Покажите роль эксперимента в научном познании на примере любой области естествознания.
Покажите роль эксперимента в научном познании на примере любой области естествознания....
Тема в разделе "Права и свободы человека", создана пользователем dronchampion.
24539
Примером можно взять любую теорию, которая впоследствии не подтвердилась в эксперименте, например:
- (биология) Телегония - концепция о передаче наследственных признаков предыдущих партнеров ко всему последующему потомству женской особи. По интернету гуляет фотография полосатого жеребенка, родившегося от кобылы, что "объясняется" спариванием в прошлом кобылы с зеброй. Телегонией, например, отчасти оправдывали себя фашисты, нередко насиловавшие женщин на завоеванных территориях. В научных же экспериментах с большими количествами животных связи между рождением полосатых жеребят и спариваниями с зебрами не выявлено, более того, полосатые жеребята рождались и у коров, не имевших контактов с зебрами. Экспериментальные факты позволили отвергнуть теорию телегонии и отдать предпочтение генной теории, объясняющей подобные явления проявлениями генетических мутаций или рецессивных признаков.
- (физика) Эфир - некая среда, окружающая нас, якобы проводящая свет и другие электромагнитные волны. До построения теории поля ученые и мыслители считали, что мы находимся в некоторой жидкости - эфире, переносящем свет. Рене Декарт (известный не только координатным подходом к геометрии, но и фразой "природа не терпит пустоты") не допускал возможности отсутствия того, что сейчас называют "вакуумом", и заполнял все свободное пространство эфиром. Однако не удалось построить теорию эфира, объясняющую все экспериментальные факты. Сперва эксперименты, подтверждающие волновую природу света, а затем опыты Мейкельсона и Морли и другие подтверждали трудности, связанные с теорией эфира. В конце 19 века Джеймс Максвелл создает теорию электромагнетизма с уравнениями, совпадающими с обычными волновыми уравнениями и не включающими свойств эфира. Наконец, в начале 20 века Эйнштейн публикует свою специальную теорию относительности. Согласно принципу "бритвы Оккама" было принято решение отказаться от термина эфир. Теории электромагнетизма Максвелла или СТО Эйнштейна и по сей день широко используются в науке, технике и повседневной жизни.
Можно понять это утверждение и так. Не секрет, что теории в естествознании - не аксиомы, принятые кем-то, а обобщение экспериментальных фактов, в связи с чем существенны лишь те теории, которые подтверждаются на практике. Все области науки так или иначе порождаются экспериментом.
Например, в начале 20 века голландский физик Каммерлинг-Оннес, проводя эксперименты с низким температурами обнаружил, что при температуре примерно 3К (около -270С) сопротивление ртути скачком падает практически до нуля. Зачем он проводил этот опыт, неясно (есть мнение, что он просто пытался узнать, в каком диапазоне температур можно измерять ртутным градусником), но случайно открытое свойство ртути подстегнуло ученых со всего мира. Более 50 лет не было теории, объясняющей явление т. н. сверхпроводимости (все теории носили феноменологический характер, то есть не объясняли явление, а только могли описать его с точки зрения параметров, которые не имели точного физического смысла). Наконец, появились теории, которые доказывали свойства некоторых сверхпроводников: широко известны теория фазовых переходов II рода Ландау (подствердившая свою состоятельность на примере сверхпроводимости) и теория БКШ, названная по первым буквам её создателей - американцев Бардина, Купера и Шриффера. После (тоже случайного) открытия высокотемпературных сверхпроводников наступил "сверхпроводниковый бум" - так как сверхпроводимость можно было исследовать уже не при температурах жидкого гелия, а при температурах значительно менее дорогого жидкого азота, огромное число исследователей и технологов принялись за эксперименты с уже открытыми сверхпроводниками и открытие новых. И хоть на сегодняшний день нет общепризнанной теории, объясняющей поведение всех сверхпроводников, явление широко используется как в науке (например, сверхпроводящие провода используются в конструкции Большого адронного коллайдера), так и в обычной жизни (сверхпроводящая катушка создает магнитное поле в магнитно-резонансном томографе МРТ)
1. Относительная истина, в отличие от абсолютной:
1) содержит объективное знание о предмете;
2) всегда опирается на здравый смысл;
3) может быть со временем опровергнута;
4) является результатом чувственного познания.
2. Практика как критерий истины включает:
1) научный эксперимент;
2) научные понятия;
3) теоретические обобщения;
4) статистические методы.
3. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.
Б. В социальном познании не используется метод моделирования.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
Б. «Я-образ» — это представление, которое сложилось о человеке у окружающих.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
5. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию:
1) использование понятий;
2) логическое выведение умозаключений;
3) экспериментальное подтверждение результатов;
4) открытость рациональной критике любого положения;
5) обобщение данных повседневного опыта.
6. Какой смысл философы вкладывают в понятие «познание»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
7. Завершите фразу: «Смена утвердившихся в науке устойчивых представлений о явлениях и процессах реального мира, формирование новых теорий происходит в процессе. ..».
8. Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса — она лишена смысла» (А. Маслоу).
1. 1
2. 1
4. 3
5. 1, 2, 38. Я считаю это утверждение верным, т. к получив какую либо информацию и не поняв ее, она лишена у нас смысла. Приняв любую информацию, мы должны вникнуть в нее, уточнить что-то конекретное, узнать ОТНОСИТЕЛЬНАЯ-ограниченное верное знание о чем либо это истина ИЛИ АБСОЛЮТНАЯ-полное исчерпывающее знание о сложном предмете. В мире очень много способов, чтобы узнать и понять информацию, телевидение, интернет, радио. все в наших руках, просто надо правильно распоряжаться своми знаниями и полученное информацией, а не проспукать все мимо, все пригодится в жизни
1. Относительная истина, в отличие от абсолютной:
1) содержит объективное знание о предмете;
2) всегда опирается на здравый смысл;
3) может быть со временем опровергнута;
4) является результатом чувственного познания.
2. Практика как критерий истины включает:
1) научный эксперимент;
2) научные понятия;
3) теоретические обобщения;
4) статистические методы.
3. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.
Б. В социальном познании не используется метод моделирования.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
Б. «Я-образ» — это представление, которое сложилось о человеке у окружающих.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
5. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию:
1) использование понятий;
2) логическое выведение умозаключений;
3) экспериментальное подтверждение результатов;
4) открытость рациональной критике любого положения;
5) обобщение данных повседневного опыта.
1-3
2-1, 3
3-3
4-4
5-1, 3, 5
мб. так, не помню как сама отвечала, вроде так
Я считаю так и уверен на 100% что ответ будет правильным
1)Это 3. То что он больше подходит. ..
2)1 и 3
3)Только 3.
4)И только 4.
5)Тут несколько это и 1, 3 и 5...
Научное познание и его особенности. роль исследований в научном познании
Особенности:
1. Объективность добываемого знания;
2. Развитость понятийного аппарата;
3. Рациональность связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
4. Проверяемость;
5. Высокий уровень обобщения знаний;
6. Использования спец. способов и методов познавательной деятельности;
7. Универсальность - научное познание может сделать предметом познания любой феномен, может изучать всё в человеческом мире: психика, деятельность, человек и т. д. ; Всё, что наука делает своим предметом. Всё, что наука делает со стороны закономерности и причин
Какова роль гепотезыв научном познании?
Выдвинутая гипотеза после её проверки может привести к полезным для данной темы открытиям. Часто практикуется такой способ решения научной проблемы как её совместное обсуждение. Участники выдвигают свои гипотезы, обсуждают их и приходят к определённому выводу. Гипотеза - есть предположение, и научное знание без неё не может существовать.
1. Какая из перечисленных ситуаций относиться к сфере действия гражданского права?
1. Безбилетного пассажира высадили из автобуса
2. Издательство выплатило гонорар автору книги согласно заключённому ранее договору
3. Взрослый сын ежемесячно отдаёт часть зарплаты больной матери-пенсионерке
4. Менеджер туристической фирмы уволился с работы по собственному желанию
2. Укажите 3 правильных ответа:
Выберите из предложенного списка агентов первичной социальной личности:
а) трудовой коллектив
б) школа
в) родители
г) друзья детства
д) армия
е) родственники
3. Выберите из предложенного списка социальные науки:
а) социология
б) философия
в) филология
г) история
д) биология
е) математика
4. Выберите из предложенного списка характерные признаки традиционного общества:
а) ускоренный технический прогресс
б) преобладание сферы услуг
в) сословное деление
г) коллективизм
д) политический плюрализм
е) преимущественно ручной труд
5. Выберите из предложенного списка характерные признаки индустриального общества:
а) приоритетная роль информации
б) урбанизация
в) классовое деление
г) фабричное производство
д) мифологическое сознание
е) преобладание сельского хозяйства
6. Выберите из предложенного списка признаки, свойственные только научному познанию:
а)оперирование понятиями
б)логическое умозаключения
в) экспериментальное подтверждение выводов
г) рациональная критика
д) стремление к открытию объективных законов мироздания
е) опора на данные чувственного познания
1. Гражданское право: 1
2. Агенты: в, г, е
3. Социальные науки: а, в, г
4. Традиционное общество: в, е
5. Индустриальное общество: б, в, г
6. а, в, г
План по тексту
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Прежде всего наука нацелена на получение нового для человечества знания, открытие того, что еще не известно людям. При этом ей свойственно стремление к объективности, к изучению мира таким, каков он есть вне и независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Так, известный физик М. Планк (1858—1947 гг. ) говорил, что он хочет отыскать такие знания, которые истинны не только для всего человечества, но и для инопланетного разума, если тот вообще существует.
В рамках обыденного сознания правильность своих представлений и суждений мы проверяем повседневной практикой. Особенную убедительность выводы и наблюдения приобретают в том случае, если они подтверждаются не только нашим личных опытом, но и опытом других людей. Науке этого недостаточно. Для подтверждения истинности получаемых знаний в науке используются специальные методы исследования, особые процедуры проверки результатов. В одном из американских словарей наука определяется как «наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретические объяснения естественных явлений». Конечно, такое определение не может рассматриваться как исчерпывающее, но в нем указаны основные методы и средства, используемые в научном познании. Мы еще остановимся на этом вопросе.
К принципам научного исследования относят воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях (так, возможность клонирования была признана научным фактом лишь после того, как соответствующие результаты были получены в ряде научных исследовательских центров), открытость выдвигаемых положений рациональной критике.
Для описания знаний, которые мы добываем в повседневной деятельности, нам достаточно обычных слов, используемые понятия не требуют особой точности. Науке же требуется специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы.
Важной чертой научных исследований является их направленность на получение таких данных, которые не только связаны с сегодняшним днем, но могут найти применение в будущем. Известны многочисленные факты, когда те или иные научные открытия рассматривались современниками как имеющие чисто теоретическое значение, бесполезное в практическом отношении. Однако проходили годы, десятилетия, и знания, добытые наукой, становились основой создания новой техники и технологий, непосредственно влияющих на жизнь людей. Какую, казалось бы, пользу можно было извлечь из открытия Г. Р. Герцем электромагнитных волн? Но спустя десятилетия наш соотечественник А. С. Попов на его основе изобрел привычное нам радио.
1. Цель науки.
2. Отличие обыденного познания от научного
3. Роль личного опыта в познании.
4. Методы и средства
5. Терминология - как язык науки
6. Время - главный экспериментатор научного познания.
В какой из приведенных ситуация речь идет о научном познании?
1) Гражданка Д. отправилась грибами, купленными у метро, и пришла к выводу, что делать такие покупки нельзя
2)Понюхав гиацинт, четырехлетняя девочка узнала, что эти цветы очень хорошо пахнут
3) Наблюдая за ростом саженцев сосны на экспериментальных грядках, гражданин Ш. сделал вывод об их особенностях
4) маленький мальчик, дотронувшись до оголенного электрического провода, узнал, что электричество небезопасно
Ответ: 3.
Так как научное познание - это открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов.
Ответьте пожалуйста на вопросы.1. Сопоставьте познавательную и трудовую деятельность, используя следующие линии сравнения: цели деятельности, объекты деятельности, субъекты деятельности, специфические средства, непосредственный результат деятельности.
2. Рассмотрите три позиции, отражающие роль субъекта в познании, попытайтесь проиллюстрировать каждую отдельным примером:
— сторонний наблюдатель, не влияющий на процессы и явления внешнего мира;
— преобразователь, сознательно воздействующий на предмет изучения;
— невольный возмутитель, влияющий на внешнюю ситуацию самим фактом своего направленного внимания.
Цель:
позн: получение объективного, достоверного, истинного знания
труд. : получение материальных и духовных благ, т. е. продуктов труда
больше не знаю (
1. Позн. -получить знания
Труд. -сделать работу качественно и эффективно, чтобы получить вознаграждение за труд
Объект позн. -знания
Объект труд. -труд, работа, действия, связанные с достижением цели
Субъект позн. -человек (чаще всего ученик, студент, реже человек, не имеющий такого статуса, но занимающийся самообразованием)
Субъект труд. -человек (работник, деятель)
Спец. ср. позн. -чтение любых источников, опыты, исследования и т. п.
Спец. ср. труд. -чтение, анализ предыдущего или идентичного опыта
Результат позн. -знания (преимущественно теоретические)
Результат труд. -умения, навыки, вознаграждение за труд
2. Роль наблюдателя не участвует в познании
Роль преобразователя - исходя из определения созидает, преобразовывае
Роль возмутителя - стимулирование