Какая революция повлекла за собой возникновение индустриального общества?
Какая революция повлекла за собой возникновение индустриального общества?...
Тема в разделе "", создана пользователем DeLeMa.
3404
Трансформация осуществляется в результате промышленной революции и связанного с ней быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума.
Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 50-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.
Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.
Ответом на это задание служит первый абзац текста.
Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 50-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.
Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание еще в конце 50-х годов; причем весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведет к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.
Однако реальные социально-экономические процессы все очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает все большую власть и перераспределяет в свою пользу все большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене еще одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто неспособен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определенность, и не принимать ее во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.
В. Л. Иноземцев
C1. Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает втор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?
С2. Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Какие аргументы он привел? Укажите три аргумента.
С3. Какой еще один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.
С4. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента в поддержку того, что «информация представляет собой самый демократичный источник власти»
В С 1: ответом является 1 абзац текста
Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание еще в конце 50-х годов; причем весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведет к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.
в С3"Возможно, автор говорит о т. н. "синих воротничках", или же о буржуазиии.
СДЕЛАЙТЕ ПЛАН ПО ТЕКСТУ
Сравнивая теорию общественно-экономических формаций и теорию постиндустриального общества, мы видим в них немало общего.
Во-первых, в рамках обеих теорий выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человеческого общества. Во-вторых, обе теории базируются на признании источником общественного прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от кочевого скотоводства к оседлому земледелию, от цехового производства к крупномасштабной промышленности и предпринимательству, развитие городской жизни, создание массового производства и т. п. ). В-третьих, и классики марксизма, и создатели теории постиндустриального общества отмечали, что сами эти переходы от одних состояний общества к другим носят характер революционных изменений (вспомним: аграрная революция, промышленная революция и т. п. ).
Вместе с тем между этими двумя взглядами на историю есть и существенные различия. Наиболее очевидным является несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло в своем общественно-историческом развитии человечество. Однако более существенно другое. Учитывая значимость социально-экономических факторов в развитии общества, сторонники теории постиндустриального общества подчеркивают особую и все возрастающую роль духовной стороны общественной жизни: знаний людей, их ценностных ориентиров, жизненных устремлений. Грамотность, образование принесли с собой те социальные и культурные достижения, отмечает Дж. Гэлбрейт,«которые я считаю намного более важными, чем любой продукт технического прогресса».
В этой позиции сторонники теории постиндустриального общества сближаются с теми исследователями, которые разделяют идеи теории локальных цивилизаций.
1) Общее между теориями
а) основа на крупных этапах развития общества
б) признание общественного прогресса в сфере материального производства
в) признание революционного характера переходов между стадиями общественного развития
2) Различия между теориями
а) разность в понимании пройденных этапов развития общества
б) Признание важности духовного развития сторонниками еории постиндустриального общества
3) Сближение сторонников теории постиндустриального общества и последователей идей теории локальных цивилизаций.
СДЕЛАЙТЕ ПЛАН ПО ТЕКСТУ
Сравнивая теорию общественно-экономических формаций и теорию постиндустриального общества, мы видим в них немало общего.
Во-первых, в рамках обеих теорий выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человеческого общества. Во-вторых, обе теории базируются на признании источником общественного прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от кочевого скотоводства к оседлому земледелию, от цехового производства к крупномасштабной промышленности и предпринимательству, развитие городской жизни, создание массового производства и т. п. ). В-третьих, и классики марксизма, и создатели теории постиндустриального общества отмечали, что сами эти переходы от одних состояний общества к другим носят характер революционных изменений (вспомним: аграрная революция, промышленная революция и т. п. ).
Вместе с тем между этими двумя взглядами на историю есть и существенные различия. Наиболее очевидным является несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло в своем общественно-историческом развитии человечество. Однако более существенно другое. Учитывая значимость социально-экономических факторов в развитии общества, сторонники теории постиндустриального общества подчеркивают особую и все возрастающую роль духовной стороны общественной жизни: знаний людей, их ценностных ориентиров, жизненных устремлений. Грамотность, образование принесли с собой те социальные и культурные достижения, отмечает Дж. Гэлбрейт,«которые я считаю намного более важными, чем любой продукт технического прогресса».
В этой позиции сторонники теории постиндустриального общества сближаются с теми исследователями, которые разделяют идеи теории локальных цивилизаций.
1) Общее между теориями
а) основа на крупных этапах развития общества
б) признание общественного прогресса в сфере материального производства
в) признание революционного характера переходов между стадиями общественного развития
2) Различия между теориями
а) разность в понимании пройденных этапов развития общества
б) Признание важности духовного развития сторонниками еории постиндустриального общества
3) Сближение сторонников теории постиндустриального общества и последователей идей теории локальных цивилизаций.
Задания формата
С1-С4
Текст
2
Смешанная экономика представляет собой переплетение, смешение двух противоположных начал: стихийного (бессознательного, иррационального) и сознательного (разумного, рационального). Перспектива развития смешанной экономики связана с научно-техническим прогрессом (НТП), современной научно-технической революцией (НТР), обусловливающих объективное становление, возникновение принципиально нового типа экономики — сознательно организованной рациональной экономики постиндустриальной цивилизации. <...>
Противоположностью сознательного начала рациональной экономики является стихийное начало рыночной экономики. На ранних стадиях развития индустриальная цивилизация была свободна от государственного вмешательства в ее экономику. Стихийное, бессознательное начало безраздельно господствовало в рыночной экономике индустриальной цивилизации. На поздних стадиях жизни индустриальной цивилизации положение дел кардинально меняется: стихийный рынок свободной конкуренции постоянно урезывается, его господствующее положение постепенно замещает новый тип экономики — сознательно организованная рациональная экономика. Государство, олицетворяя сознательное начало, активно регулирует экономическую сферу жизни: программирует, планирует, прогнозирует социально-экономическое поведение хозяйствующих субъектов.
Стихийно-рыночное
свободное предпринимательство постепенно уступает свои господствующие позиции
смешанной экономике, сознательно регулируемой государством.
<...>
Необходимость активного вмешательства в высококонцентрированную,
монополизированную экономику индустриального общества была блестяще
продемонстрирована в период преодоления мирового экономического кризиса
1929-1933 годов. В 30-е годы XX столетия этим кризисом были охвачены все страны
индустриального мира. Массовая безработица. Производство промышленной
продукции было отброшено на несколько десятилетий назад. В 1932 году в США оно
оказалось ниже докризисного уровня на 46%, в Германии — на 47%, во Франции — на
31%, в Англии — на 16, 5%. Опустели рудники, потухли домны, бездействовали
заводы и фабрики. Кризис в промышленности слился с аграрным кризисом. Тысячи
банков, промышленных и торговых компаний обанкротились. Но крупные корпорации,
поглотившие множество мелких и средних фирм, удержались благодаря помощи
государства.
<...>
В наши дни представители экономического либерализма и кейнсианства ведут
ожесточенные споры: что лучше для высокоразвитого индустриального общества —
сознательное вмешательство государства в экономику или стихийная, свободная (от
государственного вмешательства) рыночная конкуренция. Идеологи экономического
либерализма по-прежнему утверждают, что свободный рынок саморегулирует себя и автоматически обеспечивает равновесие экономики
Э. П. Кирюх
С1. Какой принципиально новый тип экономики прогнозирует автор? Какую специфическую характеристику экономики этого типа он указывает С2. Какие два экономических учения упомянуты автором? С опорой на текст укажите, в чем принципиальное отличие взглядов их представителей по вопросу сознательного вмешательства государства в экономику С3. Какие два признака смешанной экономики называет автор? Укажите еще один любой признак этой экономической системы, не упомянутый в тексте С4. Автор пишет о том, что государство, олицетворяя сознательное начало, активно регулирует экономическую сферу жизни. Опираясь на курс и социальный опыт, приведите любые три примера такого регулирования.
1. Сознательно организованная рациональная экономика постиндустриальной цивилизации. Связь с научно-техническим прогрессом (НТП), современной научно - технической революцией (НТР).
2. Либерализм и кейнсианство. Идеологии экономического либерализма по-прежнему утверждают, что свободный рынок саморегулирует себя и автоматически обеспечивает равновесие экономики. Однако представители кейнсианства, считают, что сознательное вмешательство государства в экономику нужно, чтобы регулировать экономику и избегать кризисов перепроизводства.
3. 1. Переплетение двух начал: стихийного и сознательного
2. Господствующие позиции, сознательно регулируемые государством
3. Частная собственность.4. 1. Налоги
2. Регулирует объём денежной массы
3. Выдача лицензий
1. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
1) добывающей промышленности 2) обрабатывающей промышленности
3) сельского хозяйства 4)информации и информационных технологий
2. Для традиционного общества характерно
1) длительное существование общин 2) широкое участие народа в общественной жизни
3) занятие основной массы населения в сфере услуг
4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности
3. При переходе от традиционного общества к индустриальному
1) личность стала подчиняться общине 2) выросла социальная мобильность
3) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду
4. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.
Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1) верно только А 2) верно только Б 3 ) верны оба суждения 4) оба неверны
5. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, — это
1) реформа 2) контрреволюция 3) эволюция 4) революция
6. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком
1) регресса 2) эволюции 3) революции 4) реформы
7. В развитии цивилизации три стадии: аграрную, индустриальную, постиндустриальную выделял
1) Ростоу 2) Тоффлер 3) Тойнби 4) Гэлбрейт
8. Верны ли следующие суждения:
А) Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути
Б) Историческое развитие стран происходит в различных формах
1) верно только А 2) верно только Б 3 ) верны оба суждения 4) оба неверны
9. В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии
1) деление общества на классы 2) развитие производительных сил
3) уровень развития культуры 4) отношения собственности
10. Признак «ресурсосберегающие технологии» относится к обществу
1) традиционному 2) индустриальному 3) постиндустриальному 4) аграрному
Часть В
В1. Найдите в приведённом ниже списке общественные явления
1) возникновение государства 2) переход от присваивающего хозяйства к производящему
3) изменение климата на планете 4) формирование наций
5) способность человека к чувственному познанию 6) традиции и обычаи
7) генетическая предрасположенность человека к заболеваниям
В 2. Ниже приведены термины, связанные с учением об общественно-экономических формациях. Выпишите термин, выпадающий из этого ряда. Базис, цивилизация, надстройка, производительные силы, производственные отношения.
В3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие цивилизация. Составьте два предложения с этим понятием.
1. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
4) информации и информационных технологий
2. Для традиционного общества характерно
1) длительное существование общин
3. При переходе от традиционного общества к индустриальному
2) выросла социальная мобильность
4. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.
Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1) верно только А
5. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, — это
1) реформа
6. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком
1) регресса
7. В развитии цивилизации три стадии: аграрную, индустриальную, постиндустриальную выделял
2) Тоффлер
8. Верны ли следующие суждения:
А) Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути
Б) Историческое развитие стран происходит в различных формах
3) оба верны
9. В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии
3) уровень развития культуры
10. Признак «ресурсосберегающие технологии» относится к обществу
3) постиндустриальному
Часть В
В1. Найдите в приведённом ниже списке общественные явления
1) возникновение государства
2) переход от присваивающего хозяйства к производящему
4) формирование наций
6) традиции и обычаи
В 2. Ниже приведены термины, связанные с учением об общественно-экономических формациях. Выпишите термин, выпадающий из этого ряда. Базис, цивилизация, надстройка, производительные силы, производственные отношения.
Ответ: цивилизация
В3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие цивилизация. Составьте два предложения с этим понятием.
Ответ: цивилизация представляет собой определенную степень развития общества и культуры в нем. Цивилизация формируется вместе с появлением страт, урбанизации, письменности и прочего.
Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы к этому тексту: Современная наука. .. Бросая взгляд на мировую историю, мы обнаруживаем три этапа познания: во-первых, это рационализация вообще, которая в тех или иных формах является общечеловеческим свойством, появляется с человеком как таковым;... Во-вторых, становление логически и методически осознанной науки — греческая наука и параллельно зачатки научного познания в Китае и Индии; в-третьих, возникновение современной науки, вырастающей с конца Средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во всей своей широте с XIX в. Эта наука делает европейскую культуру — во всяком случае, с XVII в. — отличной от культуры всех других стран. .. Науке присущи три необходимых признака: познавательные методы, достоверность и общезначимость. .. Современная наука универсальна по своему духу. Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все происходящее в мире подвергается наблюдению, рассмотрению, исследованию — явления природы, действия или высказывания людей, их творения и судьбы. Религия, все авторитеты также становятся объектом исследования. И не только реальность, но и все мыслительные возможности становятся объектом изучения. .. Современная наука, обращенная к единичному, стремится выявить свои всесторонние связи. .. Идея взаимосвязанности всех наук порождает неудовлетворенность единичным познанием. Современная наука не только универсальна, но стремится к такому единению наук, которое никогда не достижимо. Каждая наука определена методом и предметом. Каждая являет собой перспективу видения мира, ни одна не постигает мир как таковой, каждая охватывает сегмент действительности, но не действительность, — быть может, одну сторону действительности, но не действительность в целом, однако каждая из них входит в мир, беспредельный, но все-таки единый в калейдоскопе связей. .. 1) Какие этапы познания выделяет автор? 2) Что философ понимает под такой чертой современной науки, как универсальность? 3) Как в тексте трактуется проблема интеграции и дифференциации научного знания? 4) Чем автор объясняет невозможность полного единения наук?
1. Автор выделет 3 этапа познания: 1 рационализация, 2. Становление логически и методицески осознанной науки 3. Возникновение современной науки.
2. Универсальность современной науки выражаеться в том, что она не отгораживается ни от отдной области нашей жизни. будь то явления природы, мысли, действия людей,. Т. е все тсановиться предметом исследования науки.
3. проблему интеграции и дифференциации автор трактует тем, каждая наука пытаеться развивать связи между собой, однако, каждая наука определена своим предметом и методом познания и каждая наука видит мир через свои знания
4. Невозможность полного единения наук состоит в том, что каждая наука исследует свой определенный сегмент знания, а не постигает наш мир в целом.
Пожалуйста помогите, нужна помощьконфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если гово¬рить о самом общем определении конфликта, то его мож¬но было бы дать следующим образом: конфликт представ¬ляет собой столкновение интересов различных групп, со¬обществ людей, отдельных индивидов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеи¬ми сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приоб¬щаются к тем целям, которые выдвигают конфликтую¬щие стороны, и воспринимают их как свои собственные. . Разумеется, конфликт может быть вызван существенны-ми причинами, затрагивающими сами основы существо¬вания соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.
Следует отметить бесконечное разнообразие конф¬ликтных ситуаций и невозможность сведения их оконча¬тельно к какому-либо единому началу и общему знаменателю. Все же исторический опыт и социальная практика, позволяют определить некоторое число тех проблем, по поводу которых формируются конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. Назовем четыре основных у источника конфликтов, достаточно распространенных во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, ко¬торые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конф-ликтах.
Источником обострения конфликтов между больши¬ми группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастание притяза¬ний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накоп¬ления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода пускового механизма, выводящего нару¬жу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворен¬ность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и ло¬зунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необрати¬мым. <...>
Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимо¬действия людей в обществе, своего рода клеточка соци¬альной жизни.
(Адаптировано по книге: Обществознание: пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов,С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что такое конфликт? Какие причины его возникнове¬ния названы в тексте?
СЗ. Используя содержание текста, определите основные источники конфликтов. Почему эти источники можно отнести к основным?
С4. В тексте говорится о «бесконечном разнообразии кон-фликтных ситуаций». С опорой на обществоведческие знания приведите три примера видов конфликта.
С5. Рассказывая на уроке о социальном конфликте, уче¬ник утверждал, что конфликт нельзя признать нормаль¬ным явлением общественной жизни. Обществу в целом свойственна гармония интересов, а не внутренняя напря¬женность и столкновения. Не все учащиеся класса поддержали это мнение. Какая из двух точек зрения отраже¬на в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий от¬ветить на вопрос.
Сб. Согласны ли вы с тем, что конфликт является стиму¬лом социального развития, прогресса? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
С1. План: 1. Общее определение конфликта 2. Разнообразие конфликтов 3. Источники обострения конфликтов 4. Научное определение конфликта с2. Конфликт- столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта.
с1. план: 1. общее определение конфликта 2. разнообразие конфликтов 3.источники обострения конфликтов 4.научное определение конфликта
с2. конфликт- столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта. конфликт может быть вызван существенны-ми причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.
с3. богатство, власть, престиж и достоинство.Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастание притязаний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия.