала. Чувствуется, человек хочет помочь нам избежать неприятностей.
Продолжение смотрите в комментариях. ..
1) Это социально не защищенные люди, они "не существуют" т. к. нет документов и т. п. , обычно у них нет родных. Это обычные бомжы или люди которым нужно где-то жить и они просто работают за "теплое место и еду".(Им платят едо и жильем но это нелегально и неофицально)
2) В нелегальном бизнесе, в простой работе и т. п. Потому что им платить не надо и никто их не ищет, еще повторюсь, их "не существует".
3) Скорее всего что дорого оплачивать оф. работников, ну и прибыль конечно хорошая.
4) Ну во первых рабочие этих "рабдомов" не рассказывают где находится этот дом и что они вообще там работают.
Да и вообще обычно до них нет никому никого дела, это же бомжи.
5)Можно также внедряться и выеснять где находятся эти "рабдома" как те журналисты.
Бомжи-в первую очередь нужно этот вопрос решать.
Ну а так это немного затруднительно, т. к многие идут работать "рабом" по совственному желанию, иногда бывают случаи чтобы долг отработать.
с обществом
1. В узком смысле слова под обществом надо понимать 1) территорию, имеющую чёткие границы
2) социальную организацию страны
3) танцевальный коллектив
4) часть материального мира
2. Основу экономики государства В составляет развитое промышленное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу
принадлежит это общество?
1) традиционному
2) индустриальному
3) постиндустриальному
4) информационному
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество — это группа людей, объединившихся для выполнения какого-то действия. Б. Общество — это конкретный этап в историческом развитии народа.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Господство в экономике развитого промышленного производства характерно для общества
1) постиндустриального
2) традиционного
3) индустриального
4) информационного
5. Человек рождается
1) личностью
2) индивидом
3) индивидуальностью
4) творцом
6. Система взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности
1) мышление
2) мировоззрение
3) миропонимание
4) мировосприятие
7. К основным фазам становления личности не относится
1) социализация
2) воспитание
3) интеграция
4) образование
8. К первичным агентам социализации относят 1) армию 2) церковь
3) 4)
9. 1) 2) 3) 4)
образовательные заведения семью
Нормы морали, в отличие от норма права
регулируются государством
касаются отношений только определённой группы людей регулируют поведение всех людей
изменяются в связи со сменой правительства
10. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура народа — это его образ жизни, духовные представления и верования. Б. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Михаил учится в 11 классе общеобразовательной школы. Он готовится к поступлению в вуз. На какой ступени образования находится Михаил?
1) среднее общее образование
2) среднее профессиональное образование
3) высшее образование
4) основное общее образование
12. Особый вид деятельности, система исследований, направленных на получение новых знаний, — это
1) образование
2) воспитание
3) искусство
4) наука
13. Что из перечисленного относится к основным факторам производства?
1) законодательство
2) труд
3) предложение
4) конкуренция
14. Государственный бюджет — это
1) объёмы строительства жилья
2) прирост населения
3) расходы на социальные программы
4) расходы и доходы
15. В стране В цены на товары формируются независимо от ситуации на рынке. Их определяет государство, и никто не имеет права изменять их. Какой тип экономики существует в государстве В?
1) рыночная
2) смешанная
3) традиционная
4) командная 16. Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика — это система ведения рационального хозяйства. Б. Экономика — это способ рационально расходовать ресурсы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Социальный слой людей, образованию, престижу, — это
имеющих
схожие признаки по
1) класс
2) этнос
3) страта
4) группа
18. Согласно переписи населения 1897 г. население России распределялось по следующим сословиям: дворяне — 1, 5% населения, духовенство — 0, 5%, купцы — 0, 3%, крестьяне — 77, 1%. Какую структуру общества отражают эти данные?
1) национальную
2) политическую
3) религиозную
4) социальную
19. Верны ли следующие суждения о роли социальной группы в жизни человека?
А. Многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык — являются результатом групповой деятельности.
Б. Не только общество, но и отдельный человек живёт по законам группы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
20. Пассивное восприятие человеком целей и ценностей группы и общества называется
1) нонконформизмом
2) конформизмом
3) социализацией
4) интеграцией
1. 3
2. 2
3. 1
4. 3
5. 2
6. 2
7. 3
8. семья
9. регулирование поведения всех людей
10. 3
11. 1
12. 4
13. 2
14. 4
15. 4
16. 1
17. 4
18. 1
19. 2
20. 2
1. Человека от животного отличает
1) наличие физиологических потребностей 2) приспособление к природным условиям 3) наличие членораздельной речи и языка 4) поведенческая активность
2. Владимиру 40 лет. Он высокий и стройный блондин. Эти качества характеризуют его, прежде всего, как: 1)индивида 2)работника 3)личности 4)потребителя
3. В океане есть небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. К какому типу относится общество острова?
1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному
4. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется в процессе социализации.
Б. Личность формируется только в раннем детстве человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Отличительной тенденцией развития современного общества является: 1)механизация 2) индустриализация 3)разделение труда 4)глобализация
6. К категориям нравственности относятся понятия
1) честь и достоинство 2) комфорт и удобство 3) природа и культура 4) здоровье и успех
7. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание – процесс отражения объективной реальности в сознании человека.
Б. Для человека характерны 2 вида познания: чувственное и рациональное.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. К основным факторам (ресурсам) производства относится
1) капитал 2) предложение 3) конкуренция 4) спрос
9. В государственном бюджете предусмотрены
1) изменения объемов промышленного производства 2) расходы и доходы государства 3) изменения спроса на определенные товары и продукты питания 4) показатели роста прибыли предпринимателей
10. Натуральный обмен товарами и услугами. Ремесленник работает на заказ. Преобладает ручной труд. Для какого типа экономики характерны такие признаки?
1) традиционной 2) командной 3) кризисной 4) рыночной
11. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Инфляция — это рост денежной массы, не обеспеченной товарами и услугами.
Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Иван приобрёл в книжном магазине необходимые учебники. Этот пример иллюстрирует
1) распределение 2) обмен 3) производство 4) потребление
13. Фирма Z занимается охраной частных лиц и предприятий. К труду как фактору производства фирмы относятся(-ится)... 1) средства связи 2) клиенты фирмы 3) здание фирмы 4) штат сотрудников
14. Существует несколько значений понятия «экономика». Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство?
1) открытие сети ресторанов быстрого обслуживания 2) расчёт показателей государственного бюджета
3) прогнозирование спроса на товары 4) объяснение причин роста инфляции
15. К прямым налогам относится
1) акциз 2) таможенная пошлина 3) налог на имущество 4) налог с продаж
16. Если доход фирмы больше её издержек, то фирма: 1) получает прибыль 2) терпит убытки 3) снижает капитальные вложения 4) пользуется льготным налогообложением
17. Что является характерным признаком нации?
1) общность духовной жизни 2) наличие национального государства 3) высокоразвитое промышленное производство 4) наличие аппарата принуждения
18. В СССР после окончания Великой Отечественной войны значительно сократилась численность мужского населения. Какую структуру общества характеризует этот факт?
1) социально-классовую 2) социально-демографическую 3) социально-территориальную 4) социально-этническую
19. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. В современном обществе репродуктивная функция остается основной функцией семьи.
Б. Социализаторская функция семьи обеспечивает усвоение индивидом норм поведения и опыта предыдущих поколений.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20. Право в отличие от морали
1) относится к социальным нормам 2) регулирует поведение социальных групп 3) поддерживается силой государства 4) носит оценочный характер
При выполнении заданий с кратким ответом запишите ответ так, как указано в тексте задания.
21. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального обществ и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
Черты сходства Черты отличия
1) развитие крупной промышленности 2) наличие социальных норм
3) консерватизм мышления, сопротивление реформам, нововведениям 4) создание культурных ценностей
1)1
2)3
3)2
4)1
5)-
6)1 или 4
7)3
8)1
9)2
10)4
11)3
12)1
13)2
14)3
15)3
16)1
17)2
18)3
19)-
20)3
21)-
План по тексту
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Прежде всего наука нацелена на получение нового для человечества знания, открытие того, что еще не известно людям. При этом ей свойственно стремление к объективности, к изучению мира таким, каков он есть вне и независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Так, известный физик М. Планк (1858—1947 гг. ) говорил, что он хочет отыскать такие знания, которые истинны не только для всего человечества, но и для инопланетного разума, если тот вообще существует.
В рамках обыденного сознания правильность своих представлений и суждений мы проверяем повседневной практикой. Особенную убедительность выводы и наблюдения приобретают в том случае, если они подтверждаются не только нашим личных опытом, но и опытом других людей. Науке этого недостаточно. Для подтверждения истинности получаемых знаний в науке используются специальные методы исследования, особые процедуры проверки результатов. В одном из американских словарей наука определяется как «наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретические объяснения естественных явлений». Конечно, такое определение не может рассматриваться как исчерпывающее, но в нем указаны основные методы и средства, используемые в научном познании. Мы еще остановимся на этом вопросе.
К принципам научного исследования относят воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях (так, возможность клонирования была признана научным фактом лишь после того, как соответствующие результаты были получены в ряде научных исследовательских центров), открытость выдвигаемых положений рациональной критике.
Для описания знаний, которые мы добываем в повседневной деятельности, нам достаточно обычных слов, используемые понятия не требуют особой точности. Науке же требуется специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы.
Важной чертой научных исследований является их направленность на получение таких данных, которые не только связаны с сегодняшним днем, но могут найти применение в будущем. Известны многочисленные факты, когда те или иные научные открытия рассматривались современниками как имеющие чисто теоретическое значение, бесполезное в практическом отношении. Однако проходили годы, десятилетия, и знания, добытые наукой, становились основой создания новой техники и технологий, непосредственно влияющих на жизнь людей. Какую, казалось бы, пользу можно было извлечь из открытия Г. Р. Герцем электромагнитных волн? Но спустя десятилетия наш соотечественник А. С. Попов на его основе изобрел привычное нам радио.
1. Цель науки.
2. Отличие обыденного познания от научного
3. Роль личного опыта в познании.
4. Методы и средства
5. Терминология - как язык науки
6. Время - главный экспериментатор научного познания.