Особенности традиционного, индустриального и постиндустриального общества.
Особенности традиционного, индустриального и постиндустриального общества....
Тема в разделе "Общественные отношения", создана пользователем Irakli.
40086
В традиционном обществе преобладает аграрный вид хозяйства, в индустриальном промышленный, а в постиндустриальном информационный
Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.
Индустриальное общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т. д.
Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть - в производстве услуг, в том числе и информационных.
с обществом
1. В узком смысле слова под обществом надо понимать 1) территорию, имеющую чёткие границы
2) социальную организацию страны
3) танцевальный коллектив
4) часть материального мира
2. Основу экономики государства В составляет развитое промышленное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу
принадлежит это общество?
1) традиционному
2) индустриальному
3) постиндустриальному
4) информационному
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество — это группа людей, объединившихся для выполнения какого-то действия. Б. Общество — это конкретный этап в историческом развитии народа.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Господство в экономике развитого промышленного производства характерно для общества
1) постиндустриального
2) традиционного
3) индустриального
4) информационного
5. Человек рождается
1) личностью
2) индивидом
3) индивидуальностью
4) творцом
6. Система взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности
1) мышление
2) мировоззрение
3) миропонимание
4) мировосприятие
7. К основным фазам становления личности не относится
1) социализация
2) воспитание
3) интеграция
4) образование
8. К первичным агентам социализации относят 1) армию 2) церковь
3) 4)
9. 1) 2) 3) 4)
образовательные заведения семью
Нормы морали, в отличие от норма права
регулируются государством
касаются отношений только определённой группы людей регулируют поведение всех людей
изменяются в связи со сменой правительства
10. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура народа — это его образ жизни, духовные представления и верования. Б. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Михаил учится в 11 классе общеобразовательной школы. Он готовится к поступлению в вуз. На какой ступени образования находится Михаил?
1) среднее общее образование
2) среднее профессиональное образование
3) высшее образование
4) основное общее образование
12. Особый вид деятельности, система исследований, направленных на получение новых знаний, — это
1) образование
2) воспитание
3) искусство
4) наука
13. Что из перечисленного относится к основным факторам производства?
1) законодательство
2) труд
3) предложение
4) конкуренция
14. Государственный бюджет — это
1) объёмы строительства жилья
2) прирост населения
3) расходы на социальные программы
4) расходы и доходы
15. В стране В цены на товары формируются независимо от ситуации на рынке. Их определяет государство, и никто не имеет права изменять их. Какой тип экономики существует в государстве В?
1) рыночная
2) смешанная
3) традиционная
4) командная 16. Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика — это система ведения рационального хозяйства. Б. Экономика — это способ рационально расходовать ресурсы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Социальный слой людей, образованию, престижу, — это
имеющих
схожие признаки по
1) класс
2) этнос
3) страта
4) группа
18. Согласно переписи населения 1897 г. население России распределялось по следующим сословиям: дворяне — 1, 5% населения, духовенство — 0, 5%, купцы — 0, 3%, крестьяне — 77, 1%. Какую структуру общества отражают эти данные?
1) национальную
2) политическую
3) религиозную
4) социальную
19. Верны ли следующие суждения о роли социальной группы в жизни человека?
А. Многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык — являются результатом групповой деятельности.
Б. Не только общество, но и отдельный человек живёт по законам группы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
20. Пассивное восприятие человеком целей и ценностей группы и общества называется
1) нонконформизмом
2) конформизмом
3) социализацией
4) интеграцией
1. 3
2. 2
3. 1
4. 3
5. 2
6. 2
7. 3
8. семья
9. регулирование поведения всех людей
10. 3
11. 1
12. 4
13. 2
14. 4
15. 4
16. 1
17. 4
18. 1
19. 2
20. 2
1. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
1) добывающей промышленности 2) обрабатывающей промышленности
3) сельского хозяйства 4)информации и информационных технологий
2. Для традиционного общества характерно
1) длительное существование общин 2) широкое участие народа в общественной жизни
3) занятие основной массы населения в сфере услуг
4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности
3. При переходе от традиционного общества к индустриальному
1) личность стала подчиняться общине 2) выросла социальная мобильность
3) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду
4. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.
Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1) верно только А 2) верно только Б 3 ) верны оба суждения 4) оба неверны
5. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, — это
1) реформа 2) контрреволюция 3) эволюция 4) революция
6. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком
1) регресса 2) эволюции 3) революции 4) реформы
7. В развитии цивилизации три стадии: аграрную, индустриальную, постиндустриальную выделял
1) Ростоу 2) Тоффлер 3) Тойнби 4) Гэлбрейт
8. Верны ли следующие суждения:
А) Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути
Б) Историческое развитие стран происходит в различных формах
1) верно только А 2) верно только Б 3 ) верны оба суждения 4) оба неверны
9. В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии
1) деление общества на классы 2) развитие производительных сил
3) уровень развития культуры 4) отношения собственности
10. Признак «ресурсосберегающие технологии» относится к обществу
1) традиционному 2) индустриальному 3) постиндустриальному 4) аграрному
Часть В
В1. Найдите в приведённом ниже списке общественные явления
1) возникновение государства 2) переход от присваивающего хозяйства к производящему
3) изменение климата на планете 4) формирование наций
5) способность человека к чувственному познанию 6) традиции и обычаи
7) генетическая предрасположенность человека к заболеваниям
В 2. Ниже приведены термины, связанные с учением об общественно-экономических формациях. Выпишите термин, выпадающий из этого ряда. Базис, цивилизация, надстройка, производительные силы, производственные отношения.
В3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие цивилизация. Составьте два предложения с этим понятием.
1. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
4) информации и информационных технологий
2. Для традиционного общества характерно
1) длительное существование общин
3. При переходе от традиционного общества к индустриальному
2) выросла социальная мобильность
4. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.
Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1) верно только А
5. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, — это
1) реформа
6. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком
1) регресса
7. В развитии цивилизации три стадии: аграрную, индустриальную, постиндустриальную выделял
2) Тоффлер
8. Верны ли следующие суждения:
А) Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути
Б) Историческое развитие стран происходит в различных формах
3) оба верны
9. В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии
3) уровень развития культуры
10. Признак «ресурсосберегающие технологии» относится к обществу
3) постиндустриальному
Часть В
В1. Найдите в приведённом ниже списке общественные явления
1) возникновение государства
2) переход от присваивающего хозяйства к производящему
4) формирование наций
6) традиции и обычаи
В 2. Ниже приведены термины, связанные с учением об общественно-экономических формациях. Выпишите термин, выпадающий из этого ряда. Базис, цивилизация, надстройка, производительные силы, производственные отношения.
Ответ: цивилизация
В3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие цивилизация. Составьте два предложения с этим понятием.
Ответ: цивилизация представляет собой определенную степень развития общества и культуры в нем. Цивилизация формируется вместе с появлением страт, урбанизации, письменности и прочего.
В современных производствах на одно рабочее место, требующее преимущественно физических усилий работника, приходится четыре-пять мест, требующих умственного труда. О какой особенности постиндустриального общества говорит данный факт? Назовите другие черты этого общества.
Тоесть говорящих, что сотрудники умственного труда руководят рабочим классом подсчитывают
Постиндустриальный способ основан на:
1. Наукоёмких технологиях,
2. Информации и знаниях, как основном производственном ресурсе,
3. Творческом аспекте деятельности человека, непрерывном самосовершенствовании и повышении квалификации в течение всей жизни.
Основой могущества в доиндустриальную эпоху были земля и количество зависимых людей, в индустриальную — капитал и источники энергии, в постиндустриальную — знания, технологии и квалификация людей.
Цивилизация и общество. характерные черты традиционного общество, индустриального и постиндустриального общества?
Традиционное общество: основано в большей мере на сельском хозяйстве и ремесле, не поощряется самостоятельность человека, отсутствие инициативы, устная информация преобладает над письменной, в полит. сфере господствует жречество, церковь или армия.
индустриальное об-во: эконом. основой является промышленность, человек перестает зависеть от соц. группы, осознает себя как личность, склпдывается демократия.
постиндустриальное об-во: развиваются инф. технологии, на первом плане- сфера услуг, положение чел-ка зависит от его знаний, от его творческой деятельности.
Охарактеризовать главные черты и особенности постиндустриального общества
В постиндустриальном обществе эффективная промышленность насыщает потребности всех экономических потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.
Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.
Для него характерна тенденция к абсолютному и относительному росту социальной сферы, характерна экологизация социально-экономического развития.
Постиндустриальное ( ещё называют информационным). Основные черты и особенности:
- на первом плане сфера услуг;
-важную роль играет наука, знания, и конечно же, информация;
-главную роль в обществе играет средний класс;
-возрастающая роль СМИ
Сравнительная характеристика трех типов общества: традиционного, индустриального и постиндустриального. Вопросы для сравнения: экономическая, социальная, духовная и политическая структуры, решающий фактор развития.
Трад. : ручной характер труда, основной фактор производства- земоедельческий труд, соц. структура: сословия, полит. жизнь: теократия
инд. : машинный характер труда, основной фактор произв-ва- капитал, соц. структура: классовое разделение, полит. жизнь: правовое государство
постинд. : развитие информац. технологий, осн. фактор произв-ва: информация, соц. структура: страты, полит. жизнь: полит. партии, гос-во
Опишите ситему традиционного, индустриального и постиндустриального общества
. Традиционные общества - это
общества, которые существовали в
Древнем мире и в средние века. Сегодня
они сохранились лишь у отсталых
народов. Индустриальные общества -это
общества, которые существовали в конце
18-начале 19 веков. Это Россия конца 19
- начала 20 вв. Постиндустриальные - это
60 -70 гг 20 века и сегодня это
США, Япония, Германия, Франция, т. е. страны
"большой 8-ки"
1)К глобальным экологическим проблемам относится 1) бедность некоторых регионов планеты
2) угроза ядерной войн
3) сокращение разнообразия биологических видов
4) увеличение доли пожилых людей в структуре
населения2)Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» применимо к объединению людей, связанных сходными интересами.
Б. Общество является совокупностью подсистем и социальных
институтов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны3)Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Обязательным признаком общества является взаимодействи людей.
Б. Общество является самоорганизующейся системой.
1) верно только А2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны4)И человек, и животное способны
1) использовать природные предметы
2) изготавливать орудия труда с помощью других
орудий труда
3) передавать трудовые навыки последующим
поколениям
4) осознавать собственные потребности5)Какой метод получения знаний используется преимущественно на
теоретическом уровне научного познания?1) измерение объектов
2) описание экспериментальных данных
3) выдвижение гипотезы
4) проведение наблюдений6)Деятельность, которая связана с преобразованием объектов
природы, называется
1) духовной
2) потребительской
3) ценностно-ориентировочной
4) практической7)Преобладание общины, неразвитость частной собственности –
характерные черты общества1) традиционного
2) вступающего в эпоху промышленной революции
3) индустриального
4) постиндустриального8)К существенным признакам, отличающим общение от труда,
относится1) активный характер
2)целенаправленность
3) целесообразность
4) наличие партнёра9)Истина – это знание,
1) отражающее объективные свойства предмета
2) отвечающее интересам большинства
3) добытое только научным путем
4) доступное каждому10)Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть
материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и
формы их объединения, – это
1) общество
2) цивилизация
3) формация
4) религия
Введите свой вопрос сюда
1-3; 4-1; 8-4; 7-1; 9-1; 10-1; 6-1;1) К глобальным экологическим проблемам относится. ..
Ответ: 3) сокращение разнообразия биологических видов.
2) Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» применимо к объединению людей, связанных сходными интересами. (Верно).
Б. Общество является совокупностью подсистем и социальных
институтов. (Верно).
Ответ: 3) верны оба суждения.
3) Верны ли следующие суждения об обществе? А. Обязательным признаком общества является взаимодействие людей. (Верно).
Б. Общество является самоорганизующейся системой. (Верно).
Ответ: 3) верны оба суждения.
4) И человек, и животное способны. ..
Ответ: 1) использовать природные предметы.
5) Какой метод получения знаний используется преимущественно на
теоретическом уровне научного познания?
Ответ: 3) выдвижение гипотезы.
6) Деятельность, которая связана с преобразованием объектов
природы, называется. ..
Ответ: 4) практической.
7) Преобладание общины, неразвитость частной собственности –
характерные черты общества. ..
Ответ: 1) традиционного.
8) К существенным признакам, отличающим общение от труда,
относится. ..
Ответ: 4) наличие партнёра.
9) Истина – это знание,
Ответ: 1) отражающее объективные свойства предмета.
10) Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть
материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и
формы их объединения, – это
Ответ: 1) общество.