1) сущность и особенности обществ. сознания. А) определения. Б) особенности.
1) сущность и особенности обществ. сознания. А) определения. Б) особенности....
Тема в разделе "Духовный мир человека", создана пользователем kaeru.
19854
Сознание - это высшая, свойственная только человеку как социальной (т. е. общественной) существу форма отражения действительности, функция человеческого мозга. Она является активным, целеустремленным, обобщенным, оценочным отображением, связанным с деятельностью, в процессе которой люди осваивают и преобразуют мир. Сознание человека формируется, развивается, функционирует на основе взаимосвязанных факторов: знаряддево-предметной деятельности, которая охватывает изготовление и предметное применение орудий труда ведет со временем к созданию и расширению мира очеловеченной природы, сферы материальной и духовной культуры *деятельного общения между людьми, которое имеет свои материально-технические, информационно-интеллектуальные и моральные аспекты.
. Тест по теме «Человек в социальном измерении».
А1. Что из перечисленного относится к биологическим признакам человека?
1) Общение
2) Речь
3) стремление к самоутверждению
4) способность к прямохождению
А2. На чём основаны действия животных?
1) на сознании
2) на инстинкте
3) на мышлении
4) на разуме
А3. Совокупность качеств, приобретаемых человеком в процессе жизни в обществе:
1) характер
2) индивид
3) личность
4) инстинкт
А4. Что из перечисленного относится к социальным признакам человека?
1) объём головного мозга
2) отсутствие волосяного покрова
3) забота о потомстве
4) необходимость общения
А5. Познание человеком своего внутреннего мира – это:
1) деятельность
2) самопознание
3) способности
4) потребности
А6. Что определяет настроение человека в тот или иной момент?
1) Эмоции
2) Чувства
3) Суждения
4) заключения
А7. Верны ли определения:
А. Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль.
Б. Умозаключение – это вывод из нескольких логически связанных суждений?
1) верно а
2) верно б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А8. Социальными потребностями человека являются:
А. Потребность в общении;
Б. Потребность в познании окружающего мира.
1) верно а
2) верно б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А9. Древний обряд посвящения молодых людей во взрослых называется:
1) самопознание
2) аффект
3) самооценка
4) инициация
А10. Общими чертами человека и животных являются:
А. Биологические потребности.
Б. Использование природных предметов.
1) верно а
2) верно б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А11. Что из перечисленного не относится к биологическим потребностям?
1) Питание
2) Отдых
3) Общение
4) движение
А12. И человек, и животные:
1) обладают связной речью
2) умеют мыслить
3) сознательно действуют
4) используют различные предметы
А13. Что из перечисленного передается по наследству?
1) цвет глаз и волос
2) занимаемая должность
3) выбор профессии
4) любовь к чтению книг
А14. Неповторимость, уникальность человека:
1) личность
2) наследственность
3) эмоциональность
4) индивидуальность
А. 15. Верны ли следующие суждения о деятельности:
А. Деятельность – это активность, присущая как человеку, так и животным
Б. Многие ученые считают важным видом деятельности общение
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А16. Верны ли суждения о способностях человека:
А. Способности могут проявляться очень рано;
Б. Есть люди, у которых нет никаких способностей?
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А17. Верны ли суждения о потребностях:
А. Потребности человека делятся на биологические, социальные и духовные;
Б. Нельзя полностью удовлетворить все потребности человека
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А18. Верно ли, что
А. Одни и те же события рождают у людей одинаковые чувства
Б. Эмоциональность не передается по наследству
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А19. Верны ли суждения об эмоциях:
А. Эмоция определяет настроение человека
Б. Эмоции бывают как положительные, так и отрицательные
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А20. Верны ли следующие суждения о личности
А. Личность возникает в результате биологического развития человека.
Б. Огромное влияние на становление личности оказывает общество.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А21. Верны ли следующие суждения о личности
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А22. Верны ли следующие суждения
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Самопознание позволяет 10: 36: 17
выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «Я».
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А23. Укажи отличия человеческой деятельности от поведения животных.
1) Взаимодействие с окружающим миром
2) Приспособление к окружающей среде.
3) Наличие продуманной цели.
4) Внешняя активность.
А24. Выбери правильный ответ.
Что объединяет слова «игра», «учение», «труд».
1) Это потребности организма человека
2) Это виды деятельности
3) Это качества человека
4) Это способы получения заработка
А25. Выбери правильный ответ.
Что из перечисленного НЕ является отличительной чертой деятельности человека
1) Определение цели
2) Осознанные действия
3) Анализ результата
4) Инстинкты
А26. Существует пословица: «Стрелять по воробьям из пушки». Эту пословицу употребляют, когда человек
1) Не планирует свою деятельность
2) Не анализирует результат деятельности
3) Неверно подбирает средства для достижения цели
4) Неверно ставит цели
А27. Выбери правильный ответ
К социальным потребностям относится
А28. Выбери правильный ответ.
Потребность в отдыхе относится к
Ответы все по порядку с верху в низ
4
2
3
4
2
1
3
1
4
3
3
2
1
4
2
3
3
2
3
2
3
1
3
1
4
4
Что такое сознание. Сознание: индивидуальное и общественное. Сущность и особенности общественного сознания. Творческое и обыденное сознание.
Сознание-Высшая форма мыслительной деятельности головного мозга человека, с ее помощью он осознает и анализирует себя и все что происходит вокруг него
Душа толпы. .. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. <...> Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина — заразительность или зараза — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. <...> В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Вопросы и задания: 1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста? 3) Как вы понимаете сущность этих причин? 4) Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать. 5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание? Общественное мнение?
1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе?
Первое - стадность. То есть - сделал один - повтори за ним. Вторая особенность -отсутствие своего мнения, поддатливость идеям навязанным. Третья особенность - агрессия. Четвертая - управляемость. Пятая - снижение уровня IQ всовокупности в толпе, то есть каждый соображает в толпе меньше, чем соображал бы один.
2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста?
"Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина — заразительность или зараза — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. <...> В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. "
3) Как вы понимаете сущность этих причин?
Каждый человек, попадая в толпу, понимает, что он не один, что таких как он -много, и что разобраться со всеми - не выйдет, и сознает свою силу, как силу толпы. Потому он теряет контроль над собой, поддается толпе, - снижается уровень ответственности. Вторая же причина - вследствие обоществления сознания и снижения IQ, каждый индивид в группе становится частью этого эгрегора, потому эгрегор толпы мыслит за него, следовательно, все мнения, все интересы отдельно человека в толпе подавляются волей толпы.
4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать - например, поведение толпы в школе во время собрания линейки. Каждый индивид, попадающий в эту толпу, попадает и под влияния, теряя часть своих черт, и получая черты толпы взамен. Например, порицание над одним из учеников в форме иронии и насмешки вызывает взрыв смеха во всей толпе - в то время как отдельный индивид вполне вероятно, не стал бы смеяться.
5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание? Общественное мнение? - Общественное сознание, нет, но сознание толпы как эгрегор - да. То есть толпа перестает быть собранием людей, толпа становится сама управляющим органом - она диктует свои правила каждому члену толпы, заставляя его повиноваться.
Уже завтра надо1. Какие особенности искусства как формы общественного сознания отражены в высказывании писателя В. Б. Шкловского: «Искусство предполагает разновидение мира. Не надо бояться, что мир будет разновоспринимаем. Мир, конечно, один. Но нас-т о много» Согласны ли вы с писателем Ответ поясните. 2. Л. Н. Толстой характеризовал искусств о как «опыт личной жизни, рассказанный в образах, в ощущениях,— личный опыт, претендующий стать обобщением». Сравните точку зрения Л. Н. Толстого с позицие й В. Б. Шкловского, сделайте выводы. 3. Г. Гегель говорил об обыденном сознании, что это такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки данного времени. Проиллюстрируйте высказывание философа собственными примерами. 4. Англичане по мнению известного журналиста-международника Вс. Овчинникова, убеждены, что «законы существуют как для того, чтобы держать в узде недисциплинированную часть населения, так и для того, чтобы люди могли опираться на них в случае несправедливости власти». Можно ли согласиться с автором: обостренное сознание собственных прав -английское национальное качество Ответ аргументируйте
1. Я согласен с мнением писателя так как он очень точно описывает объяснение многогранности искусства. Ведь искусство создается не одним человеком, а называется так как совокупность трудов многих великих людей, которые жили в разное время и соответственно по разному воспринимали действительность, по разному пытались ее передать.
2. Позиция Толстого в некотором роде схожа с высказыванием Шкловского. Но различие в трактовке искусства всё же есть. Так например Шкловский, рассуждает об искусстве уже созданном, целом. А Толстой о том как мир одного — намеревается стать обощением для других, т. е. например как художественный образ созданный одним писателем запечетлевается в сознании общества, именно таким.
3. Чтобы понять высказывание Гегеля в полной мере, необходимо вдуматься в понятие «обыденное сознание». Обыденное сознание — это сознание включенное в человеческую практику и не сформированное специально, подобно науке, искусству, философии. Теперь можно сказать что немецкий филосов был прав, проведя аналогию с историей, ведь обыденное сознание в разное время было разным.
4. Автор безусловно прав, т. к. именно в Англия в современном мире стала образцом правового государства, где граждане верно соблюдают стариные традиции и чтут закон.
Документ. Из книги французского психолога, социолога, историка Г. Лебона «Психология народов и масс». В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума… Если бы индивиды в толпе ограничивались только соединением заурядных качеств, которыми обладает каждый из них в отдельности, то мы имели бы среднюю величину, а никак не образование новых черт… Появление… новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в её состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не даёт волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несёт на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина – заразительность, или зараза, - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление… В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда когда он составляет частицу толпы. ^ Вопросы и задания к документу 1. Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2. Укажите причины специфического поведения личности в толпе, которые называет автор текста. 3. Как вы понимаете сущность этих причин? 4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать. 5. Верно ли утверждение, что в толпе формируется общественное сознание? Общественное мнение? Ответ обоснуйте.
1. Всесилие т. е бестрашие; заразительность т. е что делает 10 человек то и делает вся толпа отсутствие ответствености
2. Отсутствие ответствености
3. Так как ответствености нет можно делать что угодно и тебе за это нечего не будет так как все это делают чуствуешь силу так как не один и можно делать что хочешь.
4 Все различные болельшики ведь каждый готов поубивать другую команду у них в это время нет ни страха не сожеления не каких либо моральных принципов а только одно желание раздавить другого оскарбить.
5Канешно же верно что думает один то и думают все уже не раз доказывали как только 10 человек начинают что то делать одинаково то к ним присоединяются все проходящие и также начинают мыслить это эфект сотой обезьяны что делает часть то делют и целое как то переубедить уже одного сложно так как его уже поддерживают и он понимает что не один так думает да примеров может быть масса также и в повседневной жизни в классе пока часть не начнёт что то делать все не будут делать
1)что такое раннее новое время? Каковы его хронологические рамки? 2)в чем состоит содержание и сущность модернизации? Как связаны понятия "традиционное общество", "индустриальное общество","модернизация"? 3)Каковы основные последствия Великих географических открытий для европейской и мировой истории? 4)Что такое революция цен? Какое значение она имела для модернизации? 5)Объясните значение термина "мануфактурный капитализм"? В чем отличия централизованных мануфактур от рассеянных? 6)Какое значение в изменении духовной сферы жизни общества имело Возрождение? Какие принципы и идеи можно считать наиболее важными для идеологии Возрождения? 7) В чем состояли причины и сущность Реформации? 8) Охарактеризуйте основные направления Реформации? В чем сходство учений Лютера и Кальвина и в чем они отличаются друг от друга? 9) Каково историческое значение Реформации? 10) В чем состоят особенности европейского общества 18 века? Почему историки говорят об этом времени как о периоде кризиса "старого порядка"? 11) Какие процессы, происходившие в 18 веке, позволяют говорить о продолжении и расширении модернизации?
)Понятие «Новая история», или «Новое время» относится к периоду с конца 15 до начала 20 в.
Условно этот временной отрезок разделяют на две части.
Первая часть Новой истории (раннее новое время) охватывает период с конца 15 до конца 18 века. В это время происходит разрушение традиционных обществ, складывается европейская (западная, христианская) цивилизация, главной идеей которой утверждается Свобода. 3)Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XVвеке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты вАфрику, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в «Индии» за золотом, серебром и пряностями.
Из работы pyccкoгo философа И. А. Ильина «О правосознании».... Если человек хочет видеть свои личные права гражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и вepно участвовать в ее устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины cвoeго правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует eгo справедливое правосознание; в качестве рядового подчинeннoгo гражданина он должен принять закон в свое правосознание и включить приказы, запреты и позволения, coдержащиеся в законе, в процессы мотивации cвoeгo поведения. Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы cвoeгo гocyдapcтва, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними - он все-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно coблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям. Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность - совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан. .. Вo-втopыx, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нем свободным. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ 1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин? 2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества. 3. Какой новый аспект, по сравнению с текстом учебника, pacкрыл автор в характеристике правосознания? В чем вы видите особую ценность этого аспекта?
1. Главным образом в тексте отмечаются такие черты правосознания, как ответственность за свои поступки, готовность соблюдать даже те законы, назначение которых человеку не слишком ясно.
2. Человек соблюдает законы, оставаясь свободным в их рамках, возможно, сам их совершенствует.
3. А текста учебника я не видела (((
Раскройте основные особенности духовной жизни общества. В чём проявляется взаимосвязь общественного и индивидуального сознания? Что такое самосознание и какова его роль в развитии личности?
Начну с конца. Самосознание это осознание человеком своего общественного статуса и своих наиболее важных потребностей, мыслей, чувств и т. д. Так же можно сказать что самосознание - это получение информации о самом себе следовательно, оно играет очень большую роль в развитии личности, например:
1) определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта
2)способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
Далее, взаимосвязь общественного и индивидуального сознания проявляется, на мой взгляд, в том, что одно без другого не возможно. Т. е. прежде чем общество осознает себя как таковое каждый индивид, состовляющие это общество, должен осознать себя как личность.
А на счёт основных особенностей духовной жизни общества я могу сказать следующее: в каждом обществе они свои, так в социалистическом обществе они кординально отличаются, скажем, от особенностей духовной жизни в демократическом государстве, а так же они могут меняться в зависимости от времени.