1. Что влияет на отношения с другими людьми.
2. Признаки и примеры социальной общности.
3. Что такое конфликт, обычай.
4. Примеры правовых норм.
5. Что такое социальный контроль.
6. Признаки малой группы.
1. Что влияет на процесс социализации личности.
2. Признаки и примеры социальной группы.
3. Что такое норма, традиция.
4. Примеры политических норм.
5. Что такое социализация.
6. Методы социального контроля.
1. Что влияет на отношения с другими людьми. 2. Признаки и примеры социальной общности. 3. Что такое конфликт, обычай. 4. Примеры правовых норм. 5. Что такое социальный к...
Тема в разделе "Наука и ее роль в жизни общества", создана пользователем MacOno.
45514
1. Инициатива на сближение людей, язык общения, самооценка, поведение
2. ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ: они образуются в процессе исторической необходимости, непосредственная близость членов общества, сходство условий жизнедеятельности, формирование собственной культуры
ПРИМЕРЫ: ЖЕНЩИНЫ, МУЖЧИНЫ, МОЛОДЕЖЬ, юристы, строители, городские и сельские жители, татары, французы
3. КОНФЛИКТ - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций.
ОБЫЧАЙ - укоренившееся, в результате многократного поведения с давних пор в каком - либо обществе действие
4. Каждый обязан беречь памятники истории и культуры, гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства, никто не обязан свидетельствовать против себя
5. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНЬРОЛЬ- механизм поддержания социального порядка в обществе и влияние общества на поведение человека
6. Непосредственность в общения между членами группы, общие интересы, совместная деятельность, наличие внутригрупповых статусов у членов группы,
К малой социальной группе можно отнести: А) научно-техническую интеллигенцию страны Б) выпускников всех университетов страны
В) сборную команду страны по фигурному катанию Г) преподавателей высших учебных заведений страны
Что отличает семью от других малых социальных групп:
А) возложение домашних обязанностей на женщину Б) кровнородственные отношения
В) устойчивые связи Г) собственные обычаи и традиции
Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:
А) православные Б) украинцы
В) русские Г) москвичи
Что характерно для социальных отношений в современной России:
А) рост численности промышленного пролетариата Б) стабильное положение среднего класса
В) усиление миграционных процессов Г) отсутствие безработицы
Народности являются одной из стадий развития:
А) этноса Б) общины
В) государства Г) класса
Что отличает семью от других малых групп:
А) совместное проведение досуга Б) сходный социальный статус
В) наличие групповых правил и норм Г) совместное ведение хозяйства
Татьяна работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени тратит на общение с родителями учащихся. В действиях Татьяны проявляется:
А) социальная роль Б) социальный конфликт
В) социальная структура Г) социальная политика
8. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
А) москвичи Б) инженеры
В) мусульмане Г) землевладельцы
9. Что является характерным признаком нации:
А) общность исторической памяти Б) наличие политической системы
В) конкурентоспособность Г) наличие аппарата управления
10. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества:
А) социально-классовую Б) профессиональную
В) социально-территориальную Г) социально-этническую
11. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует:
А) политический строй Б) социальную структуру
В) хозяйственный уклад Г) форму государства
12. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп:
А) бюрократия Б) фермеры
В) учёные Г) служащие
13. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:
А) патриархальной Б) многодетной
В) неполной Г) малой (нуклеарной)
14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
А) прирожденного статуса Б) социальной роли
В) достигаемого статуса Г) общественного преcтижа
15. Исследования в стране С. показали, что шансы детей фермеров стать менеджерами крупных компаний в три раза меньше, чем у детей инженеров. Этот факт отражает неравенство:
А) социального происхождения Б) индивидуальных особенностей
В) личностных характеристик Г) семейного положения
16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе
А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья регулирует поведение своих членов.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
ПРИЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
А) банковские служащие
Б) петербуржцы
В) избиратели
Г) африканцы
Д) демократы
1) территориальный
2) профессиональный
3) политический
1. в
2. б
3. г
4. г
5. а
6. г
7. а
8. б
9. а
10. в
11. б
12. а
13. в
14. а
15. а
16. 4
17. 1
18. 2
19. 3-в, д; 2-а; 1-б, г.
К малой социальной группе можно отнести: А) научно-техническую интеллигенцию страны Б) выпускников всех университетов страны
В) сборную команду страны по фигурному катанию Г) преподавателей высших учебных заведений страны
Что отличает семью от других малых социальных групп:
А) возложение домашних обязанностей на женщину Б) кровнородственные отношения
В) устойчивые связи Г) собственные обычаи и традиции
Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:
А) православные Б) украинцы
В) русские Г) москвичи
Что характерно для социальных отношений в современной России:
А) рост численности промышленного пролетариата Б) стабильное положение среднего класса
В) усиление миграционных процессов Г) отсутствие безработицы
Народности являются одной из стадий развития:
А) этноса Б) общины
В) государства Г) класса
Что отличает семью от других малых групп:
А) совместное проведение досуга Б) сходный социальный статус
В) наличие групповых правил и норм Г) совместное ведение хозяйства
Татьяна работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени тратит на общение с родителями учащихся. В действиях Татьяны проявляется:
А) социальная роль Б) социальный конфликт
В) социальная структура Г) социальная политика
8. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
А) москвичи Б) инженеры
В) мусульмане Г) землевладельцы
9. Что является характерным признаком нации:
А) общность исторической памяти Б) наличие политической системы
В) конкурентоспособность Г) наличие аппарата управления
10. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества:
А) социально-классовую Б) профессиональную
В) социально-территориальную Г) социально-этническую
11. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует:
А) политический строй Б) социальную структуру
В) хозяйственный уклад Г) форму государства
12. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп:
А) бюрократия Б) фермеры
В) учёные Г) служащие
13. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:
А) патриархальной Б) многодетной
В) неполной Г) малой (нуклеарной)
14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
А) прирожденного статуса Б) социальной роли
В) достигаемого статуса Г) общественного преcтижа
15. Исследования в стране С. показали, что шансы детей фермеров стать менеджерами крупных компаний в три раза меньше, чем у детей инженеров. Этот факт отражает неравенство:
А) социального происхождения Б) индивидуальных особенностей
В) личностных характеристик Г) семейного положения
16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе
А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья регулирует поведение своих членов.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
ПРИЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
А) банковские служащие
Б) петербуржцы
В) избиратели
Г) африканцы
Д) демократы
1) территориальный
2) профессиональный
3) политический
1. В
2. Б
3. Г
4. Б
5. А
6. Г
7. А
8. Г
9. А
10. В
11. Б.
12. Б
13. В
14. А(вроде О. о)
15. Г
16. 1
17. 3(тоже не факт)
18. 3
19. 1)Б, Г 2)А 3) Д
)
Прочтите текст и выполните задания С1—С4Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие. К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру. К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп. В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5—7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена. (Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). С2. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора. СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия. С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном доме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка забирает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство. Какие указанные в тексте признаки малой группы проявляются в данном примере?
С4. Межличностное взаимовлияние, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, определенная локализация в пространстве. C2. Наличие общих целей, традиций, интересов, общая деятельность. C3. Формальные группы построены на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. А в неформальной, стихийно складывающиеся объединений людей, отношения которых не регламентируют их действий. C1. 1. Виды социальных групп. 2. Отношения людей в формальных и неформальных группах. 3. Основные характеристики малой группы.
Часть 3.
Прочтите текст и выполните задания С1—С4
Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.
К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру. К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.
В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5—7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена. (Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора.
СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия.
С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном доме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка забирает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.
Какие указанные в тексте признаки малой группы проявляются в данном примере?
С1: 1. Что такое социальная группа
2. Формальные и неформальные группы
3. Малые группы и ее признаки
С2: общие признаки, общие интересы, ценности, традиции
С3: К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях, а К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность
С4: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени
Установленные государством общеобязательные, формально
определенные правила поведения называются
• Нормами морали
• Нормами права
• Корпоративными нормами
• Традиционными нормами
2 К юридическим правам относится право на
• Создание семьи
• Личное счастье
• Заботу со стороны близких
• Личную неприкосновенность
3 Выраженное в государственных актах, охраняемое государством и
обязательное правило поведения называется
• Нормой морали
• Партийной нормой
• Правовой нормой
• Традиционной нормой
4 Все социальные нормы
• Регулируют общественные отношения
• Обеспечиваются силой государства
• Являются общеобязательным правилом поведения
• Выражаются в официальной форме
5 Юридической нормой является право на
• Понимание
• Сочувствие
• Образование
• Взаимопомощь
6 Внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных
норм и институтов, регулирующих различные виды
деятельности, называется
• Отраслью права
• Системой права
• Источником права
• Сводом законов
7 Примером нормы уголовного права является утверждение
• Арест имущества должника состоит в производстве описи
имущества и объявлении запрета распоряжения им
• Основные права и свободы человека неотчуждаемы и
принадлежат каждому от рождения
• Преступлением, совершенным умышленно, признается
деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом
• Уничтожение полезной для леса фауны влечет наложение
штрафа
8 Примером нормы трудового права может служить
положение
• Каждый обязан сохранять природу
• По желанию работника, работающего в праздничный
день, ему может быть предоставлен другой день отдыха
• Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее
дознание, должны разъяснять участвующим в деле их
права
• Никто не может быть повторно осужден за одно и тоже
преступление
9 Что является примером нормы административного права
• Граждане РФ имеют равный доступ к информации
• Непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками
влечет предупреждение
• Лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного
опьянения, не освобождается от уголовной ответственности
• Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства,
предоставляются прежде всего для сельскохозяйственных
целей
10 Что является примером правонарушения
• Отказ одного из супругов от совместного проживания в
семье
• Ложное свидетельство в ходе проведения уголовного
расследования
• Отказ избирателя от участия в голосовании
• Критика приказа начальника на собрании трудового
коллектива
11 Захват пиратами морского судна в нейтральных водах является
примером правонарушения
• Процессуального
• Международного
• Административного
• Гражданско-правового
12 Заведомо ложное сообщение о готовящемся
террористическом акте нарушает
• Уголовный кодекс
• Кодекс об административных правонарушениях
• Гражданский кодекс
• Уголовно-процессуальный
13 В приведенном перечне действий преступлением является
• Мелкое хулиганство
• Хранение и распространение наркотических веществ
• Отказ уступить место пожилому человеку в транспорте
• Ссора с родителями
14 Проступок отличается от преступления
• Противоправностью
• Виновностью
• Степенью социальной опасности
• Наступлением юридической ответственности
15 Верны ли суждения
А) Правонарушение всегда предполагает совершение определенных
противоправных действий
Б) Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в
бездействии
• Верно только А
• Верно только Б
• Оба верны
• Оба неверны
16 Верны ли суждения
А) Пропаганда расистских и экстремистских взглядов и
убеждений в СМИ является правонарушением
Б) Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в
бездействии
• Верно только А
• Верно только Б
• Оба верны
• Оба неверны
17 Верны ли суждения
А) Мысли и чувства, не выраженные в действиях, не могут считаться
правонарушениями
Б) Бездействие не может быть правонарушением
• Верно только А
• Верно только Б
• Оба верны
• Оба неверны
18 Верны ли суждения
А) Правонарушение всегда предполагает совершение
определенных противоправных действий
Б) Правонарушение всегда предполагает уголовную
ответственность
• Верно только А
• Верно только Б
• Оба верны
• Оба неверны
19 Раскройте на примере признаки преступления (желательно указать
не менее 2 признаков и привести соответствующие примеры)
20 Основным законом в РФ является
• Уголовный кодекс
• Конституция
• Гражданский кодекс
• Кодекс об административных правонарушениях
21 Среди перечисленных правовых актов наибольшей юридической
силой обладает
• Закон субъекта РФ
• Постановление Правительства
• Указ Президента РФ
• Закон РФ
1. Нормами права
2. Личную неприкосновенность
3. Правовой нормой
4. Образование
5. Регулируют общественные отношения
6. Отраслью права
7. Преступлением, совершенным умышленно, признается
деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом
8. По желанию работника, работающего в праздничный
день, ему может быть предоставлен другой день отдыха
9. Непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками
влечет предупреждение
10. Ложное свидетельство в ходе проведения уголовного
расследования
11. Международного
12. Уголовный кодекс
13. Хранение и распространение наркотических веществ
14. Степенью социальной опасности
15. Оба верны
16. Оба верны
17. Верно только А
18. Верно только А
19. Противоправность: Лицо, совершившее преступление, нарушает чужие права, то есть действует противоправно. Так, вор противоправно лишает человека права на имущество.
20. Конституция
21. Закон РФ
Если возникнут вопросы, задавайте — отвечу в личных сообщениях.
Если не трудно, отметьте решение, как лучшее.
С Уважением, Степанов Валерий Иванович.
Помогите с тестом! 1. Семья в отличие от других малых групп характеризуется: 1/ повседневным взаимодействием, 2/ кровно-родственными отношениями, 3/ устойчивыми связями, 4/ общими традициями 2. Традиционная (патриархальная) семья в отличие от демократической (партнёрской) характеризуется: 1/ справедливым разделением домашних обязанностей, 2/ совместным обсуждением проблем, 3/ совместным проживанием как минимум трёх поколений, 4/ общим бытом и традициями 3. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это 1/ род 2/ сословие 3/ семья 4/ элита 4. патриархальная (традиционная) семья, в отличие от демократической (партнёрской) характеризуется 1/ экономической зависимостью женщины от мужчины 2/ совместным обсуждением семейных проблем 3/ справедливым распределением домашних обязанностей 4/ равным участием мужчины и женщины в общественном труде 5. принадлежность к семье Р. предоставляет её членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером 1/ экономическая 2/ социального контроля 3/ эмоционально-психологическая 4/ социально-статусная 6. какая ситуация является примером семейных правоотношений 1/ родители-алкоголики были лишены родительских прав 2/ дочь получила наследство от друга семьи 3/ на свою первую зарплату сын купил подарок родителям 4/ сын устроился работать на семейную фирму 7. Что из перечисленного не относится к функциям семьи: 1) социализация личности; 2) эмоционально-психологическая; 3) поддержание общественного порядка; 4) экономическая (хозяйственно-потребительская). 8. К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится 1) совместная деятельность 2) общая цель 3) общий быт 4) общие политические взгляды 9. К функциям семьи относится 1/ социализация личности 2/ определение минимального размера оплаты труда 3/ установление системы школьного образования 4/ определение размеров коммунальных платежей 10. Что характеризует хозяйственную функцию семьи: 1/ регламентация, 2/ воспроизводство социальной структуры, 3/ организация семейного досуга, 4/ распределение домашнего труда 11. Верны ли следующие суждения о семье? А. семья – это малая группа. Б. семья – это социальный институт: 1/ верно только А, 2/ верно только Б, 3/ верны оба суждения, 4/ оба суждения неверны 12. В семье М. пятилетний ребёнок. Бабушка готовит её членам возможность сделать хорошую карьеру. Какую функцию семьи иллюстрируется данным примером: 1) экономическая, 2) досуговая, 3) эмоционально-психологическая, 4) социально-статусная 13. Выберите правильное утверждение: 1) в истории общества существовали разные виды семьи, 2) семейные отношения нормами права не регулируются, 3) современная семья включает всех родственников, 4) семейные отношения нормами морали не регулируются 14. Верны ли следующие суждения о семье как социальном институте? А. Семья – один из наиболее древних институтов общества. Б. Важнейшей функцией семьи является первичная социализация детей: 1) верно только а, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны 15. Взрослая внучка Л. ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? 1) воспитательную 2)социального контроля 3)хозяйственно-бытовую 4)социально-статусную 16. найдите в приведённом списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны: 1/ обучение детей трудовым навыкам 2/ материальная поддержка близких 3/ распределение домашнего труда 4/ наделение наследственным статусом 5/ организация досуга 6/ семейное предпринимательство обведённые цифры запишите в порядке возрастания 17. Семья, включающая в себя супругов и их детей – это семья 1)расширенная 2)партнёрская 3)патриархальная 4)нуклеарная 18. Все примеры, за исключением одного, относятся к понятию «семья». Укажи лишний пример. Брак, горем, нуклерная, родство, признак, многопоколенная, партнёрская 19. найдите в приведённом списке функции семьи. Ответ запишите в виде цифр в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания: 1) первичная социализация, 2) обеспечение социальной стабильности, 3) поддержание общественного воспроизводства, 4) биологическое воспроизводство новых поколений, 4) преодоление социального неравенства
1.-2
2.-4
3.-3
4.-1
5.-1
6.-1
7.-1
8.-3
9.-4
10. 4
11.-2
12.-1
13.-1
14.-1
15.-3
16.-2, 6
17.-4
18.-горем
19.-2 4
ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ , 15Б.
20. Верны ли следующие суждения о политической системе?
А. Политическая система состоит из государства, политических партий, профсоюзов и об-
щественных организаций.
Б. Определённую роль в политическом разви тии общества играет церковь.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. Марк Алексеевич с утра провёл уроки, а вечером у него запланировано свидание с
любимой девушкой. Сравните две формы межличностных отношений — официальные и
неофициальные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые
номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) обмен информацией между людьми
2) способ взаимодействия людей
3) соблюдение формальных правил в общении
4) личная привязанность, симпатия — основа возникновения общения
Черты сходства Черты отличия
22. Установите соответствие между конкретными признаками и типами
экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите
элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СИСТЕМ
A) Государство определяет количество производимой
продукции.
Б) Государство гарантирует многообразие форм
собственности.
B) Производитель свободен в определении, что и
как производить.
Г) Распределение производственных ресурсов
осуществляется правительством.
Д) Цены определяются соотношением спроса
и предложения.
1) рыночная
2) командная (плановая)
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А Б В Г Д
23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено
буквой.
(А) Некоторые считают демократию одним из важнейших достижений человечества.
(Б) Есть политики, которые видят в демократии больше отрицательных черт, чем
положительных. (В) И все же именно она является сегодня наилучшей формой
обеспечения прав и свобод граждан.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
В стране Z был дважды проведён опрос общественного мнения по одной и той же
проблеме. В 2002 и 2012 гг. предлагалось высказаться о проявлениях в обществе
социальной несправедливости. Результаты опросов (в % от числа отвечавши х)
представлены в таблице.
2002 2012
Очень велик разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными 13% 15%
Отдельные социальные группы имеют привилегии 10% 10%
Не всем трудящимся доступно качественное образование и
здравоохранение
35% 25%
Судебная система и правоохранительные органы защищают
преимущественно состоятельных граждан
10% 10%
Телевидение и печатные СМИ рекламируют недоступный большинству
граждан образ жизни
7% 8%
Трудящиеся не могут приобрести нормальное жильё 20% 27%
Другое 8% 5%
24. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе
таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто отмечает, что очень велик разрыв в уровне доходов между бога тыми и
бедными, выросла.
2) Доля тех, кто считает, что отдельные социальные группы имеют привилегии,
увеличилась.
3) Доля тех, кто считает, что трудящиеся не могут приобрести себе нормальное жилье,
осталась неизменной.
4) В 2012 г. больше тех, кто считает, что не всем трудящимся доступны каче ственное
образование и здравоохранение, чем тех, кто считает, что телевидение и печатные СМИ
рекламируют недоступный большинству граждан образ жизни.
5) В 2002 г. меньше тех, что считает, что судебная система и правоохранительные органы
защищают преимущественно состоятельных граждан, чем тех, кто отмечает, что
трудящиеся не могут приобрести нормальное жильё.
25. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и
прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно
вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) В стране Z трудящиеся чувствуют себя обездоленными.
2) В стране Z существует опасность конфликтов из-за социальной несправедливости.
3) Правительству страны Z удалось снизить разрыв в уровне жизни различных групп
общества.
4) В стране Z наблюдается экономический кризис.
5) Телевидение и печатные СМИ в стране Z не пользуются авторитетом у граждан.
Последние 3 номера невозможно решить ибо диаграммы нет
20) 1
21) сходства: 1, 2. разл: 3, 4
22) 1) Б, В, Д. 2) А, Г.
23) 1) А, Б 2) В.
1. Что из нижеприведенного характеризует постиндустриальное общество?
1) религиозный характер культуры 2) переход от натурального к товарному производству
3) завершение промышленного переворота 4) развитие информационных технологий
2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Забастовка авиадиспетчеров с требованием увеличить оплату труда иллюстрирует взаимосвязь экономической и социальной сфер общества.
Б. Принятие парламентом закона, запрещающего насилие над животными, иллюстрирует взаимосвязь духовной и социальной сфер общественной жизни.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Олег выделялся среди ребят группы. По каждой проблеме у него была своя точка зрения, которую он умел отстаивать. Олег мог вести за собой других, постоянно придумывал что-то новое. Ответственность за результаты общей деятельности он обычно брал на себя. Такие качества отличают поведение
1) гражданина 2) индивида 3) личности 4) человека
4. В исследованиях, проводимых социологами, опросные листы и анкеты выступают:
1)объектами деятельности 2) субъектами деятельности
3) целями деятельности 4) средствами деятельности
5. К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится
1) активный характер 2) целенаправленность
3) целесообразность 4) наличие партнера
6. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?
1) система 2) весь материальный мир
3) формы и способы взаимодействия людей 4) этап исторического развития человечества
7. Под какой буквой дано наиболее правильное определение понятия социальный институт?
1. Устойчивая совокупность людей, коллективов, организаций, деятельность которых направлена на организацию общественной жизни в семье и государстве;
2. Совокупность людей, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и строится на определенных нормах, правилах и пр. ;
3. Устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на сохранение общественных функций и строится на основе определённых идеальных норм, правил, а также стандартов поведения
8. Что из перечисленного является важнейшим признаком понятия личность?
1. Социальная роль; 2. Особенности темперамента; 3. Прямохождение; 4. Особенности внешности.
9. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В. ?
1. Постиндустриальному 2. Индустриальному 3. Традиционному 4. Информационному
10. Научное знание в отличие от иных видов человеческого знания
1. Предполагает непосредственное наблюдение 2. Не требует системы доказательств
3. Основано на иррациональной вере 4. Предполагает выдвижение и обоснование гипотез
Часть Б.
1. Впишите недостающее слово
2. Установите соответствие
А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно 1. Индивид
преобразующий природу, общество и самого себя
Б. Отдельно взятый представитель всего 2. Индивидуальность
человеческого рода
В. Неповторимое своеобразие человека, набор его 3. Личность
уникальных свойств
А
Б
В
3. Установите соответствие между отдельными видами деятельности человека согласно данной классификации и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
A) материально-производственная деятельность 1) практическая деятельность
Б) познавательная деятельность 2) духовная деятельность
B) социально-преобразовательная деятельность
Г) прогностическая деятельность
Д) ценностно-ориентировочная деятельность
А
Б
В
Г
Д
4. Найдите в приведенном ниже списке потребности человека, обусловленные его социальной сущностью. Обведите цифры, под которыми они указаны.
1) иметь хорошую еду
2) пользоваться уважением в коллективе
3) дышать чистым воздухом
4) пользоваться достижениями культуры
5) иметь хорошую репутацию
6) иметь теплое жилье
Запишите в порядке возрастания. Ответ: ________________.
потребность
1. 4)
2. 4)
3. 3)
4. 4)
5. 4)
6. 1)
8. 1)
9. 3)
10. 4)
часть B
2.
А - 3
Б - 1
В - 2
3.
А -1
Б -2
В -1
Г -1
Д -2
4.
25