КАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЗАКРЕПЛЯЕТ КОНСТИТУЦИЯ РФ
КАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЗАКРЕПЛЯЕТ КОНСТИТУЦИЯ РФ...
Тема в разделе "Права и свободы человека", создана пользователем nickhh.
39373
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА — конституционные права человека в социально-экономической и духовной сферах, призванные гарантировать свободу развития личности и достойный уровень жизни. Их можно объединить общим названием "социальные права". В более узком, или специальном, значении выделяются три относительно обособленные группы прав — экономические, социальные и культурные права. Это соответствует классификации, принятой в международно-правовых документах (например, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году и ратифицированном СССР в 1973 году). В такой же последовательности данные права расположены и в действующей Конституции РФ. К числу экономических прав Конституция относит: свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (или право на экономическую деятельность (ст. 34); право частной собственности (ст. 35), в том числе право частной собственности на землю (ст. 36); трудовые права: свободу труда, право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых (ст. 37). В числе социальных прав Конституция называет охрану семьи, материнства и детства (ст. 38); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42). К культурным правам Конституция отнесла право на образование (ст. 43), на свободу творчества на участие в культурной жизни
. Статья 34 впервые устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательская деятельность понимается как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Статья 35 Конституции РФ указывает, что право частной собственности охраняется законом; А ст. 36 говорит о том, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; Конституция РФ (ст. 37) закрепляет целый комплекс важных положений: труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; принудительный труд запрещен; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы; признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку; каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Укажем в этой связи, что максимальная продолжительность рабочего времени в РФ установлена в размере 40 часов в неделю, а привлечение к работе сверх этой нормы допускается в исключительных случаях и оплачивается в повышенном размере. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска — 4 недели. Среди собственно социальных прав и свобод человека и гражданина РФ особого внимания заслуживают статьи, посвященные защите материнства, детства и семьи (ст. 38), праву на социальное обеспечение (ст. 39), праву на жилище (ст. 40), праву на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), праву на благоприятную окружающую среду (ст. 42). В РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя право каждого на жилище и указывая, что никто не может быть произвольно лишен жилища, Конституция РФ устанавливает, что органы власти поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления этого права и что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату. В центре культурных прав и свобод находится право на образование. Статья 43 закрепляет это право и указывает, что: гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях; Специальная статья (ст. 44) гарантирует свободу творчества — литературного, художественного, научного, технического и др. , преподавания. Она указывает, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Здесь же закрепляется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Вместе с тем устанавливается обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Среди обязанностей человека и гражданина Конституция РФ выделяет также обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), обязанность и долг защиты Отечества. Если убеждениям или вероисповеданию гражданина РФ противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст. 59)
1. Что такое Конституция страны? Какое место среди других законов она занимает?2. Приведите пример жизненных ситуаций, когда вы можете реализовать личные, политические, экономические, социальные, культурные права.
3. Какие виды договоров вам известны? Вы договорились с другом, что он позвонит вам в 8 часов вечера. Будет ли такой договор иметь юридические последствия?
4. Регулируются ли нормами гражданского права следующие ситуации:
-Олег взял в долг деньги у своего друга
-Татьяна купила шубу в магазине
-Виктор заключил договор с директором фирмы "N", по которому он будет работать автослесарём 4 дня в неделю.
1. Конституция имеет статус закона. Это основной закон гос-ва, определяющий права и обязанности граждан, герб, гимн, и флаг гос-ва.
2. У каждого человека есть права на: образование, изобретение чего-либо, участие в политической жизни страны.
3. Договора могут иметь юридическую силу, являться документом, в котором закреплён факт установления, изменения или прекращения обязательств. Нет, не будет.
4. 1. Да
2. Да
3. Нет
за лучший!
Заполните таблицу на тему: Права(Какие у нас есть права)
1. Культурные2. Личные3. Гражданские4. Социальные5. Экономические
1. К культурным относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.
2. К личным- право на жизнь, наказуемость только по суду, неприкосновенность личности, свобода передвижения и право выбора места жительства, неприкосновенность жилища, неприкосновенность переписки, запрет принудительного труда.
3. К гражданским - право на жизнь и право на честь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, запрет рабства и работорговли,
право на личную неприкосновенность, право на свободу от пыток, право на охрану частной жизни, свобода мысли, совести, религии, тайны переписки, телефонных переговоров и другой корреспонденции, равенство перед законом и судом; право на равную защиту закона; равноправие женщин и мужчин; свобода от дискриминации людей по мотивам расы, национальности, пола, религиозных и политических убеждений; право на гражданство; права иностранцев и лиц без гражданства.
4. К социальным - право на соц. обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов.
5. К экономическим - свобода труда, свобода промышленности и торговли, свобода приобретения собственности и распоряжения ею, право наследования, право на владение, пользование и распоряжение землёй.
1. Что такое конституция страны? Какое место среди других законов она занимает?
2. Приведите пример жизненных ситуаций, когда вы можете реализовать личные, политические, экономические, социальные, культурные права.
3. Какие обязанности есть у граждан России, в частности у вас?
1. Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Конституция занимает главное место.
2. 1. Личные права - относятся право на жизнь, свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам либо жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые другие права. В РФ Л. п. гарантируются ст. 20-29 Конституции РФ.2. Политические права - связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть.
3. Экономические права - совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере.
4. Социальные права - совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ.
5. Культурные права - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Каждый гражданин обязан платить налоги и сборы.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
1. Что такое конституция страны? Какое место среди других законов она
занимает?
2. Приведите пример жизненных ситуаций, когда вы можете реализовать личные, политические, экономические, социальные, культурные права.
3. Какие обязанности есть у граждан России, в частности у вас?
1. Конституция РФ - это основной закон РФ, определяющий права и обязанности человека.
3. Обязанности человека- защищать Отечество, бережно относиться к культурному и историческому наследию, заботиться о его сохранении, не позволять другим причинять вред памятникам истории и культурыКонституция- основной закон гос-ва имеющий наивысшую юридическую силу.
В суде, в больнице, в школе, в магазине т. д.
Соблюдать законы, беречь окружающую среду, и т. д.
Права человека
Задание #1
Вопрос:
Закончите предложение: "Конституция России имеет ________ _________".
Формулировку этого, одного из основных, принципов правового статуса гражданина РФ вы можете составить из предложенных букв.
Составьте слово из букв:
ИЕЕВПЯЙТЕОС РДМ -> __________________________________________
Задание #2
Вопрос:
На рисунке – изображение глиняного цилиндра, на котором царь одного древнего государства повелел записать, среди прочего, некоторые права народов своей огромной державы. На том же рисунке – его портрет. Кто это?
Напишите только имя правителя (одно слово).
Изображение:
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #3
Вопрос:
Что является "лишним" в следующем перечне?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) презумпция невиновности
2) получение основного общего образования
3) свобода совести
4) охрана достоинства личности
Задание #4
Вопрос:
В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла документ, представленный на фотографии?
В качестве ответа запишите только число, например, 2015.
Изображение:
Запишите число:
___________________________
Задание #5
Вопрос:
Поставьте события, связанные со становлением прав человека, в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.
Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:
__ Декларация прав человека и гражданина
__ Билль о правах США
__ Хабеас корпус акт
__ Великая хартия вольностей
__ Всеобщая декларация прав человека
__ английский Билль о правах
Задание #6
Вопрос:
Право народов на свободное развитие относится. ..
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) такое право не выделяется
2) ко второму поколению прав
3) к третьему поколению прав
4) к первому поколению прав
Задание #7
Вопрос:
Соотнесите права человека и группы прав.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) личные права
2) политические права
3) экономические права
4) социальные права
5) культурные права
__ свобода преподавания
__ право пользоваться родным языком
__ право собственности на землю
__ право на жилище
__ свобода слова и средства массовой информации
Задание #8
Вопрос:
Из перечня документов выберите те, которые входят в "Международный билль о правах человека".
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1) Всеобщая декларация прав человека
2) Декларация прав человека и гражданина
3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
4) Конвенция о правах ребёнка
5) Международный пакт о гражданских и политических правах
6) Женевская конвенция о правах военнопленных
Задание #9
Вопрос:
Какие из конституционных прав гражданина РФ не могут быть ограничены в условиях чрезвычайной ситуации?
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1) свобода экономической деятельности, не запрещённой законом
2) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации
3) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
4) право на получение квалифицированной юридической помощи
5) право на неприкосновенность частной жизни
6) свобода литературного, художественного, научно-технического и других видов творчества
Задание #10
Вопрос:
Принятие какого важного для развития идеи неотъемлемых прав человека иллюстрирует предлагаемый рисунок?
Изображение:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Свод законов Юстиниана
2) Билль о правах
3) Великая хартия вольностей
4) Декларация прав человека и гражданина
1) конституция РФ имеет прямое действие
2) Кир Великий
3) 2
4) 1948
5)
_4_ Декларация прав человека и гражданина (1789)
_5_ Билль о правах США (1791)
_2_ Хабеас корпус акт (1679)
_1_ Великая хартия вольностей (1215)
_6_ Всеобщая декларация прав человека (1948)
_3_ английский Билль о правах (1689)
6) 2
7)
КТО НА ЧТО МОЖЕТ ОТВЕТИТЬ ))) ВСЕМ ЗАРАНИЕ СПАСИБО
7класс
общество
Билет 1
1. Экономика и её участники.
2. Мораль, моральные категории, моральный выбор.
3. 13-летний Н. и 15-летний К. в свободное от учебы время на автостоянке мыли автомашины граждан. Определите, являются ли указанные несовершеннолетние субъектами трудового права и трудовых правоотношений.
Билет 2.
1. Социальные нормы: понятия, виды.
2. Производительность труда. Издержки производства.
3. Чем в праве различаются понятия «проступок» и «преступление». Приведите примеры проступка и преступления. Какие юридические последствия влекут преступления и проступки?
Билет 3.
1. Права и обязанности граждан.
2. Судебная система РФ.
3. В городе Н. произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого столкнулись автомашины «Жигули» и «Волга». Каждый из участников доказывал, что он ехал на зеленый свет светофора, тогда как другая сторона нарушила правила дорожного движения, пытаясь проехать перекресток на красный сигнал светофора.
А) Сформулируйте проблему, приведшую к возникновению правоотношения.
Б) Назовите участников данного правоотношения.
Билет 4.
1. Конституция РФ – основной закон страны. Основные положения государства РФ. (1-10 ст. Конституции РФ)
2. Деньги их функции. Роль денег в экономике.
3. Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. Юридические гарантии защиты прав человека. Принципы права.
Билет 5
1. Гражданские правоотношения.
2. Банковская система
3. Проанализируй ситуацию, выдели в ней причины конфликта, инцидент.
Вчера Кирилл рассказал лучшему другу Илье о том, что боится кататься с высокой горы, поэтому предпочитает гулять подальше от нее. Собираясь на прогулку, Илья посмеялся над страхами Кирилла в присутствии группы одноклассников. Среди них был Сергей, которого Кирилл недолюбливал за его ехидный язык. Между Кириллом и Сергеем произошла ссора. Илья промолчал.
Билет 6.
1. Уголовные правоотношения.
2. Экономика семьи. .
3. Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.
Билет 7.
1. Личность, индивидуальность. Понятие социализации.
2. Виды и формы бизнеса.
3. Почему различные государства заинтересованы в охране природы не только на своей территории, но и в других районах мира? Понятие глобализм и глобальные проблемы.
Билет 8
1. Правоохранительная система, ее структура.
2. Производство, затраты, выручка, прибыль.
3. «Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжелые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе». Что значит «по-новому относиться к природе»?
Билет 9.
1. Гражданские правоотношения.
2. Обмен, торговля, реклама. Факторы производства.
3. Что может сделать гражданин для защиты природы?
Билет 10.
1. Подросток в социальной среде, социальные нормы.
2. Право собственности и порядок его защиты.
3. Трудовые правоотношения.
Билет 11.
1. Уголовные правоотношения.
2. Подросток и его права.
3. «Переломным в жизни человека становится поступление в школу. Учение, в отличие от игры, становится обязательным занятием ребенка. У него появляются новые права и обязанности». О каких права и обязанностях школьника ты знаешь?
Билет 12.
1. Административные правоотношения.
2. Подросток как гражданин. Обязанности гражданина.
3. Группа подростков позволила себе оскорбительные высказывания в адрес проходящего мимо милиционера. В ответ милиционер без предупреждения применил против них резиновую палку. Правомочны ли действия милиционера?
Билет 13.
1. Подросток в трудовых правоотношениях.
2. Семейные правоотношения
3. Политические и конституционные права.
Билет 14.
1. Юридическая ответственность, виды юридической ответственности.
2. Личные, социальные, экономические, культурные права.
3. В перечне проступков отметь те, которые регулируются моралью: перешел улицу в неположенном месте; обидел своего товарища; отказался оплатить проезд в городском транспорте; оскорбил продавца в магазине; купил краденое; отказал в помощи пожилой соседке. Почему ты так думаешь?
Билет 15.
1. Система права. Нормы права. Источники права.
2. Социальные нормы и духовные ценности.
3. Правоспособность, дееспособность, правоотношения, правовой статус человека.
1 билет.
1 экономика-искусство вести хозяйство. Участники- производитеои и потребители.
2 мораль- принятая в обществе система норм, идеалов, принципов. К момальрым категориям относятся - добро( благо) и зло( вред). моральный выбор — когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором.
3 нет, они не совершеннолетние
Гражданские (личные) права ребёнка Политические права ребёнка Экономические права ребёнка Социальные права ребёнка Культурные права ребёнка Пожулуста помогите Срочно)
Напишу то, что как бы знаю из курса обществознания
Ребёнок имеет право:
1)на ФИО
2)жить и воспитываться в семье, общаться с родителями.
3)на всесторонее развитие, уважение его человеческих достоинств
4)на защиту своих прав и законных интересов
5)свободно выражать своё мнение при решении любого семейного вопроса, затрагивающие его интересы.
Ребёнок является участником имущественных правоотношений: он может быть собственником имущества, ему подаренного, перешедшего по наследству, приобретённого на средства ребёнка
Совершеннолетние дети приобретают юридические обязанности по отношению к родителям. Взрослые дети должны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся родителей.
По семейному праву дети-сироты могут обрести новую семью с помощью усыновления (удочерения) и опеки (попечительства)
1. Право на имя, гражданство
2. На получение бесплатного образования
3. На здоровое развитие, медицинскую помощь
4. Знать своих родителей, жить и (в др. случаях) общаться с ними
5. На нормальное питание, жильё, развлечения
6. Ещё что-то о обязательной любви и понимании
и др.
, ПОЖАЛУЙСТА)Заполни схему, используя приведенный ниже текст из Конвенции ООН о правах ребенка (запиши номера, под которыми указаны права, в соответствующий блок схемы): «1)Ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; 2)право на имя и приобретение гражданства; 3)право на сохранение индивидуальности; 4)право жить в семье, знать своих родителей; 5)право свободно формулировать и выражать свое мнение; 6)право на доступ к необходимой информации; 7)свободу мысли, религии; 8)свободу ассоциаций и мирных собраний; 9)право на защиту государства от всех форм насилия; 10)право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 11)право на образование; 12)право на отдых и досуг; 13)право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ».
Экономические права_________________________________________________________
Политические права__________________________________________________________
Гражданские (личные) права__________________________________________________
Социальные права____________________________________________________________
Культурные праав____________________________________________________________
Экономические права
Политические права
8,
Гражданские (личные) права
1, 2, 3, 4, 5, 7, 10
Социальные права
9, 12, 11
Культурные права
11, 6
не особо уверен конечно