Проанализируйте два варианта типологизации обществ. Определите критерии выделения различных типов обществ. заполните таблицу.ТИПЫ ОБЩЕСТВ КРИТЕРИИ РАЗЛИЧЕНИЯ
цивилизации западного
и восточного типов.
Традиционное, индустри-
альное, постиндустриаль-
ное общества.
Проанализируйте два варианта типологизации обществ. Определите критерии выделения различных типов обществ. заполните таблицу. ТИПЫ ОБЩЕСТВ КРИТЕРИИ РАЗЛИЧЕНИЯ цивилизации з...
Тема в разделе "Права и свободы человека", создана пользователем VesNaa.
5153
ТИПЫ ОБЩЕСТВ КРИТЕРИИ РАЗЛИЧЕНИЯ
цивилизации западного Тип мышления*
и восточного типов.
Традиционное, индустри- Этапы развития**
альное, постиндустриаль-
ное общества.
* восточный- традиционализм, принципы коллективизма
западный- динамизм, ориентация на новизну, уважение к личности и др. права и свободы.
** традиционное- традиционная экономика, в основном аграрное хоз-во, низкая соц. мобильность
индустриальное- главные ценности: переработка природных ресурсов, промышленность т е материальные блага
постиндустриальное (информационное) - главными продуктами производства являются информация и знания.
ТИПЫ ОБЩЕСТВ КРИТЕРИИ РАЗЛИЧЕНИЯ цивилизации западного Тип мышления* и восточного типов. Традиционное, индустри- Этапы развития** альное, постиндустриаль- ное общества. * восточный- традиционализм, принципы коллективизма западный- динамизм, ориентация на новизну, уважение к личности и др. права и свободы. ** традиционное- традиционная экономика, в основном аграрное хоз-во, низкая соц. мобильность индустриальное- главные ценности: переработка природных ресурсов, промышленность т е материальные блага постиндустриальное (информационное) - главными продуктами производства являются информация и знания.
проанализируйте два варианта типологизации обществ. Определите критерии выделения различных типов обществ. заполните таблицу. ТИПЫ ОБЩЕСТВ КРИТЕРИИ РАЗЛИЧЕНИЯ цивилизации западногои восточного типов. Традиционное, индустри- альное, постиндустриаль-ное общества.
ТИПЫ ОБЩЕСТВ КРИТЕРИИ РАЗЛИЧЕНИЯ
цивилизации западного Тип мышления*
и восточного типов.
Традиционное, индустри- Этапы развития**
альное, постиндустриаль-
ное общества.
* восточный- традиционализм, принципы коллективизма
западный- динамизм, ориентация на новизну, уважение к личности и др. права и свободы.
** традиционное- традиционная экономика, в основном аграрное хоз-во, низкая соц. мобильность
индустриальное- главные ценности: переработка природных ресурсов, промышленность т е материальные блага
постиндустриальное (информационное) - главными продуктами производства являются информация и знания.
Русский философ Н. О. Лосский (1870-1965 гг. ) писал: «Попытки иных социальных реформаторов одним судорожным прыжком сразу поднять общество на гораздо более высокую ступень развития обыкновенно только разрушают достигнутое раньше скромное добро и вовсе не осуществляют новых, высших форм совершенства». Проанализируйте это высказывание о деятельности политиков с позиций связи «цель - средство - результат». Какую мысль в тексте параграфа подтверждают слова Н. О. Лосского?
Действительно, перепрыгивая с одной реформы на другую риводят страну или иную сферу деятельности в запустение и кризис. В подтверждение этому можно рассмотреть на примере попытку коммунистов в Советской России построить социализм (т. е. перепрыгнуть капитализм), которая провалилась.
Политики иной раз ставят высокую планку-цель, используют все возможные средства, исходя из убеждения Макиавелли:"Цель оправдывает средства",
и в итоге получают результат, причём невсегда хороший, так как непродуманность реформ, скачкообразный характер их проведения дейчтвительно только усугубляют ситуацию, а не улучшают так, как того хотелось
3. Установите соответствие типов обществ и характеристик общественного развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Типы обществ Характеристики общественного развития
А) традиционное 1) промышленный переворот
Б)индустриальное 2) развитие информационных технологий
В) постиндустриальное 3)сословный характер социальной структуры
Типы обществ: Характеристики общественного развития:
А) традиционное ⇔ 3)сословный характер социальной
Б)индустриальное ⇔ 1)промышленный переворот
В) постиндустриальное ⇔ 2)развитие информационных технологий
А) традиционное -3)
Б) индустриальное -1)
В)постиндустриальная структура -2)
Сравнительная характеристика трех типов общества: традиционое о-во, индустриальное о-во, постиндустриальное.
Традиционное общество- характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа- жрецам либо церкви и армии.
индустриальное общество- преобладает не сельскохозяйственное а промышленное производство, решающую роль в социальной жизни принадлежит промышленникам и бизнесменам, в центре социальной организации находятся корпорации
постиндустриальное общество- производство товара не на объем а на качество
Как взаимодействуют общества(традиционное, индустриальное и постиндустриальное)в современном мире? Можно ли говорить о превосходстве одного из типов?
Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд. Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.
«В социальной системе непрерывно происходят
процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к
исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме
социальных изменений. Существуют две основные формы социальных изменений:
эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является
эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс
появления всё более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений
выступает революция. Социальная революция – это такой способ перехода к новому
качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии:
происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил…
Социальный прогресс следует понимать как одну из
форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в
результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального
благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к
системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам
социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что
надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменение более
сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное
развитее общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор
используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или
иного общества традиционно использовались два критерия: уровень
производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более
прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной
науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера
труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся
количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен
«бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене
прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий –
уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит,
развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие
тенденции изменения общественных отношений».
(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов).
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.
1. Назовите рассматриваемые авторами формы
социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
2. Объясните, почему отношение учёных к понятию
«прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.
3. Проиллюстрируйте примерами любые три
упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству
приведите по одному примеру.
4. Опираясь на содержание текста и знания курса,
приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является
интегральным критерием прогресса.
Как и требовалось по заданию есть "выдержки " и цитаты из текста!
1) Назовите рассматриваемые авторами формы
социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.Существуют две основные формы социальных изменений:
эволюция и революция.Революция –неравновесная модель социальных изменений
Представляет собой коренные, качественные и более значимые преобразования
Эволюция обозначают более или менее медленные, постепенные, но количественные изменения при этом социальная система оказывается в более устойчивом состоянии2 Объясните, почему отношение учёных к понятию
«прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.. Отношение ученых к учёных к понятию
«прогресс» неоднозначно. однозначно. Одни считают, что это одна из основных форм развития обшества, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Мнение других противоположно они считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Поэтому возможно застойное и медленное развитие общества
3) Проиллюстрируйте примерами любые три
упомянутых в тексте свойства социального прогресса.1. Переход к более сложным и высоким формам общественной жизни. 2 переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности, рост социальной. свободы и справедливости 3. Переход на более высокую ступень зрелости, например, к упрочению социальных связей, смягчению социальных противоречий, улучшению условий жизни людей.
В научных дискуссиях постепенно начинает выделяться и утверждаться еще один критерий –
4. Опираясь на содержание текста и знания курса,
приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
уровень нравственности в обществе 1) отражает важнейшие тенденции изменения общественных отношений 2) зависит от образования и воспитания, положения в обществе 3) зависит от развития прогресса нравственности и усвоения моральных норм поведения в обществе
Прочитайте приведённый
ниже текст, каждое
положение которого обозначено
определённой буквой.
(А) Культура представляет
собой сложное явление,
что находит отражение в существующих на
сегодняшний день сотнях
её определений и
трактовок.
(Б) В широком смысле
слова культура включает всё созданное людьми, всю совокупность продуктов
человеческой деятельности, общественных
форм организации, процессов, институтов, всё, что уже сделано человечеством.
(В) В
связи с существованием двух
типов деятельности – материальной
и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития
культуры: духовную и материальную.
(Г) Деление это представляется условным, потому что в
«чистом» виде они просто не существуют.
(Д) Говоря
о многообразии классификаций
культур, чаще всего
выделяют три её формы:
элитарную, народную, и
массовую и две
её разновидности: субкультуру и
контркультуру.
Запишите цифру,
обозначающую характер выражения,
под буквой, обозначающей положение.
Вы не указали цифры, но насколько я помню там так: 1-фактический характер, 2-характер оценочного суждения, 3-характер теоретического утверждения. .
таким образом мы получаем: А-3(1.. Но скорее всего 3, т. к. там теория), Б-3, В-3, Г- 3, Д-3
у меня получилось везде 3.. Но по-другому никак)
В стране Т. только 30% детей могут получить среднее
образование, так как за него необходимо платить. И ещё меньше молодых людей
способны продолжить обучение в высших учебных заведениях, также платных.
Какое социальное явление иллюстрирует приведённая ситуация? Поясните
свой ответ. Сопоставьте специфику данного социального явления в традиционном и
в постиндустриальном обществах. Сформулируйте по одному суждению применительно
к каждому из указанных типов обществ.
Установите соответствие между вирусами – возбудителями заболеваний человека и поражаемыми ими органами. Ответ дайте в виде сочетания цифр и букв, располагая цифры в порядке возрастания, например 1а2б3в… Возбудитель Орган 1. Вирус гепатита а. печень 2. ВИЧ б. органы иммунной системы 3. Вирус паротита в. нервная система 4. Вирус полиомиелита г. слюнные железы