Охарактеризуйте основные тенденции межнациональных отношений в России на современном этапе.
Охарактеризуйте основные тенденции межнациональных отношений в России на современном этапе....
Тема в разделе "Политико-правовой режим", создана пользователем indepeople.
34921
Характеристика межнациональных отношений в России на современном этапеУглубление взаимозависимости между различными народами на фоне глобализации экономических, технологических, экологических, информационных и других факторов выдвигает на одно из первых мест среди проблем современности отношения между этносами, нациями, народами. Межнациональные отношения, влияющие на развитие наций и функционирование общества, следует понимать как отношения между различными нациями, народностями, этническими группами в различных сферах жизнедеятельности общества и на различных уровнях взаимосвязей – от национально-личностных до государственных. Межнациональные отношения чрезвычайно многообразны, они группируются и переплетаются самым неожиданным образом, могут сохраняться практически неизменными длительное время, а могут неожиданно видоизменяться. От позитивного взаимодействия народов, как показывает опыт истории, зависят не только отношения одного народу к другому, но и успешный процесс внутреннего развития самого народа. Борьба народов за максимально благоприятные условия своего экономического, социального и культурного развития породила национальный вопрос. Национальный вопрос – это, прежде всего, отношения национального неравноправия, деления наций на привилегированные и неполноправные; это неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций; отставание неравноправных наций от наций привилегированных; это, наконец, атмосфера национальной розни, национальных распрей, вражды на национальной почве, закономерно возникающих под воздействием первых двух факторов (неравноправия, то есть режима национальных привилегий и национальной дискриминации, и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям и т. п. ). Каждый из названных элементов национального вопроса может иметь различную степень напряженности, разные масштабы проявления. Иногда национальные проблемы проявляются в вопросах экономики и культуры, а иногда на первый план выступают политико-правовые моменты. Указанные проблемы могут обострить ситуацию в сфере межнационального общения, оживить негативные наслоения в сознании и быту, которые сложились в результате длительного воздействия факторов, составляющих сущность национального вопроса. Национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое содержание, включающее совокупность национальных проблем на данном этапе развития. Причем с решением одних возникают другие, подчас более сложные, обусловленные возросшим уровнем развития самих наций. Поэтому не может быть полного и окончательного решения национального вопроса во всех аспектах и социальных измерениях. Для его решения нет и не может быть рецептов, одинаковых для всех этапов общественного развития всех регионов нашей страны. Каждый новый этап в жизни нашего общества выдвигает и новые проблемы в сфере национальных отношений. В настоящее время Российская Федерация имеет население, позволяющее рассматривать ее как типичное национальное государство современного мира, хотя наша страна остается одновременно и одним из крупнейших в мире многонациональных государств. По официальным данным, в России проживают более 180 национальностей и народностей – от более чем 100-миллионной русской нации (численность русских по переписи 2010 г. составляла около 143 млн. человек) до малых северных народов и совсем крохотных этнических групп, таких как, например, сету (214 человек) и энцы (227 человек), самосознание которых и интерес к собственной традиционной культуре в последние годы усиливается. В числе народов Российской Федерации можно выделить три основных подразделения. Во-первых, это народы, большая часть которых живет в Российской Федерации и, как правило, имеет национально-государственные образования. К ним, помимо русских, относится большинство народов алтайской семьи (тюркская группа – татары, чуваши, башкиры, якуты, тувинцы, хакасы и др. ; монгольская группа – буряты, калмыки и др. ; тунгусо-маньчжурская группа – эвенки, эвены и др). Сюда же относится уральская семья, включающая в себя финно-угорскую группу (мордва, удмурты, ханты, манси, марийцы, коми, и др. ) и северокавказская семья, подразделяющаяся на нахско-дагестанскую группу (чеченцы, аварцы, лезгины, ингуши и др. ), абхазо-адыгскую группу (кабардинцы, адыгейцы, черкесы и др. ) и другие этносы (народы). Во-вторых, это народы стран "ближнего зарубежья" (т. е. республик бывшего Союза), представленные на территории России значительными этническими группами, нередко с компактным расселением. К ним относятся украинцы, белорусы, казахи, армяне, азербайджанцы, молдаване, грузины, узбеки и другие группы людей с определенной национальностью. В-третьих, мелкие группы этносов, которые в большинстве своем живут за пределами России.
Помогите ответить на вопросы:
1. Назовите основные компоненты социальной структуры общества. Дайте их характеристику. Конкретизируйте примерами.
2. Почему средний класс является гарантом экономической, полити-ческой и социальной стабильности в обществе?
3. Проанализируйте социальную структуру современного белорусского общества с точки зрения классового и стратификационного подходов.
4. Что такое нация? Конкретизируйте процесс формирования наций на примере белорусской нации.
5. Докажите или опровергните тезис: «современная семья переживает кризис».
6. Приведите примеры (из истории или современности) сотрудничества социальных групп в различных видах социальных отношений.
7. Приведите примеры, показывающие конфликты социальных групп в различных видах социальных отношений. Какие интересы социальных групп столкнулись в этих конфликтах?
8. Каждый человек от рождения занимает какую-либо ячейку в соци-альной структуре общества. Мог ли он ее изменить в условиях феодального общества? В условиях классического капитализма? В современном общест-ве? Что для этого необходимо?
9. Подготовьте сообщение «Пути решения демографических проблем современного общества».
10. В современном мире существует более двух тысяч различных на-ций, причем большинство из них проживает в многонациональных государ-ствах. Национальный вопрос на всѐм протяжении истории является одним из самых острых.
Проанализируйте известные вам из курса истории примеры националь-ных движений. Какие тенденции прослеживаются в национальном движе-нии? Охарактеризуйте межнациональные конфликты по плану: причины, сущность, последствия, пути решения.
11. Каковы основные социально-психологические особенности молоде-жи как социальной группы?
12. Что включает понятие «молодежная субкультура»? В чем особен-ности субкультуры белорусской молодежи?
1. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д. , указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная и т. д. система. Таким образом, социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.
Помогите с обществознанием,№1 Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?
№2 Что отличает государство от других политических рганизаций?
а) исключительное право издавать законы;
б) определение перспектив развития общества;
в) разработка политических программ;
г) выдвижение политических лидеров;
№3 Какие условия определяют гражданство детей?
№4 Можно ли сказать, что при решении вопроса о гражданстве детей российское законодательство стремится максимально учесть интересы ребенка? Аргументируйте точку зрения.
№5 Гражданка РФ вышла замуж за гражданина Испании, в России у них родились дети. Через несколько лет супруги развелись, отец уехал на свою родину. Мать с детьми остались в России. Гражданами какого государства считаются дети?
№6 Каковы основные принципы деятельности правоохранительных органов?
№7 Какие виды прав и свобод человека вам известны?
№8 Что отличают конституцию от других нормативно-правовых актов?
№9 Что является объектом гражданско-правовых отношений?
№10 Какие виды субъектов гражданско-правовых отношений вы знаете? Что характеризует каждого из них?
№11 Каков юридический смысл семьи?
№12 Что относится к политическим правам гражданина?
а) право на неприкосновенность частной жизни
б) право обращаться в органы власти;
в) право на защиту материнства и детства;
г) право на свободу творчества;
№13 Что относится к экономическим правам гражданина?
а)право на свободный выбор профессии;
б)право обращаться в органы власти;
в) право на социальное обеспечение по возрасту;
г) право на благополучную окружающую среду;
№14 Что из нижеперечисленного является преступлением?
а) причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности;
б) потребление наркотических средств без назначения врача;
В) проведение агитации за кандидата в период ее запрещения;
г) уклонение от возмещения имущественного ущерба;
№15 Предположите, почему период службы по призыву в армии засчитывается в страховой стаж.
№16. Объясните, почему уход за инвалидом 1 группы, ребенком инвалидом, лицом старше 80 лет засчитывается в страховой стаж.
Заранее вам ооооочень благодарна!
1 )
Доминирующая ветвь власти
Парламентская демократия. Правительство назначается законодательным органом власти. Правительство и его глава (премьер-министр) также могут быть подотчётны церемониальному главе государства (монарху, президенту или специальному органу). В парламентской республике глава государства периодически избирается парламентом, или эту должность совмещает председатель правительства. Президентская республика. Президент выбирается народом напрямую и является главой исполнительной власти. существуют также смешанные системы.Региональная иерархия власти
Унитарное государство. Политическая власть сосредоточена в руках центрального правительства, которое определяет объёмы властных полномочий региональных органов власти. Федерация. Согласно конституции, власть поделена между центральным правительством и относительно автономными региональными правительствами.Структура законодательной власти
Однопалатный парламент. Нормативные акты принимаются на заседаниях с участием всех членов парламента. Двухпалатный парламент. Законодательное собрание состоит из двух палат, которые формируются и функционируют раздельно. Одни нормативные акты могут требовать одобрения только одной палаты, другие — обеих палат.Система выборов в представительные органы
Мажоритарная избирательная система. Территория поделена на округа, каждый из которых имеет право на одного представителя в законодательном собрании. Этим депутатом становится кандидат, набравший большинство голосов. Пропорциональная избирательная система. Политические партии в законодательном собрании получают число мест, пропорциональное числу набранных ими голосов. Групповая избирательная система. Определённые группы населения выдвигают своих депутатов согласно заранее обговоренной квоте.Число ведущих партий
Двухпартийная система. В политическом спектре доминируют две крупные партии. Многопартийная система. Назначению правительства обычно предшествует формирование правящей коалиции из двух или более партий, представленных в законодательном собрании.
Охарактеризуйте основные виды конфликтов в современной России. С какими процессами, идущими в обществе, они связаны?Дайте широкий ответ
Основной вид конфликта в современной России это, прежде всего, финансовое неравенство слоев населения, простыми словами - то, что может позволить себе горстка самых самых, не доступна для большинства населения страны.
Следущий вид - национальный конфликт. Ни для кого не секрет, что жители Кавказа достаточно агресивный народ. К тому же множественные поблажки, в финансовой и социальных сферах, для жителей горных районов подогревают наростающую ненависть некоторых радикально настроенных групп людей (скин хеды и прочие националистические группировки). В итоге мы имеем переодические стычки представителей разных национальностей на почве национальной неприязни.Думаю, что основной конфликт- расслоение общества
на бедных и богатых из-за огромной разницы в доходах.
Доходы богатых в 15 раз больше! Для сравнения: в Европе- в 5-7 раз.
Такой разрыв социально опасен и чреват последствиями. Тем боле,
что средний класс составляет в России всего 20%.
1Охарактеризуйте основные виды конфликтов в современной России. С какими процессами, идущими в обществе, они связаны?2Можно ли считать конфликты своеобразной "школой опыта по отстаиванию своих прав" для людей и целых государств
1) Основные конфликты - бытовые. Все следующие начинаются от неустроенности быта. Связаны прежде всего с экономическими процессами. Если сейчас минимальная зарплата повысится со 100 до 1000 долларов, то сразу вырастет рождаемость, снизится уровень преступности, больше станет улыбающихся людей и меньше неврологических заболеваний.
2)Можно. Если люди конструктивно кк этому подходят и ищут компромисс, устраивающий обе стороны. Некоторых ничто ничему не учит. Они считают что есть его мнение и оно правильно, всё остальное - ошибка природы.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.
«В социальной системе непрерывно происходят
процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к
исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме
социальных изменений. Существуют две основные формы социальных изменений:
эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является
эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс
появления всё более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений
выступает революция. Социальная революция – это такой способ перехода к новому
качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии:
происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил…
Социальный прогресс следует понимать как одну из
форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в
результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального
благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к
системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам
социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что
надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменение более
сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное
развитее общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор
используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или
иного общества традиционно использовались два критерия: уровень
производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более
прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной
науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера
труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся
количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен
«бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене
прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий –
уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит,
развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие
тенденции изменения общественных отношений».
(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов).
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.
1. Назовите рассматриваемые авторами формы
социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
2. Объясните, почему отношение учёных к понятию
«прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.
3. Проиллюстрируйте примерами любые три
упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству
приведите по одному примеру.
4. Опираясь на содержание текста и знания курса,
приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является
интегральным критерием прогресса.
Как и требовалось по заданию есть "выдержки " и цитаты из текста!
1) Назовите рассматриваемые авторами формы
социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.Существуют две основные формы социальных изменений:
эволюция и революция.Революция –неравновесная модель социальных изменений
Представляет собой коренные, качественные и более значимые преобразования
Эволюция обозначают более или менее медленные, постепенные, но количественные изменения при этом социальная система оказывается в более устойчивом состоянии2 Объясните, почему отношение учёных к понятию
«прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.. Отношение ученых к учёных к понятию
«прогресс» неоднозначно. однозначно. Одни считают, что это одна из основных форм развития обшества, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Мнение других противоположно они считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Поэтому возможно застойное и медленное развитие общества
3) Проиллюстрируйте примерами любые три
упомянутых в тексте свойства социального прогресса.1. Переход к более сложным и высоким формам общественной жизни. 2 переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности, рост социальной. свободы и справедливости 3. Переход на более высокую ступень зрелости, например, к упрочению социальных связей, смягчению социальных противоречий, улучшению условий жизни людей.
В научных дискуссиях постепенно начинает выделяться и утверждаться еще один критерий –
4. Опираясь на содержание текста и знания курса,
приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
уровень нравственности в обществе 1) отражает важнейшие тенденции изменения общественных отношений 2) зависит от образования и воспитания, положения в обществе 3) зависит от развития прогресса нравственности и усвоения моральных норм поведения в обществе
Охарактеризуйте основные тенденции изменения народонаселения в РФ.
Народонаселение является основополагающим факторам развития общества основополагающим факторам развития общества. Данный процесс осуществляется, прежде всего, в рамках семьи, представляющей собой одновременно биологическую и социальную ячейку общества. Воспроизводство народонаселения генетически базируется на функционировании семьи и также имеет биосоциальное содержание. Важное значение имеют динамика роста народонаселения, его плотность в той или иной стране и т. п. Сведения о фактической и предположительной численности и составе народонаселения служат исходным материалом для планирования, в частности, распределения трудовых ресурсов, производства предметов потребления, жилищного строительства, развития здравоохранения и т. д. Особенно важны сведения о возрастном и половом составе народонаселения для оценки возможностей пополнения трудовых ресурсов. Этот состав складывается под влиянием соотношения рождаемости и смертности в прошлом и вместе с изменением этих процессов предопределяет будущую численность и структуру народонаселения. Размещение народонаселения и трудовых ресурсов выступает как важная предпосылка территориального планирования и размещения общественного производства. Исследование закономерностей воспроизводства народонаселения позволяет разрабатывать рекомендации, используемые при формировании демографической политики как органической части социальной политики социалистического государства. Любое государство, исходящее из интересов своего народа, стимулирует процессы, направленные на достижение оптимальной для него численности и структуры народонаселения. В 2002 г. в России была проведена Всероссийская перепись населения, согласно которой численность постоянного населения России составила 145, 182 млн. чел. , что на 1, 8 млн. (1, 3%) меньше, чем по данным предыдущей переписи 1989 года Россия 2002-2005. Социально-демографическая ситуация: XII аналит. докл. / Под ред. А. Ю. Шевякова. - М. , 2008. - С. 67.. Перепись населения 2002 г. показала, что возраст среднестатистического россиянина составил 37, 7 года, но спустя два года этот показатель снизился до 37 лет (для мужчин - 34 года, для женщин - 40 лет). В 2004 году на 100 российских мужчин приходилось 114 женщин. Разница в средней продолжительности жизни российских мужчин и женщин превышала в 2003 году 13 лет (59 лет и 72 года). По средней продолжительности жизни мужчин этот показатель ставит Россию на 134- место в мире, женщин - на 100 место.
Основные тенденции развития культуры в современной России
Золотые туалеты - вот наше современное искусство.
Можно плакать.Современная история культуры в России связана с восстановлением элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР. [источник не указан 1710 дней] В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства и прочее. Помимо этого в существующую культуру СССР приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран. Проводится много тематических фестивалей, выставок и мероприятий, связанных с культурой. Также в России проводятся ежегодные Молодёжные Дельфийские игры России.
Слайд 1
помогите срочно надо (
Часть С - ЭКОНОМИКА Рыночная экономика Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему …. Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорией отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства. Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усмаривает в этой системе серьёзные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др. ).
Задание: С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте? С3. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления). С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов. С5. Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы ХХ века. С6. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьёзные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведённого в тексте) в защиту свой позиции.
1. Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. 2 формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. 3 Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорией отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства. 4 Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. 5 Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. 6 Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усмаривает в этой системе серьёзные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др. ).