Известный правовед С. С. Алексеев пишет: «К числу главных основополагающих элементов права как явления демократии и прогресса. .. относятся следующие три:
во-первых, — это демократические правовые принципы и такие прежде всего, как принцип народовластия, разделения властей, верховенства права и правосудия, равенства всех перед законом и судом, недопустимость узурпации власти и права;
во-вторых, — это фундаментальные, «прирождённые» права и свободы человека — такие прежде всего, как право на жизнь, на неприкосновенность личности, на свободу мысли и слова, на экономическую свободу, на частную собственность;
и в-третьих, — это наличие высокозначимых и независимых. .. правосудных органов. ..» (Алексеев С. С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. — М. , 1997. — С. 281).
Какие из перечисленных элементов права тебе знакомы из курса обществознания? О каких новых элементах права ты узнал из приведённого фрагмента?
Известный правовед С. С. Алексеев пишет: «К числу главных основополагающих элементов права как явления демократии и прогресса. .. относятся следующие три: во-первых, — это д...
Тема в разделе "Общественный прогресс", создана пользователем glouglou.
56871
С. С Алексеева не проходят в большинстве школ. Его труды изучают на юридическо-философских факультетах высших учебных заведений.
А если на счет вопроса, то все три элемента права, составляющие право, известны ученикам школ (те кто хоть раз за 11 лет откроет Конституцию Российской Федерации и почитает книги по предмету - Теория государства и права).
"во-первых, — это демократические правовые принципы и такие прежде всего, как принцип народовластия, разделения властей, верховенства права и правосудия, равенства всех перед законом и судом, недопустимость узурпации власти и права;"
1) Принцип народовластия знает каждый человек и, следовательно, каждый учащийся, так как в Конституции Российской Федерации данный принцип закреплен и написан в ее Преамбуле.
2) Разделение властей знает каждый учащийся - это тоже закреплено в Конституции Российской Федерации - исполнительная, законодательная и судебная (каждая из которых независима от других, но тесно взаимосвязана)
3) "верховенства права и правосудия, равенства всех перед законом и судом, недопустимость узурпации власти и права;" - все это тоже написано в 1 главе Конституции Российской Федерации и является ее основополагающей.
"во-вторых, — это фундаментальные, «прирождённые» права и свободы человека — такие прежде всего, как право на жизнь, на неприкосновенность личности, на свободу мысли и слова, на экономическую свободу, на частную собственность;"
Опять же, если открыть Конституцию Российской Федерации то черным по белому написано, что в России права и свободы гражданина и человека ставятся на первостепенный уровень и каждый должен их блюсти. Но нужно знать кое-что еще - если есть права, то есть и обязанности у субъекта правоотношения.
"и в-третьих, — это наличие высокозначимых и независимых. .. правосудных органов. ..» (Алексеев С. С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. — М. , 1997. — С. 281)."
Глава 7 (вроде 188-129 ст. ст. )Конституции Российской Федерации рассказывает обо всем этом достаточно коротко и ясно.
Суть в том, что каждый правоприменитель (суд или другой властный на то государственный орган), должен быть независим (экономически) и быть высокоразвит культурно и ценностно, руководствоваться при решении дел своим правопонимаем и правосознанием.
Расчет на то, что учащиеся хоть и не изучали предмет ТГП(теория государства и права), то хотя бы открывали Конституцию Российской Федерации - если это было сделано, то все это ему знакомо.
Право как социальный регулятор- это, прежде всего инструментальная ценность, т. е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов. Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп.
Даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно все же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит, - с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп. Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и ответственности, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями. Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима.
(С. С. Алексеев)
Задания:
3. Автор утверждает, что «…даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти…. Оно все же представляет собой социально ценное явление. » Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
4. Автор утверждает, что собственная ценность права зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
3.
1)Даже, когда право "работает" не на полную определяемую историческими условиями "мощность", и, более того, даже при авторитарных политических режимах, когда оно приобретает этатический характер, выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно всё же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное явление, по сравнению с тем, что ему противостоит, - с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп.
2)Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер.
Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол.
3)В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и упорядоченности общественных отношений, ответственности, заложены в субъективных правах, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями, в соединении с гарантиями, юридическими процедурами. Таким путём они сдерживаются до той грани, за которой свобода и активность могут обернуться неконтролируемым действованием, произволом, ничем неограниченной вольницей, хаосом.
4.
1)Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его "гуманитарного восхождения" - движения от права сильного к праву гражданского общества.
2)Право по своим свойствам - такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организовать и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности, и потому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию.
3)И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе - занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса.
1. Укажите верное определение: «Право - это…»
А. наука об обществе
Б. регулятор общественных отношений
В. способ осуществления демократических режимов
Г. элемент государственного устройства
2. Имущественные отношения между супругами регулирует право
А. конституционное
Б. семейное
В. финансовое
Г. гражданское
3. Определение опасных для личности, общества и государства деяний как преступных и установление видов наказаний за их совершение закреплено в
А. Конституции РФ
Б. Гражданском кодексе
В. Уголовно-процессуальном кодексе
Г. Уголовном кодексе
4. Административное право – это отрасль права, которая
А. регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно - распорядительной деятельности государственного управления
Б. определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений
В. регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения
5. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?
А. Совершение правонарушения служит основанием для привлечения к юридической ответственности.
Б. Меры административной ответственности не влекут за собой судимости.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
6. Увольнение с работы по причине сокращения персонала или ликвидации фирмы относится к правоотношениям
А. трудовым
Б. семейным
В. административным
Г. гражданским
7. Конституция РФ была принята
А. Указом Президента РФ
Б. на совместном заседании Федерального собрания РФ
В. на всенародном голосовании
Г. на заседании Государственной Думы РФ
8. Согласно Конституции РФ единственным источником власти является
А. Президент РФ
Б. многонациональный народ РФ
В. Федеральное Собрание РФ
Г. Конституционный суд РФ
9. Какой из перечисленных источников права обладает высшей юридической силой
А. закон РФ
Б. постановление Правительства РФ
В. Конституция РФ
Г. Указ Президента РФ
10. За какое правонарушение уголовная ответственность наступает с 14 лет?
А. нанесение морального вреда
Б. нецензурная брань
В. мелкое хулиганство
Г. грабеж
11. Когда была принята Конвенция о правах ребенка?
А. 1948г.
Б. 1959г.
В. 1989г.
Г. 1993г.
12. С какого возраста можно начать трудовую деятельность?
А. 14
Б. 15
В. 16
Г. 18
13. Примером правонарушения является:
А. ученик Сидоров, играя в мяч, разбил окно в чужой квартире
Б. ученик Петров, получив в библиотеке книги, не поблагодарил библиотекаря
В. ученик Иванов, не выполнил домашнее задание
Г. гражданин Ларьков, вернул взятые у приятеля в долг 100 рублей через неделю после установленного срока
14. Одним из видов уголовного наказания является
А. административный штраф
Б. предупреждение
В. лишение свободы
Г. объявление выговора
15. Молодой человек купил ружье и решил пойти на охоту. В то время как молодой человек целился в очередную утку. К нему подошел егерь и попросил предъявить лицензию на право охоты. Но у молодого человека такого документа не оказалось.
Данное правонарушение является
А. уголовным
Б. гражданским
В. административным
Г. экологическим
16. Вставьте пропущенное слово: «Органы местного _____________именуются в законодательстве муниципальными».
17. Установите соответствие между ситуацией и правоотношением:
А. В квартире гражданина Иванова всю
ночь громко играла музыка, беспокоя
соседей. 1. Административное
Б. Гражданин Алексеев взял долг у друзей
на покупку машины. 2. Гражданское
В. Строители заключили договор
на строительство дачного дома с гражданином
Михайловым.
Г. Гражданин Петров был доставлен
в отделение милиции за нецензурную брань
на городском рынке.
18. ЗАДАНИЕ – ЗАДАЧА.
Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака правонарушения.
1. Укажите верное определение: «Право - это…»
Б. регулятор общественных отношений
2. Имущественные отношения между супругами регулирует право
Б. семейное
3. Определение опасных для личности, общества и государства деяний как преступных и установление видов наказаний за их совершение закреплено в
Г. Уголовном кодексе
4. Административное право – это отрасль права, которая
Б. определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений
5. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?
2. верно только Б
6. Увольнение с работы по причине сокращения персонала или ликвидации фирмы относится к правоотношениям
А. трудовым
7. Конституция РФ была принята
В. на всенародном голосовании
8. Согласно Конституции РФ единственным источником власти является
Б. многонациональный народ РФ
9. Какой из перечисленных источников права обладает высшей юридической силой
В. Конституция РФ
10. За какое правонарушение уголовная ответственность наступает с 14 лет?
В. мелкое хулиганство
11. Когда была принята Конвенция о правах ребенка?
В. 1989г.
12. С какого возраста можно начать трудовую деятельность?
В. 16
13. Примером правонарушения является:
А. ученик Сидоров, играя в мяч, разбил окно в чужой квартире
14. Одним из видов уголовного наказания является
В. лишение свободы
15. Молодой человек купил ружье и решил пойти на охоту. В то время как молодой человек целился в очередную утку. К нему подошел егерь и попросил предъявить лицензию на право охоты. Но у молодого человека такого документа не оказалось.
Данное правонарушение является Г. экологическим
16. Вставьте пропущенное слово: «Органы местного __самоуправления___ именуются в законодательстве муниципальными».
17. Установите соответствие между ситуацией и правоотношением:
А. В квартире гражданина Иванова всю ночь громко играла музыка, беспокоя соседей. - 2. Гражданское
Б. Гражданин Алексеев взял долг у друзей на покупку машины. - 2. Гражданское
-
В. Строители заключили договор на строительство дачного дома с гражданином Михайловым. - 2. Гражданское
Г. Гражданин Петров был доставлен в отделение милиции за нецензурную брань на городском рынке. 1. Административное
18. ЗАДАНИЕ – ЗАДАЧА.
Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака правонарушения. Если поступок хулиганский, то это обладает несколькими признаками: грубое нарушение общественного порядка, неуважение к обществу, применение оружия или предметов, которые можно использовать как оружие.
Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: "Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу. .."
Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответОльга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. "Почему же вы ее не решаете?" - обиженно спросила она и вышла из комнаты.
Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?
Если я был (а) родителем Ольги я бы дал не возразил ей но сказал бы: Оленька конечно мы с мамой хотим дать тебе самое нежное, но пойми у нас нет средств на эти вещи. Я бы стал (а) потихоньку собирать деньги на частную школу и дарить недорогие подарки. Потому что она и вправду достойна лучшего, но и должна уметь ставить себя на место родителей.
Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: "Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу. .." Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответОльга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. "Почему же вы ее не решаете?" - обиженно спросила она и вышла из комнаты. Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?
Я считаю, что Ольга не права. в 15 лет человек уже должен осозновать и анализировать ситуацию. родители дают ей л=для развития то, что могут. если Ольгу, что-то не устраивает, то пусть идет подрабатыва и может тогда поймет стоимость денег. хотя в 15 лет ее врядли куда-либо возьмут. работодателям не нужны лишние проблемы.
Дополню пост предыдущего человека
"В ответОльга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. "Почему же вы ее не решаете?" - обиженно спросила она и вышла из комнаты. Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?."
На этом нужно заострить внимание. А конкретней " признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. " В ЛЮБОЙ нормальной семье это выполняется, вне зависимости от материальных возможностей родителей (или лиц, на чьем попечении ребенок находится). Занятия с репетиторами и другие факты, о которых говорит Ольга под этот критерий не подходят. А теперь на вопросы:
1) Права ли Ольга? Нет, она не права. Возраст указан не зря, т. к. она не достигла возраста 18 лет, то родители должны её содержать, но этот перечень не входит в основные составляющие: еда, проживание, одежда. ..
2) Сказал бы все, что написал выше.
3) Попробывал бы объяснить Ольге, что деньги не главное в жизни.
4) "Почему?" - думаю это очевидно и когда вы подрастете сами поймете)
Известный российский правовед С. С. Алексеев при раскрытии вопроса о праве приводит такой пример. В салон электрички, перед самым ее отходом, влетает женщина с тяжелыми сумками в руках. Все места заняты, причем в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!» Мужчина встает, а женщина садится на его место. Смущенный мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивительно спросить, почему его согнали с места. Женщина тут же громко парирует: «Потому что я – женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам».
Как вы думаете: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступить ей место? Объясните с точки зрения права и морали?
Как вы думаете: кто прав в этой ситуации? Женщина неправа
О каких правах женщины можно вести речь?
Имеет ли она право требовать уступить ей место? Не имеет. Это только вопрос морали.
Объясните с точки зрения права и морали? С точки зрения права - нигде такого закона нет, а вот с точки зрения морали - женщинам должны уступать места, это вопрос хорошего воспитания.
Известный российский правовед С. С. Алексеев при раскрытии вопроса о праве приводит такой пример. В салон электрички, перед самым ее отходом, влетает женщина с тяжелыми сумками в руках. Все места заняты, причем в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!» Мужчина встает, а женщина садится на его место. Смущенный мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивительно спросить, почему его согнали с места. Женщина тут же громко парирует: «Потому что я – женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам». Как вы думаете: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступить ей место? Объясните с точки зрения права и морали? (распишите все по пунктам и подробнейшим образом,
В этой ситуации не правы оба. Женщина не права, потому что по закону никто не обязан уступать ей место и она не имеет права это требовать от кого- либо. Возможно, если бы она не стала сразу кричать на мужчину, а вежливо бы попросила или просто подождала, кто нибудь добровольно уступил бы ей место основываясь на своих моральных принцыпах. Мужчина же не совсем прав, потому что сам не уступил место и судя по тому что он говорит по дороге в тамбур, уступать он не собирался ( хотя может и не успел сообразить).
С точки зрения права- не права женщина. С точки зреня морали - мужчина.
Предположите, каковы цели принятия каждого из этих условий. Существуют непременные условия, которые необходимо соблюсти при подаче жалобы гражданина в Европейский суд по правам человека. В левом столбце таблицы приведены некоторые из них. Предположите, каковы цели принятия каждого из этих условий. Условие Цели принятия 1. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает группа лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии 2. Для того чтобы жалоба бы¬ла признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой за¬щиты 3. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несет ответственность публичная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению
Я думаю, что цели принятия этих условий таковы:
1) Сам потерпевший должен подавать жалобу потому, что это право обратиться за защитой своих прав, и инициатива должна исходить от потерпевшего.
2) Это правило нацелено на то, что потерпевший должен обращаться за защитой своих прав внутри своего государства. Обращение в ЕСЧП является крайней мерой, в случае если потерпевший не смог получить защиты своих прав внутри государства.
3) Потому, что суд рассматривает дела о нарушениях прав человека, установленных Европейской конвенцией прав человека и основных свобод, и ответчиком является государство.
Помогите решить пожалуйста задачу по трудовому праву. ..Инженер Капустин и экономист Иванова были предупреждены о предстоящей реорганизации предприятия, об их увольнении, т. к. нет возможности предоставить им новое место работы на том же предприятии. Инженер Капустин, считая, что увольнение в связи с сокращением штатов скомпрометирует его как специалиста, просил уволить его по собственному желанию. Экономист Иванова была уволена в связи с сокращением штатов.
Какими правами, льготами и компенсациями будут пользоваться указанные работники?
По собственному желанию-возсесят в виде денежной компенсации неотгулянный отпуск, а по сокращению- выплатят 3-х месячный оклад в виде бонуса)
Посмотрите ст. 75 ТК РФ.
В соответствии со ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации при изменении подведомственности (подчиненности) организации, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются.
Таким образом, при реорганизации трудовые договоры, заключенные работниками с реорганизованным обществом, продолжают действовать в новом обществе с согласия работников.
При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 75 ТК РФ, трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 настоящего Кодекса.
Если экономист Иванова желала продолжать работаь в реорганизованном обществе, ее увольнение можно признать незаконным.Капустин никакими, т. к. уволился по собственному желанию (ст. 78 или ст. 80 ТК РФ). А вот Иванова т. к. была уволена по ст. уволена по ст. 81ч. 2 будет пользоваться гарантиями и компенсациями указанными в ст. 178 ТК РФ