Девиантное поведение
Девиантное поведение...
Тема в разделе "Экономический рост", создана пользователем kakawka.
30435
Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)[1].
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятиеаномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов. Последователь Дюркгейма, американский социолог Роберт Кинг Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека.
Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
Топос - тип категорий в теории категорий, по своим свойствам напоминающих и обобщающих категорию множеств.
Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения
Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.
Брак - БРАЧНЫЙ СОЮЗ, СУПРУЖЕСТВО
Толерантность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни
Геноицид - действия, совершаемые с намерением уничтожить, этническую, рассовую или религиозную группу.
Фашизм - обобщённое название специфических крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа. ..
Преступление - нарушение закона
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм
социальные нормы - стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность
В примера девиантности можно привести Альберта Эйнштейна - гениального физика-теоретика, создавшего частную и общую теории относительности, автора основополагающих трудов по квантовой теории света и мн. др. , но совершенно беспомощного в быту, чрезвычайно рассеянного и оторванного от жизненной действительности.
Другим примером девиантности, но в искусстве, является Сальвадор Дали. Едва ли в художественной культуре человечества новейшего времени найдется личность, обладавшая таким творческим потенциалом и универсализмом. Магическая притягательность его произведений вселяет необъяснимый ужас и восторг,.
Девиантное поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность. Так например, при наличии в обществе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным.
1. Понятие "отклоняющееся поведение".
2. Причины отклоняющегося поведения:
а) психологические;
б) социологические;
в) культурологические.
3. Характер девиантного поведения:
а) индивидуальный;
б) коллективный.
4. Группы риска.
5. Типы девиантного поведения:
а) инновация;
б) ритуализм;
в) ретритизм;
г) бунт, мятеж.
6. Проявления отклоняющегося поведения:
а) преступность;
б) алкоголизм и наркомания.
7. Социальные санкции: а) позитивные; б) негативные.
Подростки бывают пьяные наркоманами2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Мы уже рассматривали, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних. 1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской
.
Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность. 5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида. Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
1. 3. Девиантное поведение как результат нарушения процесса социализации Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди представителей различных наук. Проблема социализации отражена в работах ведущих социальных психологов (Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, И. С. Кона, Е. С. Кузьмина, Б. Д. Парыгина), а также педагогов (Р. Г. Гуровой). Процессы десоциализации и ресоциализации рассмотрены криминологами, юристами, в частности в работах Ю. М. Антоняна, В, Н. Кудрявцева, Н. А. Стручкова, А. Р. Ратинова, A.M. Яковлева и других. И. С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» (49, С. 22). Б. Д. Парыгин дает следующее определение социализации: «Процесс социализации - вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». (63, С. 124)Г. М. Андреева рассматривает социализацию как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводствасистемы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». (3, С. 338) Итак, социализация предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. Процесс социализации, или, по словам Л. С. Выготского, «процесс врастания в человеческую культуру», осуществляется как в результате целенаправленных воспитательных усилий, осуществляемых семьей, учебно-воспитательными учреждениями, так и в результате непосредственного влияния среды при активном избирательном отношении индивида к нормам, ценностям своего окружения, к оказываемым воспитательным воздействиям, при активном взаимодействии со своим окружением и самостоятельном воспроизводстве социальных связей. Социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на него, и требующих от него определенного поведения и определенной активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.