Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, нарушается социальный порядок. Нравственные нормы перестают контролировать поведение людей, основополагающие ценности могут быть отвергнуты, и у человека теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других людей.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Как бы вы озаглавили этот текст?
Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утра...
Тема в разделе "", создана пользователем MovingGirl.
67319
Можно озаглавить либо просто отклоняющееся поведение в обществе или девиантное отклоняющееся поведение.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность.
Успешное функционирование общества можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение людей. Каждый должен знать (в разумных пределах, конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения ожидают от него самого и какие социальные нормы должны усвоить дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, нарушается социальный порядок. Нравственные нормы перестают контролировать поведение людей, основополагающие ценности могут быть отвергнуты, и у человека теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других людей.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения – всё это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.
Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения людей, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, всё в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестаёт быть отклоняющимся.
(С. С. Фролов, текст адаптирован)
1. Роль социальных отклонений в обществе.
2. Отклоняющееся поведение нарушает социальные порядки
3. Отклоняющееся поведение адаптирует культуру к социальным изменениям.
4. Рождение и развитие отклоняющеегося поведения.
Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование общества можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение людей. Каждый должен знать (в разумных пределах, конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения ожидают от него самого и какие социальные нормы должны усвоить дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, нарушается социальный порядок. Нравственные нормы перестают контролировать поведение людей, основополагающие ценности могут быть отвергнуты, и у человека теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других людей. С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения – всё это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения людей, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, всё в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестаёт быть отклоняющимся. (С. С. Фролов, текст адаптирован)
Что автор считает необходимым для успешного функционирования социальных структур? Как многочисленные случаи отклонений, по мнению автора, влияют на общество?
1. Автор считает необходимым для успешного функционирования социальных структур следующее:
"Успешное функционирование общества можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение людей. ";
"Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других людей. "
2. Влияние отклонений на общество:
"Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность.
Нормы и ожидания, входящие в содержание роли, тесно взаимосвязаны.
Норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать
общепринятым в некой группе. В такой формулировке роль есть нормативный
образец, структурная, но не поведенческая характеристика. Она – часть
социальной позиции, но не выражение этой позиции в действии. Социальные
нормы – предписанные правила поведения – характеризуют не только статус, но
и роль. Можно даже выразиться так: благодаря нормам, структурным
характеристикам социального пространства, только и становится возможным
ролевое поведение. Благодаря им оно, собственно говоря, и организуется
соответствующим образом.
<…> Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения
миллионам исполнителей ролей. Без социокультурных норм бессмысленно
говорить о каких-либо ролях. Но сами нормы задаются извне (хотя реализуются
внутри роли). Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и
ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы
суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди
должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью
строгости <…> нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к
другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще,
чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов
определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с
начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных
отношений в группе, обществе.
Нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека
окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы
движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по
левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При
нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно
действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если
партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало
быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая
включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие,
ожидание, оценку и средства
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ
С1. Укажите три смысла (значения), в которых понятие «социальная норма»
употребляется в тексте.
С2. Используя содержание текста, объясните, как связаны между собой понятия
«социальные нормы» и «социальная роль». Приведите пример любой нормы,
выражающейся в ролевом поведении.
С3. Автор отмечает, что «нормы – это также и обязанности одного лица по
отношению к другому или другим лицам». Приведите любые три примера
обязанностей старшеклассника в любых сферах его жизни.
С1) Норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать общепринятым в некой группе. Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения миллионам исполнителей ролей. Нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.
С2) Социальные нормы – предписанные правила поведения - характеризуют не только статус, но и роль. Пример: когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. (Каждый пешеход выполняет свою роль)
С3) Старшеклассник обязан уважительно относиться к старшим, учиться, исполнять закон
Душа толпы. .. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. <...> Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина — заразительность или зараза — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. <...> В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Вопросы и задания: 1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста? 3) Как вы понимаете сущность этих причин? 4) Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать. 5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание? Общественное мнение?
1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе?
Первое - стадность. То есть - сделал один - повтори за ним. Вторая особенность -отсутствие своего мнения, поддатливость идеям навязанным. Третья особенность - агрессия. Четвертая - управляемость. Пятая - снижение уровня IQ всовокупности в толпе, то есть каждый соображает в толпе меньше, чем соображал бы один.
2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста?
"Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина — заразительность или зараза — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. <...> В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. "
3) Как вы понимаете сущность этих причин?
Каждый человек, попадая в толпу, понимает, что он не один, что таких как он -много, и что разобраться со всеми - не выйдет, и сознает свою силу, как силу толпы. Потому он теряет контроль над собой, поддается толпе, - снижается уровень ответственности. Вторая же причина - вследствие обоществления сознания и снижения IQ, каждый индивид в группе становится частью этого эгрегора, потому эгрегор толпы мыслит за него, следовательно, все мнения, все интересы отдельно человека в толпе подавляются волей толпы.
4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать - например, поведение толпы в школе во время собрания линейки. Каждый индивид, попадающий в эту толпу, попадает и под влияния, теряя часть своих черт, и получая черты толпы взамен. Например, порицание над одним из учеников в форме иронии и насмешки вызывает взрыв смеха во всей толпе - в то время как отдельный индивид вполне вероятно, не стал бы смеяться.
5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание? Общественное мнение? - Общественное сознание, нет, но сознание толпы как эгрегор - да. То есть толпа перестает быть собранием людей, толпа становится сама управляющим органом - она диктует свои правила каждому члену толпы, заставляя его повиноваться.
Документ. Из книги французского психолога, социолога, историка Г. Лебона «Психология народов и масс». В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума… Если бы индивиды в толпе ограничивались только соединением заурядных качеств, которыми обладает каждый из них в отдельности, то мы имели бы среднюю величину, а никак не образование новых черт… Появление… новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в её состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не даёт волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несёт на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина – заразительность, или зараза, - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление… В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда когда он составляет частицу толпы. ^ Вопросы и задания к документу 1. Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2. Укажите причины специфического поведения личности в толпе, которые называет автор текста. 3. Как вы понимаете сущность этих причин? 4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать. 5. Верно ли утверждение, что в толпе формируется общественное сознание? Общественное мнение? Ответ обоснуйте.
1. Всесилие т. е бестрашие; заразительность т. е что делает 10 человек то и делает вся толпа отсутствие ответствености
2. Отсутствие ответствености
3. Так как ответствености нет можно делать что угодно и тебе за это нечего не будет так как все это делают чуствуешь силу так как не один и можно делать что хочешь.
4 Все различные болельшики ведь каждый готов поубивать другую команду у них в это время нет ни страха не сожеления не каких либо моральных принципов а только одно желание раздавить другого оскарбить.
5Канешно же верно что думает один то и думают все уже не раз доказывали как только 10 человек начинают что то делать одинаково то к ним присоединяются все проходящие и также начинают мыслить это эфект сотой обезьяны что делает часть то делют и целое как то переубедить уже одного сложно так как его уже поддерживают и он понимает что не один так думает да примеров может быть масса также и в повседневной жизни в классе пока часть не начнёт что то делать все не будут делать
1)Что такое нормы и зачем они нужны обществу?
2) Как общество должно реагировать на поведение, отклоняющееся от нормы?
3) Докажи, что пьянство и наркомания - это отклонения от норм поведения и что они являются проблемой не только для тех, кто этому подвержен, но и для окружающих людей.
1-Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Система социальных норм общества призвана обеспечить общественный порядок. В системе социальных норм выделяют, помимо правовых норм, моральные нормы (правила поведения с точки зрения добра и зла), религиозные нормы (правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму божественного начала), корпоративные нормы (правила поведения, регулирующие отношения людей в организациях), обычаи и традиции (стихийно сложившиеся правила поведения, закрепившиеся в результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения в поколение), ритуалы и обряды (символические действия), а также деловые обыкновения, договорные нормы и т. п. Несоциальные (технические, производственные, сельскохозяйственные, санитарно-гигиенические) и другие нормы регулируют отношение человека к природе, технике, материальным объектам.
Познакомьтесь с фрагментом работы одного из основоположников русской и американской социологии — Питирима Сорокина (1889—1968). В 1922 г. он был изгнан из России большевиками и большую часть жизни проработал профессором Гарвардского университета в США. Автор анализирует состояние этики (морали) и права западного общества 40-х гг. XX в. По мнению современников автора, его оценки излишне категоричны и суровы. Тем более интересен он нам сегодня.
Рассмотрим теперь кризис нравственных идеалов и права. ..
Суть кризиса заключается в постепенной девальвации (обесценивании. — Ред. ) этических и правовых норм. Девальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности потеряли свой престиж. В них уже нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и больше на истинные нравственные ценности смотрят как всего лишь на «рационализации», «выводы» или на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материальные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп. Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую завесу, скрывающую прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. Подобным образом юридические нормы все больше и больше рассматриваются как орудия в руках стоящей у власти элиты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы. .. С потерей престижа они постепенно утрачивают свою контролирующую и регулирующую силу — важный фактор человеческого поведения. Их «ты не должен» и «ты должен», как моральные императивы, все меньше и меньше определяют поведение людей. .. Если ни религиозные, ни этические, ни юридические ценности не контролируют наше поведение, то тогда что же остается? Ничего, кроме грубой силы и обмана. Отсюда — современное «право сильного». И в этом — основная черта современного кризиса в этике и праве.
Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М. , 1992. — С. 500.
Задание к источнику.
1) Как оценивает автор состояние моральных и правовых ценностей современного ему общества?
2) Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы?
3) Во что они превращаются в руках властной
1) Этнические и правовые ценности потеряли свой престиж. 2) Прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. 3) Юридические нормы - орудие в руках стоящей у власти элиты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. 4) Контролирующую и регулирующую силу. 5) Остаётся грубая сила и обман. => Современное "право сильного".
2. Объясни: культура внешняя, культура внутренняя.
3. С каким продолжением фразы вы согласны?
Простые нормы нравственности – это:
А) общеизвестные и признаваемые всеми правила поведения;
Б) нормы, которые всегда существовали в обществе людей неизменными.
1) верно только а) 2) только б) 3) а) и б) 4) оба неверны.
4. С каким высказыванием вы согласны?
А) Нравственные качества человека проявляются в связи с его намерениями;
Б) Нравственные качества человека проявляются в связи с его поступками, действиями.
1) верно только а) 2) только б) 3) а) и б)
5. Особые духовные правила, регулирующие поведение людей в обществе, отношение к другим людям и самому себе с позиций добра и зла – это ______________.
6.»Не делай другому того, чего себе не желаешь» сказал:
А) Иисус Христос б) Конфуций в) Сократ
7. К общечеловеческим духовным ценностям относятся: ________, _________,_______.
8. Соотнеси:
1. Объективные обязанности, которые необходимо выполнять в жизни.
2. Превращение требований морали в личную задачу.
А. Долг моральный Б. Долг общественный
9. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?
10. А)Процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре …-это __________
Б)Сфера духовной деятельности, направленная на получение достоверных знаний о мире и человек
3) - 4 ( так как они не всеми признаются, и изменяются с периодом времени)
4) - 3
5) мораль
6) Конфуций)
7) возможно: право, мораль, религия?
8) 1-а 2-б
9) Свобода и ответственность? Кратко? Человек не может быть абсолютно свободен, так как современный мир наделен некоторым количеством различных прав и обязанностей личности, что закрепляет за нами определенную форму поведения. Ответственность (с юридической или правовой точки зрения) наступает тогда, когда происходит какое-либо несоответствие нормам поведения в обществе. Т. е. если человек не будет ничего нарушать, он, по сути, будет свободным. Но всё равно ограниченным некоторыми порядками.
10) образование или наука