Что считать малой соц. группой и на каком основании они выделяются?
Что считать малой соц. группой и на каком основании они выделяются?...
Тема в разделе "Социальные нормы. Социальное поведение", создана пользователем LAX.
32556
Малая социальная группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.
Отличительные признаки малой группы: Пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов. Наличие постоянной цели совместной деятельности. Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы. Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли). Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе. Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.
1. Верны ли данные суждения о праве?
А. Право – это официально признанные возможности, которыми располагают граждане и
организации.
Б. Право регулирует общественные отношения с позиций добра и зла.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны
2. Нормами какого права регулируются отношения, связанные с нанесением морального ущерба.
1) административного 2) уголовного 3) гражданского 4) трудового
3. В каком году была принята Конституция РФ?
1) 1991 2) 1993 3) 1995 4) 1997
4. Каким термином обозначают правовую связь человека с государством?
1) закон 2) гражданство 3) национальность 4) конституция
5. Как, согласно Конституции, называется парламент РФ?
1) Федеральное Собрание 2) Государственная дума
3) Совет Федерации 4) Верховный совет
6. Определение «Общеобязательное правило поведения, установленное государством и
закреплённое в нормативных правовых актах» относится к понятию
1) институт права 2) отрасль права 3) норма морали 4) норма права
7. К признакам прав человека не относится
1) признаются как естественные 2) принадлежат только гражданам государства
3) имеют неотчуждаемый характер 4) признаются высшей социальной ценностью
8. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребёнком признаётся лицо, не достигшее
возраста
1) 14 лет 2) 16 лет 3) 18 лет 4) 21 год
9. Верны ли данные суждения?
А. Кандидат на должность Президента РФ должен иметь российское гражданство.
Б. Кандидат на должность Президента РФ должен быть не моложе 35 лет.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны
10. Верны ли данные суждения?
А. Семья является малой группой, связанной общностью быта.
Б. Важнейшей функцией семьи является воспитание детей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны
11. К недвижимому имуществу относится
1) акция 2) облигация 3) вексель 4) дача
12. По Конституции РФ – светское государство, что означает
1) в РФ запрещены все религии
2) в РФ не существует государственной религии
3) в РФ разрешены все религии
4) в РФ церковь не отделена от государства
13. Какая форма правления закреплена Конституцией РФ?
1) республика 2) парламентская республика
3) монархия 4) президентская республика
14. Укажите признак правового государства
1) налоговые сборы 2) однопартийная система
3) публичная власть 4) гарантированность прав и свобод граждан
___________________________________________________________________________________
15. Все термины, за исключением одного, связаны с понятием «гражданское общество».
Укажите лишний термин.
Семья, политическая партия, акционерное общество, орган власти, местное самоуправление.
16. Что из перечисленного относится к административным проступкам?
1) нарушение правил дорожного движения
2) вымогательство
3) убийство
4) нецензурная брань
5) распитие спиртных напитков в общественных местах
6) грабёж
17. Какое слово пропущено в схеме?
Право собственности
владение ………….. Распоряжение
18. Установите соответствие
А) указы Президента РФ 1) законы
Б) Семейный кодекс РФ 2) подзаконные акты
В) постановление Правительства РФ
Г) Уголовный кодекс РФ
19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «публичное право»?
Составьте два предложения, содержащие информацию о публичном праве.
20. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»?
Составьте два предложения, содержащие информацию о морали.
1) 1
2) 3
3) 2
4)2
5) 1
6) 4
7)2
8)2
9)3
10) 3, но думаю, что для нынешнего периода времени характерен 4 вариант. Т. к в наше время довольно много создается семей, которые хотят извлечь из брака совсем другие выгоды.
11) 4
12) 2
13) 1
14)4
15) Орган власти
16) 1, 4, 5
17)Пользование
18)А-2, Б-1, В-2, Г-1
19 и 20 Сами
1. Верны ли данные суждения о праве?
А. Право – это официально признанные возможности, которыми располагают граждане и
организации.
Б. Право регулирует общественные отношения с позиций добра и зла.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны
2. Нормами какого права регулируются отношения, связанные с нанесением морального ущерба.
1) административного 2) уголовного 3) гражданского 4) трудового
3. В каком году была принята Конституция РФ?
1) 1991 2) 1993 3) 1995 4) 1997
4. Каким термином обозначают правовую связь человека с государством?
1) закон 2) гражданство 3) национальность 4) конституция
5. Как, согласно Конституции, называется парламент РФ?
1) Федеральное Собрание 2) Государственная дума
3) Совет Федерации 4) Верховный совет
6. Определение «Общеобязательное правило поведения, установленное государством и
закреплённое в нормативных правовых актах» относится к понятию
1) институт права 2) отрасль права 3) норма морали 4) норма права
7. К признакам прав человека не относится
1) признаются как естественные 2) принадлежат только гражданам государства
3) имеют неотчуждаемый характер 4) признаются высшей социальной ценностью
8. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребёнком признаётся лицо, не достигшее
возраста
1) 14 лет 2) 16 лет 3) 18 лет 4) 21 год
9. Верны ли данные суждения?
А. Кандидат на должность Президента РФ должен иметь российское гражданство.
Б. Кандидат на должность Президента РФ должен быть не моложе 35 лет.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны
10. Верны ли данные суждения?
А. Семья является малой группой, связанной общностью быта.
Б. Важнейшей функцией семьи является воспитание детей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны
11. К недвижимому имуществу относится
1) акция 2) облигация 3) вексель 4) дача
12. По Конституции РФ – светское государство, что означает
1) в РФ запрещены все религии
2) в РФ не существует государственной религии
3) в РФ разрешены все религии
4) в РФ церковь не отделена от государства
13. Какая форма правления закреплена Конституцией РФ?
1) республика 2) парламентская республика
3) монархия 4) президентская республика
14. Укажите признак правового государства
1) налоговые сборы 2) однопартийная система
3) публичная власть 4) гарантированность прав и свобод граждан
___________________________________________________________________________________
15. Все термины, за исключением одного, связаны с понятием «гражданское общество».
Укажите лишний термин.
Семья, политическая партия, акционерное общество, орган власти, местное самоуправление.
16. Что из перечисленного относится к административным проступкам?
1) нарушение правил дорожного движения
2) вымогательство
3) убийство
4) нецензурная брань
5) распитие спиртных напитков в общественных местах
6) грабёж
17. Какое слово пропущено в схеме?
Право собственности
владение ………….. распоряжение
18. Установите соответствие
А) указы Президента РФ 1) законы
Б) Семейный кодекс РФ 2) подзаконные акты
В) постановление Правительства РФ
Г) Уголовный кодекс РФ
1) 1
2) 3
3) 2
4)2
5) 1
6) 4
7)2
8)2
9)3
10) 3, но думаю, что для нынешнего периода времени характерен 4 вариант. Т. к в наше время довольно много создается семей, которые хотят извлечь из брака совсем другие выгоды.
11) 4
12) 2
13) 1
14)4
15) Орган власти
16) 1, 4, 5
17)Пользование
18)А-2, Б-1, В-2, Г-1
Нужно составить тезисный план?Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer — целый) — состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Развитой исследователи считают малую группу, в которой, во-первых, сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше, а во-вторых, эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
Согласно теории современного российского психолога А. В. Петровского, группу условно можно представить состоящей из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции. В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. На основе представлений о трех слоях группы строятся представления о групповой интеграции. Так, о групповой интеграции свидетельствует, с одной стороны, эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе (проявление первого слоя), с другой — оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач (проявление второго слоя). Наконец, еще один показатель групповой интеграции — степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности (проявление третьего слоя).Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства. О них вы узнаете в следующих параграфах.
Согласно экспериментальным данным, к числу процессов, способствующих групповой интеграции, относят возникновение чувства «Мы» и его ощутимое усиление, например, в ситуациях межгруппового соревнования. Помимо этого, на групповую интеграцию всегда влияет конфликтная ситуация, усиливающая значение групповых норм и правил поведения.
Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку. (Если кому-либо приходилось сбегать с уроков, вспомните, происходило это в одиночку или в компании одноклассников. В какой степени вы осознавали ответственность за свой поступок в том и другом случае?) Деиндивидуализация личности проявляется, в частности, в группах антисоциального характера, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе.
Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу. Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.
Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.
1) Групповая интеграция.
2) В развитой малой группе есть дифференцированная система всех видов отношений, соответствующих социальным нормам.
3) Три составляющих слоя группы согласно теории А. В. Петровского.
4) Процессы сплоченности, руководства и лидерства - важные факторы групповой интеграции.
5) С групповой интеграцией связана деиндивидуализация личности в группе.
6) Интеграция связана с дружескими отношениями - эмоциональной привязанностью друг к другу.
7) Дружеские отношения - одна из главных особенностей межличностных отношений у подростков.
СДЕЛАТЬ
1. Средства массовой информации являются:
А) ближайшей социальной средой
подростка
Б) дальней социальной средой
подростка
В) не входят в социальную
среду подростка
2. Определите пример
косвенного влияния на подростка
А) родители из-за плохих оценок
не отпустили подростка на дачу с
друзьями
Б) другу подростка за хорошее
окончание учебного года купили новый
компьютер
В) после победы подростка в
велогонке друзья стали относиться более
уважительно
3. баскетбольный кружок является
А) малой
социальной группой
Б) большой социальной группой
В) политической группой
4. В составе социальной группы
у человека
А) вырабатываются правила и нормы поведения
Б) формируется речь
В) верно все перечисленное
5. Понятие «конформизм»
означает
А) отстаивание собственной точки
зрения
Б) изменение своего мнения или поведения под влиянием другого
человека или группы
В) противопоставление своего
мнения или поведения группе
6. Межличностные отношения
являются характеристикой
А) большой социальной группы
Б) малой социальной группы
В) национальной группы
7. Определите, в каких
ситуациях можно говорить о межличностных отношениях
А) одноклассники отмечают день
рождение товарища по классу
Б) зрители на стадионе болеют за футбольную команду.
В) люди в метро ждут прибытие
поезда
8. Обязательным условием
существования любой малой социальной группы является
А) принадлежность к одному поколению
Б) одинаковый тип темперамента
В) взаимопонимание
9. Какое понятие исторически появилось позднее
других
А) «Они»
Б) «Я»
В) «Мы»
10. Какое понятие
исторически появилось раньше других
А) «Они»
Б) «Я»
В) «Мы»
11. Толерантность предполагает
А) терпимость к другому образу жизни, поведению. Мнениям, вере
Б) навязывание окружающим своего образа жизни и идей
В) нетерпимость к
чужому образу жизни, поведению, вере
Г) подчинение чужому образу жизни
12. Примером толерантного поведения является
А) конфликт на национальной почве
Б) переход из одной религии в
другую
В) совместная мирная поездка
на футбольный матч фанатов разных клубов
13. Известно золотое правило
нравственности «Относись к другим людям
так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Как вы понимаете это правило, считаете ли его
справедливым?
1. Б
2. В
3. А
4. А
5. Б
6. Б
7. А
8. В
9. Б
10. А
11. А
12. В
13. Золотое правило нравственности я понимаю так, каждый должен относится к другому так, как он хотел бы как относились бы к
нему. То есть нужно понять, как хотечется, чтобы относились к человеку, и точно также относиться к другому.
Я считаю это правило справедливым.
)
Прочтите текст и выполните задания С1—С4Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие. К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру. К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп. В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5—7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена. (Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). С2. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора. СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия. С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном доме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка забирает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство. Какие указанные в тексте признаки малой группы проявляются в данном примере?
С4. Межличностное взаимовлияние, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, определенная локализация в пространстве. C2. Наличие общих целей, традиций, интересов, общая деятельность. C3. Формальные группы построены на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. А в неформальной, стихийно складывающиеся объединений людей, отношения которых не регламентируют их действий. C1. 1. Виды социальных групп. 2. Отношения людей в формальных и неформальных группах. 3. Основные характеристики малой группы.
1. Под большой социальной группой понимают:
А) группы людей одного возраста
Б) группы людей одного пола
В) группы людей одной национальности
Г) всё вышеперечисленное
2. Возрастными границами молодёжи принято считать интервал:
А) 15-25 лет
Б) 16-30 лет
В) 14-30 лет
Г) 18-30 лет
3. Перечислите четыре проблемы молодёжи в современном обществе.
4. А) Малолетними называют детей от ____ до _____ лет
Б) Несовершеннолетние- это лица в возрасте от ____ до ____ лет
5. Способность приобретать и реализовывать права и обязанности – это:
А) правоспособность Б) дееспособность
В) законность Г) деликтоспособность
6. Уголовная ответственность в РФ наступает:
А) с 16 лет Б) с 18 лет
В) с 15 лет Г) с 13 лет
7. Система обязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены государством, охраняются им, это:
А) указ Б) постановление
В) право Г) закон
8. Принадлежность лица к данному государству называется:
А) подданством Б) почётом
В) национальностью Г) гражданством
9. Соотнесите понятия и определения:
А) Собрание 1) Публичное шествие людей с плакатами,
транспарантами.
Б) Митинг 2) Это совместное присутствие группы
граждан в определенном месте
для обсуждения или ре¬шения
определенной проблемы.
В) Демонстрация 3)массовое собрание граждан,
форма публичного выра¬жения
требований по конкретному вопросу.
10. Соотнесите права с их конкретным содержанием:
А) гражданские (личные) права 1) право избирать и быть избранными;
2) право на участие в управлении делами государства;
Б) политические права 3) право на неприкосновенность жилища;
4) право на свободу передвижения и выбор места
жительст¬ва
5) право на свободу и личную
неприкосновенность;
6) право на
объединение для защиты своих интересов
11. Соотнесите права и ответственность детей с их возрастом:
А) 14 лет
1) обращаться в суд
Б) 16 лет 2) заниматься предпринимательской деятельностью
3) получить паспорт
4) административная ответственность
5) участвовать в общественных организациях
12. Назовите обязанности граждан РФ.
1 А
2 В
3 алкоголизм, наркомания, физическое насилие, зависимость от компьютера и т. п
4. От 7 до 14
от 14 до 18
5. А
6. А
7. Г
8. Г
9. Собрание для обсуждение и решения
митинг публичное шествие людей с плакатами
демонстрация массовое собрание граждан
10. А - 3 4 5
Б - 1 2 6
11 А 3
Б 1 2
12 соблюдать Конституционные законы
Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6.
Прибыль - это конечный результат, ради которого предприятие и осуществляет свою деятельность. Для того чтобы рассчитать прибыль от реализации произведённой продукции, нужно из полученного дохода вычесть себестоимость. Предприятие может получать и дополнительную прибыль, например от продажи или сдачи в аренду неиспользуемого оборудования или от участия своими капиталами в других предприятиях.
Если себестоимость выше, чем доход, получаемый от реализации продукции, то предприятие терпит убыток. Безусловно, убыток - это плохой результат. Однако сам факт отрицательной прибыли ещё не говорит о том, что необходимо прекращать производить продукцию. Ведь если предприятие не будет производить и продавать продукцию, его затраты не будут равны нулю. Даже при нулевом объёме производства предприятие тратит деньги на содержание здания (его отопление, водоснабжение, энергообеспечение), зарплату персонала и др. - несёт постоянные затраты. Значит, если прекратить производство, часть затрат останется, а доход будет равен нулю, и предприятие опять-таки окажется в убытке. Поэтому при отрицательной прибыли от реализации продукции руководству предприятия необходимо не принимать решение о прекращении производства, а предпринимать шаги по снижению себестоимости продукции и увеличению спроса на неё.
Любое предприятие стремится получить как можно бóльшую прибыль, потому что именно на эти средства после уплаты налогов предприятие сможет развиваться, приобретать новое оборудование, осваивать новые направления деятельности, обеспечивать благосостояние своих сотрудников.
Прибыль, которая остаётся в распоряжении предприятия, как правило, делится на две части: фонд потребления и фонд накопления. Фонд потребления предприятие тратит на материальное поощрение своих сотрудников, социальную сферу, из фонда потребления выплачиваются дивиденды акционерам. Фонд накопления предприятие оставляет «про запас». Именно на эти деньги, накапливаемые из года в год, расширяется бизнес, покупается новое оборудование, ведутся разработки новой технологии, то есть обеспечивается развитие предприятия.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что такое себестоимость товара (услуги)? Как рассчитывается прибыль от реализации продукции? Какие источники дополнительной прибыли могут быть у предприятия?
C3. Что называют постоянными затратами? Почему решение об остановке предприятия с отрицательной прибылью, как правило, неверное? В каком случае, по Вашему мнению, необходимо всё-таки остановить предприятие?
С4. Почему шаги по снижению себестоимости продукции - неоднозначное решение владельцев предприятия (укажите два преимущества и два недостатка подобного решения)?
С5. Что автор текста называет развитием предприятия? Объясните, почему эта деятельность важна.
С6. Почему все общество заинтересовано в прибыльности и развитии предприятий? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
1) понятие себестоимости и прибыли от реализации продукции; 2) влияние отрицательной прибыли на производство предприятия; 3) стремление предприятия к максимальной прибыли; 4) значение фонда потребления и фонда накопления.
С2. Что такое себестоимость товара (услуги)? Как рассчитывается прибыль от реализации продукции? Какие источники дополнительной прибыли могут быть у предприятия? Себестоимость — это затраты предприятия на производство и реализацию продукции и услуг. Для того чтобы рассчитать прибыль от реализации произведённой продукции, нужно из полученного дохода вычесть себестоимость. Предприятие может получать и дополнительную прибыль от продажи или сдачи в аренду неиспользуемого оборудования или от участия своими капиталами в других предприятиях.
C3. Что называют постоянными затратами? Почему решение об остановке предприятия с отрицательной прибылью, как правило, неверное? В каком случае, по Вашему мнению, необходимо всё-таки остановить предприятие? Постоянными производственными затратами являются расходы на рекламу, арендную плату, содержание здания (его отопление, водоснабжение, энергообеспечение), зарплату персонала, амортизацию основных средств и нематериальных активов. Решение об остановке предприятия с отрицательной прибылью является неверным, т. к. даже при нулевом объёме производства предприятие вынуждено тратить деньги на содержание здания. Предприятие необходимо остановить, если его деятельность противозаконна, имеются налоговые правонарушения, признание предприятия банкротом по решению арбитражного суда.
С4. Почему шаги по снижению себестоимости продукции - неоднозначное решение владельцев предприятия (укажите два преимущества и два недостатка подобного решения)? Использование резервов снижения себестоимости служит увеличению прибыли и повышению конкурентоспособности продукции. Однако, имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: высвобождается оборотный капитал, улучшается финансовое состояние предприятия и снижается степень банкротства. Недостатки: затраты на рекламную деятельность, изменение объема продукции и сокращение персонала.
С5. Что автор текста называет развитием предприятия? Объясните, почему эта деятельность важна. Для предприятия важно развиваться, приобретать новое оборудование, осваивать новые направления деятельности, обеспечивать благосостояние своих сотрудников. Это объясняется тем, что предприятие желает определить свое место на рынке, понять целевую аудиторию, найти ключевых клиентов, новые технологии, политику роста и финансирования.
С6. Почему все общество заинтересовано в прибыльности и развитии предприятий? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения. Согласна, что все общество заинтересовано в прибыльности и развитии предприятий, потому что:
1. Прибыль - это основной источник производственного и социального развития предприятия.
2. Бизнес является основной частью существования общества. Общество без развития бизнеса не имеет возможности собственного развития. Совершенствование технологий, появление новых товаров, строительство - все это является результатом бизнеса.
Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6.
Прибыль - это конечный результат, ради которого предприятие и осуществляет свою деятельность. Для того чтобы рассчитать прибыль от реализации произведённой продукции, нужно из полученного дохода вычесть себестоимость. Предприятие может получать и дополнительную прибыль, например от продажи или сдачи в аренду неиспользуемого оборудования или от участия своими капиталами в других предприятиях.
Если себестоимость выше, чем доход, получаемый от реализации продукции, то предприятие терпит убыток. Безусловно, убыток - это плохой результат. Однако сам факт отрицательной прибыли ещё не говорит о том, что необходимо прекращать производить продукцию. Ведь если предприятие не будет производить и продавать продукцию, его затраты не будут равны нулю. Даже при нулевом объёме производства предприятие тратит деньги на содержание здания (его отопление, водоснабжение, энергообеспечение), зарплату персонала и др. - несёт постоянные затраты. Значит, если прекратить производство, часть затрат останется, а доход будет равен нулю, и предприятие опять-таки окажется в убытке. Поэтому при отрицательной прибыли от реализации продукции руководству предприятия необходимо не принимать решение о прекращении производства, а предпринимать шаги по снижению себестоимости продукции и увеличению спроса на неё.
Любое предприятие стремится получить как можно бóльшую прибыль, потому что именно на эти средства после уплаты налогов предприятие сможет развиваться, приобретать новое оборудование, осваивать новые направления деятельности, обеспечивать благосостояние своих сотрудников.
Прибыль, которая остаётся в распоряжении предприятия, как правило, делится на две части: фонд потребления и фонд накопления. Фонд потребления предприятие тратит на материальное поощрение своих сотрудников, социальную сферу, из фонда потребления выплачиваются дивиденды акционерам. Фонд накопления предприятие оставляет «про запас». Именно на эти деньги, накапливаемые из года в год, расширяется бизнес, покупается новое оборудование, ведутся разработки новой технологии, то есть обеспечивается развитие предприятия.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что такое себестоимость товара (услуги)? Как рассчитывается прибыль от реализации продукции? Какие источники дополнительной прибыли могут быть у предприятия?
C3. Что называют постоянными затратами? Почему решение об остановке предприятия с отрицательной прибылью, как правило, неверное? В каком случае, по Вашему мнению, необходимо всё-таки остановить предприятие?
С4. Почему шаги по снижению себестоимости продукции - неоднозначное решение владельцев предприятия (укажите два преимущества и два недостатка подобного решения)?
С5. Что автор текста называет развитием предприятия? Объясните, почему эта деятельность важна.
С6. Почему все общество заинтересовано в прибыльности и развитии предприятий? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения.
С1
1) Что такое прибыль?
2) Убытки и как с ними бороться
3) Значение прибыли на предприятии
4) Части прибыли
С2
Себестоимость – это затраты (издержки) на производство продукции, выполнение работ или оказание услуг. Чтобы рассчитать прибыль от реализации продукции, нужно из полученного дохода вычесть себестоимость. Предприятие может получать и дополнительную прибыль, например от продажи или сдачи в аренду неиспользуемого оборудования или от участия своими капиталами в других предприятиях.
С3
Постоянные затраты — это затраты, которые не меняются с изменением объема производства. Даже при нулевом объёме производства предприятие тратит деньги на содержание здания (его отопление, водоснабжение, энергообеспечение), зарплату персонала и др. - несёт постоянные затраты. Остановить предприятие нужно в том случае, если не получится выйти из сложившейся ситуации.
С4
Положительные:
1)возможность выйти из кризиса
2)увеличение количества товаров
Отрицательные:
1)возможность ухудшения качества товара
2)нереальность работы предприятия на максимальных возможностях
С5
Расширяется бизнес, покупается новое оборудование, ведутся разработки новой технологии, то есть обеспечивается развитие предприятия. Эта деятельность важна для того, чтобы предприятие совершенствовало свою технологию, выпускала более качественный товар и т. д.
С6
1) За счёт развития предприятия увеличивается доход граждан, связанных с данным предприятиям
2) предприятие будет производить более качественный товар, который удовлетворит покупателя
С. 1
1. Прибыль - это конечный результат, ради которого предприятие и осуществляет свою деятельность.
2. При отрицательной прибыли от реализации продукции руководству предприятия необходимо не принимать решение о прекращении производства, а предпринимать шаги по снижению себестоимости продукции и увеличению спроса на неё.
3. Прибыль, которая остаётся в распоряжении предприятия, делится на две части: фонд потребления и фонд накопления.
С. 2
Себестоимость товара (услуг) - это выраженная в денежной форме сумма затрат на используемые в процессе производства природные ресурсы, сырье, материалы, топливо, энергию, основные фонды, нематериальные активы, трудовые ресурсы, а также других затраты на ее производство и реализацию.
Прибыль исчисляется от выручки путем вычета всех относящихся к данному товару издержек (и постоянных и переменных).
С. 3
Постоянные затраты - элемент модели точки безубыточности, представляющий собой затраты, которые не зависят от величины объёма выпуска, противопоставляемые переменным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Увеличение объёмов производства приводит к уменьшению постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, что повышает прибыль с единицы продукции за счёт положительного эффекты масштаба.
С. 4
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации. Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
С. 5
Развитие предприятия (по словам автора) - любое предприятие, которое стремится получить как можно большую прибыль, потому что именно на эти средства после уплаты налогов предприятие сможет развиваться, приобретать новое оборудование, осваивать новые направления деятельности, обеспечивать благосостояние своих сотрудников.
С. 6
Прибыль - единственный источник расширения производства, улучшения жизни людей без инфляции. Все остальные источники связаны с изътием денег у предпринимателей и населения.