Родолжите фразы: 1) Сущность закона ускорения истории в том, что _________________. 2) Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении _________. 3) В каждую последующую эпоху происходит больше ______________. 4) Народы и нации развиваются с _____________________ скоростью. 18Закончите определение: «Общественный прогресс – это. ..»1) уровень развития общества, его культура2) состояние общества в целом на определенном этапе исторического раз-вития3) направление общественного развития, при котором происходит по-ступательное движение общества от простых и низших форм общест-венной жизни к более сложным и высоким4) направление общественного развития, при котором происходит дви-жение общества от высших и сложных форм общественной жизни к более простым и менее развитым. 19Понятию «общественный прогресс» противоположно понятие: 1) социальная революция 2) общественный регресс3) социальные реформы 4) общественное развитие20Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества яв-ляется(ются): 1) скачкообразные перемены 2) революционные изменения3) постепенные процессы 4) регрессивная направленность 21Целенаправленное преобразование какой-либо стороны обществен-ной жизни, не подрывающее основ существующего строя, – это. .. 1) реформа 2) революция 3) стабилизация 4) эволюция
Родолжите фразы: 1) Сущность закона ускорения истории в том, что _________________. 2) Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении _________. 3) В каждую последующу...
Тема в разделе "Общественный прогресс", создана пользователем nadin1.
50931
1.
1) на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую2) исторического времени3) событий, явлений4) разной скоростью
2. 3
3. 2
4. 3
5. 1
Пожалуйста помогите
Глобализация – процесс складывания единого финансово-информационного пространства. Снятие формальных барьеров привело. Наряду с интеграцией наиболее развитой части человечества, к формированию барьера, в первую очередь технологического, между развитыми странами и остальным миром. Этот барьер практически непреодолим для слабых стран из-за качественного ужесточения конкуренции, ведущейся буквально на уничтожение.
Глобальные СМИ насаждают высокие стандарты потребления, в том числе и в неразвитых странах, население которых ощущает недоступность этих стандартов не только для себя, но и для своих детей и внуков. В результате возникает чувство безысходности, которое в свою очередь, порождает нарастающую глобальную напряженность. Одним из ее проявлений и является международный терроризм.
Безысходность положения неразвитых стран бьет и по процветающим обществам, которые не могут расширять рынки сбыта своей продукции. Возникает системный кризис мировой экономики. При этом глобальный монополизм не дает снижать цены, а культурно-цивилизационный барьер ведет к попыткам насильственной вестернизации незападных обществ. Слабые общества удается разрушить, а сильные – оказывают сопротивление. В обоих случаях создается питательная почва для международного терроризма… ситуация усугубляется общим падением эффективности управления, связанным с глобализацией и превращением формирования сознания в наиболее прибыльный вид коммерческой деятельности…
Управляя во все большей степени при помощи убеждения, при помощи технологий формирования сознания, они начинают действовать на основе внедряемых ими представлений, а не реальности, переставая отличать желаемое от действительного и утрачивая способность решать реальные проблемы, в том числе и порождающие терроризм.
Только разрушение загнивающих глобальных монополий, доступ стран к современным дешевым технологиям и восстановление возможностей прогресса для всего населения Земли кардинально сузит социальную базу терроризма и уничтожит его как существенную глобальную проблему. Но путь к этому будет не простым и болезненным. (М. Делягин)
С1 Какие последствия снятия формальных барьеров в процессе глобализации отметил автор? Назовите два последствия.
С2 Что, по мнению автора, способствует развитию международного терроризма? Назовите любые три предпосылки
С3 в чем, по мысли автора, проявляется взаимосвязь развития процветающих обществ и слаборазвитых стран? Назовите два проявления. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.
С4 Автор утверждает, что «восстановление возможностей прогресса для всего населения Земли кардинально сузит социальную базу терроризма». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите три аргумента в обоснование своей позиции.
С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях общественного прогресса.
С6Раскройте на примерах влияние природной среды на любые три сферы жизни общества
С7 известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции.
С8 Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С1) Снятие формальных барьеров привело наряду с интеграцией наиболее развитой части человечества, к формированию барьера, в первую очередь технологического, между развитыми странами и остальным миром.
С2)Глобальные СМИ насаждают высокие стандарты потребления, в том числе и в неразвитых странах, население которых ощущает недоступность этих стандартов не только для себя, но и для своих детей и внуков. В результате возникает чувство безысходности, которое в свою очередь, порождает нарастающую глобальную напряженность. ЧУВСТВО БЕЗЫСХОДНОСТИ
Кто может ответить хоть на что нибудь, желательно пополней овтеты, это на сессию:
1. Дать харак-ку понятиям индивид, инидивидуальность, личность. Типология личности.
2. Как происходит формирование человека как личности. Потребности и мотивы личности, социальные проблемы развития личности.
3. Что такое потребности и интересы. Социальные качества, интересы и поведения личности.
4. Что изучает наука философия, ее значение, основные направления.
5. Сущность и структура деятельности. Основные виды деятельности, их многообразие.
6. Процесс познания, его этапы, социальная роль познания.
7. Охарактеризовать научное познание, как высшую форму познавательной деятельности (этапы научного познания, логика-определение, наука, роль науки в жизни человека)
8. Исторические формы стратификации, классы, касты, сословия, современная стратификация.
9. Докажите, что общество является динамичной системой. Социальным перемещением, теория социальной мобильности ( соц. лифт, вертикальное, горизонтальное перемещение, изменении соц статуса)
10. Как происходит изменение социального статуса личности. Социальные роли личности. Престижность профессии и т. д, престиж в современном обществе.
11. Определение понятий брак и семья. Семья как социальный институт. Типы и виды, формы семейно-брачных отношений (классификация)
12. Проанализировать функции семьи, мотивы вступления в брак и разводов и перспективы в развитии семьи.
13. Исторический процесс. Многообразие путей и форм общественного развития (эволюция и революция)
14. Прогресс и регресс, противоречивость и критерии прогресса, традиции и инновации в развитии общества. Критерии прогресса. Почему прогресс противоречив.
15. Что изучает экономика как наука. Функии экономики и ее роль в жизни общества. Структура современного производства.
16. Виды собственности, основные элементы рыночных отношений, конкуренция и ее роль в экономическом развитии.
17. Бизнес и предпринимательство. Монополия и ее современное проявление. Роль малого и среднего бизнеса экономике. Акционерное общество.
1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"Реальность, которая описывается понятием "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека. Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств. Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки. По определению Р. С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3). Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность"с понятием "личность" Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр. ) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества. Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельст
А-10 Верны ли суждения?
А. В процессе воздействия на природу человек ее преобразует, создает « вторую природу»
Б. Воздействие человеческого общества на природу имеет, как позитивное, так и негативные последствия.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
А-11 Что относится к проявлениям глобальных проблем современного общества
Достижение науки в производстве лекарственных препаратов
Развитие систем национальных программ
Сокращение разнообразных видов растений и животных
Скорость передачи информации по компьютерным сетям
А-12 Глобальной проблемой современного мира является
Изменение цен на нефть на мировом рынке
Международный терроризм
Сохранение в ряде стран монархических режимов
Появление нового программного продукта
А-13 Верны ли суждения о глобализации?
А. Глобализация связана с функционированием единого рынка капиталов.
Б. Глобализация усиливает неравномерное развитие и распределение в мире производительных сил.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
^ А-14. С помощью такого критерия, как гуманизация отношений между людьми, можно оценить с точки зрения общественного прогресса исторический факт
Изобретения конверторного способа производства металла
Открытие новых месторождений металла на арктическом шельфе
Мораторий на смертную казнь в странах Европы
Разработка нового поколения компьютеров
А-15 Верны ли суждения?
А. Революционный путь изменений наиболее полезен для общества и приводит к разрушению отдельных звеньев.
Б. Общество может измениться как постепенным эволюционным путем, так и скачкообразным, посредством революции.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
А-16 Среди приведенных признаков укажите те, которые характеризуют традиционное общество
А) Сращивание власти с собственностью на землю Б)господство мужчин в семейной жизни
В) быстрота общественных перемен Г) Выделение в обществе привилегированных сословий Д) Частная инициатива во всех сферах общества
1) АБГ 2)АГД 3)АВД 4)ВГД
А-17 Верным для характеристики общественного прогресса является утверждение
Общественный прогресс стал невозможным в условиях глобализации
Общественный прогресс затрагивает только область техники и технологии
Общественный прогресс неоднозначен и противоречив в последствиях
Общественный прогресс возможен в странах только с развитой экономикойА-18. Три данных утверждений представляют собой объективные факты, а одно субъективное мнение. Какое из утверждений является мнением. О глобализации сегодня много говорят и пишут ученые и публицисты
Страны и народы интегрированы между собой
Глобализация имеет позитивные и негативные последствия
Сложился единый мировой рынок. А-19. Процессы глобализации - ведущей тенденции развития современного мира - в первую очередь связаны с 1)Формирование национальных систем безопасности
2) Развитие телекоммуникационных систем связи
3) Усилением влияния традиционных семейных ценностей
4) Модернизация образования и введением единых государственных тестов
А-20 Продолжите фразу: «Консервация общества на определенной стадии развития, отсутствие поступательного движения _ это ……..
1)регресс 2)стагнация 3)распад 4)прогресс
A10-3
А11-сокращение разнообразных видов растений и животных
А12-терроризм
А13-3
А14-мораторий на казнь
А15-2
А16-1
А17-где развитая экономика
А18-
А19-2
А20-2
1. Общество как сложная динамичная система. Основные сферы общественной жизни.
2. Общество и природа.
3. Основные институты общества и их функции.
4. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.
5. Общественный прогресс и его критерии.
6. Формация и цивилизация.
7. Глобальные проблемы современности. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
8. Человек как продукт биологической и социальной эволюции.
9. Общение. Виды общения.
10. Человеческая деятельность и ее многообразие.
11. Человек. Индивид. Личность. Социализация личности.
12. Свобода как условие самореализации личности. Свобода и ответственность.
13. Духовный мир человека. мировоззрение. Типы мировоззрения.
14. Проблема познаваемости мира. Чувственное и рациональное познание.
15. Особенности научного познания. Методы научного познания.
16. Понятие истины. Критерии истины.
17. Культура. Функции культуры. Виды культуры.
18. Особенности молодежной субкультуры.
19. Понятие, основные принципы, функции и нормы морали.
20. Религия как феномен культуры. Мировые религии.
21. Искусство как элемент духовной культуры. Виды искусств.
22. Наука в современном мире.
23. Образование, его значение для личности и общества.
24. Экономика и экономическая наука. Типы экономических систем.
25. Рынок. Функции рынка. Спрос и предложение.
26. Конкуренция. Виды конкуренции.
27. Основные организационные формы бизнеса в России.
28. Денежная система. Инфляция.
29. Роль государства в экономике.
30. ВВП и его структура.
31. Налоги: сущность, функции, виды.
32. Государственный бюджет и государственный долг.
33. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.
34. Основные доходы и расходы семьи.
35. Понятие безработицы. Ее причины и экономические последствия.
36. Социальная стратификация общества и социальная мобильность: сущность и характеристика.
37. Личный и социальный статус человека. Социальные роли.
38. Понятие о социальных общностях и группах. Молодежь как социальная группа.
39. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.
40. Девиантное поведение, его формы, проявления.
41. Социальный конфликт: причины возникновения и пути разрешения.
42. Социальные общности и группы. Этнические общности. Межнациональные отношения.
43. Семья как социальный институт и малая группа. Правовые основы семьи и брака.
44. Политическая система общества: понятие, структура и функции.
45. Государство: понятие, признаки, государственный суверенитет, функции.
46. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство
47. Формы государства: политический режим. Типология политических режимов.
48. Правовое государство: понятие и признаки.
49. Гражданское общество и правовое государство.
50. Политические партии и общественно-политические движения, их классификация.
51. Избирательные системы современности. Особенности избирательной системы в РФ.
52. Система права: основные институты, отрасли права.
53. Нормативные правовые акты и их характеристика.
54. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение.
55. Юридическая ответственность и ее задачи.
56. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации.
57. Органы власти Российской федерации: институт президентства, правительство, Федеральное собрание. Местное самоуправление.
58. Понятие гражданства и основные конституционные права и обязанности граждан России.
59. Судебная система Российской Федерации.
60. Гражданское право и гражданские правоотношения.
61. Собственность. Право собственности.
62. Трудовое право и трудовые правоотношения.
63. Административное право и административные правоотношения.
64 Уголовное право и уголовная ответственность.
12. Человек - это биосоциальное существо
Индивид - это отдельно взятый представитель рода человеческого
Индивидуальность - это то, что отличает человека от других ( характер, внешность, поведение и тд. ..)
Личность - человек, как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом и государством.
Этапы социализации личности:
1. Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе горм и овладении теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы
2. Человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности
3. Интеграция ( восстановление ), человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам
Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной… Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными, здесь в значительной степени происходит и их потребление… Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания в его целостности. Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества. Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новее идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Есть еще одна важная функция духовного производства – производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент. (С. Э. Крапивенский) 4. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенных автором. 5. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства. 6. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни. 7. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.
4. Три элемента духовной сферы: духовные потребности, духовное проихводство, духовная деятельность! 5. Цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности. Функции духовного производства: духовная деятельность, производство знания! 6. Мы видим, что в государстенной думе есть батюка и что все государственные деятели верующие. - политическая сфера. Также мы видим вляние духовенство на правительство, даже управление через правительство некоторыми денежными средствами! - экономическая сфера. Мы видим как умны и прдвинуты современные священники и что они уже пользуются компьютером и несут просвящение в наши массы!- социальная сфера!
1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал, что знание прошлого — «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация — уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам
Личность — это человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели. на становление личности влияют: 1)окружение
2)осознание своих ошибок
3)делать то, чего хотите добиться от жизни
4)обшение
Семья несет в себе функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственная, рекреационная. Эти функции необходимы обществу, для продолжения жизни.
Человеку нужна взаимосвязь с обществом для реализации его потребностей
исторический процесс-ход человеческой жизни, ее результаты, развитие
Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрасными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация — уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? Примените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам
Непосредственное отношение к характеристике исторического процесса имеют определения Б и Д. Например, шумерское общество, которое пришло на смену дикости и варварству (определение Б), и обладало экономическими (изобретение письменности для учета зерна и других богатств, изобретение колеса и т. д. ), социальными (изобретение социального неравенства, городов, где жили люди без отчетливых родственных связей в отличие от, например, чисто племенных поселений), политическими (изобретение государства как профессионального аппарата принуждения и регулирования экономики, например, для поддержания ирригационных систем), духовными (изобретение систематической мифологии и эпоса, например, сказания о Гильгамеше), нравственными (изобретение общественных правил поведения и ценностей, которые лежат в основе этих правил), психологическими (ощущение принадлежности к большим сообществам людей, которых еще не знала история), ценностными и другими структурами, которые отличали шумерское общество от других исторических общностей.
1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал, что знание прошлого — «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация — уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам. ПОЖАЛУЙСТА С ЧЕМ МОЖЕТЕ!.
Так как личность это сформировавшийся индивидум, нужно что бы он стал полноценной частью общества, он должен разобраться в себе (достигнуть гармонии между его внутренним миром и внешней окружающей средой), у него должно быть свое мнемие, он не должен зависить от других людей, осозновать свои достоинства и недостатки, найти контакт с окружающеми. ну это типа так должно быть в идеале, в реале все по-другому