Противоречивость общественного прогресса
Противоречивость общественного прогресса...
Тема в разделе "Права и свободы человека", создана пользователем Vashy.
27699
Человеку всегда важно понять своё место в окружающем мире, чтобы сообразовать свои действия с общемировым движением. Задумываясь над смыслом своей жизни, он пытается увидеть смысл и в жизни всего человечества. Было ли некое общее направление в прошедшем развитии общества, стоит ли попытаться изменить его сегодня?
В сочинениях древности мы не находим идеи прогресса – «движения вперёд», от простого к сложному, от низшего к высшему. Наоборот, нередки сетования на бессмысленность человеческих усилий, плоды которых пожирает время. Характерно представление о цикличности жизненного движения, основанное на наблюдении за природой: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит…Что было, то и будет, и нет ничего нового под солнцем» (книга Экклезиаста). Более сложными видели циклы человеческого развития Платон и Аристотель. Наблюдая неизменное в общих чертах повторение людских страстей, религиозные философы говорят нередко о необходимости личного самосовершенствования и бессмысленности попыток исправления человечества в целом.
Однако именно христианству обязана Европа первой мыслью о направленности жизни человечества по пути всё большего познания Господа вплоть до второго его пришествия и установления царства Божьего на земле. Интересно, что для подобных же религиозных верований было характерно представление об оставшейся в прошлом близости человека к богам, ностальгия по ушедшему «золотому веку» (Гесиод), то есть «регрессивное» восприятие истории. Однако грандиозные научные и технические открытия Нового времени, взлёты художественного творчества, революции и реформы похоронили идеи неизменности, цикличности или регресса.
Самому термину «прогресс» дали жизнь французские просветители XVIII века А. Р. Тюрго и А. Кондорсе. Успехи разума, побеждающего природу и изменяющего человеческое общество, каза¬лись Кондорсе неоспоримыми. А. Сен-Симон, социалист-утопист, уже переживший Великую французскую революцию, критерием прогресса соглашался считать только развитие общественной нравственности. Г. В. Ф. Гегель увидел в основе мирового движения осознание своей свободы, а Ф. В. Шеллинг писал о приближении общества к правовому идеалу. Основатель коммунистического движения К. Маркс считал основой человеческой жизни развитие производительных сил, однако прогрессивным он считал совершенствование не только техники, но общественных отношений и самого человека – главного творца материальных и духовных ценностей.
Прогресс -от лат progressus - "движение вперед", "успех") — это направление развития, которое характеризуется поступательным движением общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Социальный прогресс носит противоречивый характер, с одной стороны улучшаются социальные структуры, явления, с другой стороны улучшения могут иметь отрицательный характер. Одно из таких отрицательных явлений указано под номером 4
Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы:1. Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?
2. Каковы основные значения понятия «общество»?
3. Как соотносятся в историческом процессе роли народных масс и выдающихся личностей?
4. В чем заключается противоречивость общественного прогресса?
1. Дарвина, божественная, космическая.
2. Исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.
3. Домарксистская и совр. бурж. социология рассматривает нар. массы как пассивную толпу, как объект воздействия выдающихся личностей. Социальное неравенство и отстранение трудящихся от участия в управлении гос-вом оправдывается утверждением, что нар. массы неспособны к интеллектуальному творчеству в силу своей "косности" и "отсталости".
4. Главное противоречие прогресса - человек пытается всеми способами облегчить себе жизнь, для этого развивает науку и технику, но облегчение жизни делает человека ленивым и ведёт к стагнации, а затем к дерградации. И для того, чтобы прогресс продолжался, необходимо постоянно балансировать на этой грани. И сдерживать развитие, дабы оно не привело к коллапсу.
поскорее очень нужно. 1) Что означает слово «прогресс»? 2) Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс? 3) В чем заключается противоречивость общественного прогресса?
1. Слово «прогресс» в переводе с латинского означает буквально «движение от низшего к высшему».
2. Разным нравственным уровнем или умением грамотно и здраво мыслить.
3. Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъёмов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Часто одним общественным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим – нет.
Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей.
Кто может ответить хоть на что нибудь, желательно пополней овтеты, это на сессию:
1. Дать харак-ку понятиям индивид, инидивидуальность, личность. Типология личности.
2. Как происходит формирование человека как личности. Потребности и мотивы личности, социальные проблемы развития личности.
3. Что такое потребности и интересы. Социальные качества, интересы и поведения личности.
4. Что изучает наука философия, ее значение, основные направления.
5. Сущность и структура деятельности. Основные виды деятельности, их многообразие.
6. Процесс познания, его этапы, социальная роль познания.
7. Охарактеризовать научное познание, как высшую форму познавательной деятельности (этапы научного познания, логика-определение, наука, роль науки в жизни человека)
8. Исторические формы стратификации, классы, касты, сословия, современная стратификация.
9. Докажите, что общество является динамичной системой. Социальным перемещением, теория социальной мобильности ( соц. лифт, вертикальное, горизонтальное перемещение, изменении соц статуса)
10. Как происходит изменение социального статуса личности. Социальные роли личности. Престижность профессии и т. д, престиж в современном обществе.
11. Определение понятий брак и семья. Семья как социальный институт. Типы и виды, формы семейно-брачных отношений (классификация)
12. Проанализировать функции семьи, мотивы вступления в брак и разводов и перспективы в развитии семьи.
13. Исторический процесс. Многообразие путей и форм общественного развития (эволюция и революция)
14. Прогресс и регресс, противоречивость и критерии прогресса, традиции и инновации в развитии общества. Критерии прогресса. Почему прогресс противоречив.
15. Что изучает экономика как наука. Функии экономики и ее роль в жизни общества. Структура современного производства.
16. Виды собственности, основные элементы рыночных отношений, конкуренция и ее роль в экономическом развитии.
17. Бизнес и предпринимательство. Монополия и ее современное проявление. Роль малого и среднего бизнеса экономике. Акционерное общество.
1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"Реальность, которая описывается понятием "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека. Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств. Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки. По определению Р. С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3). Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность"с понятием "личность" Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр. ) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества. Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельст
поскорее очень нужно. 1) Что означает слово «прогресс»? 2) Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс? 3) В чем заключается противоречивость общественного прогресса?
1. Слово «прогресс» в переводе с латинского означает «успех». Имеется в виду тот успех, для достижения которого были приложены значительные усилия.
2. Разнообразие взглядов на прогресс объясняется обширными научными школами, зачастую имеющими прямо противоположный взгляд на феномен прогресса.
3. Противоречивость прогресса заключается в том, что некоторые люди считают, что прогресс – негуманен по отношению к человеку. Существуют различные мнения на этот счёт. Люди дискутируют.
ответить на билет по обществознанию) "Проблема общественного прогресса"
Главной проблемы общественного прогресса есть противоречия общестенного прогресса.
Противоречия о. п:
-экономическая нестабильность (безработица, во время НТР)
-потеря культурной уникальности (усиление глобализации)
-новые установки общественного сознания, потеря старых.
В чём состоит противоречивость социальных последствий научно-технического прогресса?
Положительные стороны, я думаю, можно придумать самим, ну вот набросок. наряду с положительными последствиями, такими как улучшения уровня жизни, облегчения многих процессов как бытовых, так и многих других, труда например, остро встают проблемы "отцов и детей" на современном поколении ярко видно, что технологии создают огромный разрыв между поколениями
в связи с нтп, часто возникает ситуация, когда представители ныне ненужных профессий остаются безработными
к слову, можно сказать и о массовой культуре, появление которой неразрывно связанно с научно - технической революцией.
цитируя своего бывшего школьного учителя скажу так "чтобы послушать шаляпина, нужно было побриться, одеть фрак, отправиться в концертный зал, общаться в фое с людьми и наслаждаться музыкой, но с появлением патифона, все это для многих ушло в небытье, купи патифон - и шаляпин всегда с тобой " ) сюда же относится и телевидение которое очень сильно влияет на массовое сознание и прочее и прочее
так-же можно добавить загрязнение окр среды ( связанное как с промышленным переворотом, так и с нтп, всякие химии и прочее )
в том, что развитие науки и техники ведет к неверию. например, сейчас можно подделать любую фотографию и видео через фотошоп. если раньше фотография была неопровержимым доказательством, то сейчас вы можете сказать, что это подделка. или вот раньше в спарте больных детей бросали, и все были здоровые. сейчас больных лечат и от них рождаются тоже больные дети, генофонд портится и болезни накапливаются
1. В чём состоит противоречивость социальных последствий научно-технического прогресса? 2. Приведите примеры того, как образование взаимосвязано с другими сферами духовной культуры-религией, моралью, наукой, искусством. 3. Какова роль морали в современном обществе?
В том, что развитие техники и науки ведет к неверию. Например Сейчас можно подделать любые фотонрафии или видио через определенные программы к примеру фотошоп и т. п. Если раньше фотография была как бы так сказать докозательством, То сейчас могут подумать что это подделка. ..
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "критерий общественного прогресса"
Общественный прогресс - это такое развитие, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Критерий общественного прогресса - это универсальная, связанная с человеком, характеристика прогресса, работающая вне зависимости от страны и уровня ее развития.
Критерием общественного прогресса может выступать средняя продолжительность жизни человека. Другим критерием общественного прогресса можно считать уровень развития различных сфер культуры.