Права субъектов РФ
Права субъектов РФ...
Тема в разделе "Политическая культура и ее типы", создана пользователем Mfazer.
44698
1. Личные-Обеспечивает само существование человека и защиту от государственного произвола 2. Политические-Обеспечивает участие граждан в политической жизни страны 3. Экономические-Обеспечивает свободное распоряжение предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условям производства и рабочей силой 4. Социальные-Обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни 5. Культурные-Обеспечивают духовное развитие и самореализацию
Субъекты права и участники правоотношенийПонятие субъекта права. В правовых отношениях участвуют люди и образуемые ими для своих частных и общественных целей организации: государство и его органы, предприятия, учреждения, общественные объединения граждан, религиозные организации. Для участия в правоотношениях люди и организации должны обладать определенными качествами, признаваемыми или установленными законом для всех и каждого из будущих участников правоотношения. Совокупность этих качеств и образует понятия субъекта права и правосубъектности лица либо организации. При этом качества субъекта права (правосубъектности) различаются для разных групп отраслей права как по условиям их возникновения (например, в зависимости от возраста человека), так и по своему содержанию - возможностям правообладания, например, правами имущественными, личными или властными правами руководства.
Таким образом, субъектами права являются лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.
Дискуссии о значении понятия "субъекта" связаны с несколькими направлениями его разработки и применения, носящими более общий или более конкретный методологический характер.
Первое направление связано с преодолением безсубъектного понимания деятельности и деятельностного подхода, доминировавшего в отечественной психологии.
Уже в рукописях 20-х годов Рубинштейн пишет, что деятельность не осуществляет "сама себя". Однако А. Н Леонтьев, сосредоточившись на внутренней схеме деятельности, опустил ее субъекта, употребляя в разных местах своей книги его как слово (даже не термин). Поэтому тем более дискуссионно утверждение Л. И. Анцыферовой, что понятие "субъекта" было выдвинуто и разработано Л. С. Выготским. Он трактовал личность (причем личность только ребенка) как усваивающую человеческий опыт, культуру.
Второе направление — связано с разработкой и конкретизацией понятия личности как субъекта жизненного пути.
Третье направление касается трактовки понятий личности и субъекта (как принципиально совпадающих или различных).
Четвертое — с выявлением самоорганизации, самореализации и других форм психической организации (субъект психической деятельности), с разработкой понятий активности личности, ее интегральной сущности, что было связано с уточнением соотношения понятий личности и субъекта.
По линии первого направления с опорой на труды С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Узнадзе было доказано, что деятельность не является сущностью, которая сама себя осуществляет посредством имманентных движущих сил в виде целей и мотивов. Она осуществляется субъектом, который сознательно и произвольно приводит в соответствие внутреннюю самоорганизацию (психических процессов, состояний, мотивов, способностей) и те внешние задачи, которые он сам ставит и выделяет из совокупности объективных условий и требований реальной деятельности, поскольку последняя имеет объективный общественно необходимый характер.
Субъектно-деятельностный подход радикально преобразовал понятие деятельностного подхода в следующих отношениях.
Субъект осуществляет:
— самоорганизацию своих психических и личностных возможностей, способностей;
— организует "время—пространство", в котором связываются, координируются его внутренняя (психическая, личностная) активность и объективная организация реальной деятельности, — это его субъектный способ осуществления деятельности, отвечающий внутренним и внешним условиям;
— объективно преобразует (в труде, профессии) заданные условия и требования деятельности для получения объективно оптимального и субъективно удовлетворяющего результата.
Функционирование личности в качестве субъекта деятельности складывается из природных, психических, личностных условий и других составляющих этого функционирования (в число последних входят способности, мотивы, воля и т. п. ), с одной стороны, социальных условий и требований деятельности (нормативные и другие аспекты труда) — с другой — способов организации этой деятельности самим человеком — деятельности как труда, и, наконец, профессии — с третьей.
Свою собственную структуру, "логику", архитектонику (соотношение способностей, потребностей и т. д. ) личность выстраивает и согласует с требованиями труда, профессии.
Так была завершена дискуссия между пониманием деятельности в школе Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева и школе С. Л. Рубинштейна и его продолжателей.
По линии второго направления была преодолена методология феноменологического, описательного изучения жизненного пути как независимого от личности неизбежного прохождения его этапов, кризисов и т. д. (Ш. Бюлер, Э. Эриксон и др. ) и разработана теория, философско-методологическое начало которой было положено С. Л. Рубинштейном, — теория личности как субъекта жизненного пути, согласно которой и направление, и способ, и стратегия жизни определяются субъектом (К. А. Абульханова). Эта теория включила наиболее перспективные идеи Б. Г. Ананьева о жизненном цикле и интегрировала их с его понятиями субъекта деятельности, субъекта познания, субъекта общения.
Согласно Рубинштейну, личность изменяет направления жизненного пути. Некоторое отличие позиции Б. Г. Ананьева в его понимании жизненного цикла как раз и заключается в том, что он, высказав множество других ценных идей о вершинах развития личности и жизни, не раскрыл качества личности как субъекта жизни, т. е. зависимость хода жизни от личности.