Нерусское население составляет всего 20% всего населения РФ. Это даёт некоторым авторам, повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо оона не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?
Нерусское население составляет всего 20% всего населения РФ. Это даёт некоторым авторам, повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возраж...
Тема в разделе "", создана пользователем BOBzilla.
28471
Россия исторически была многонациональным государством, т. к со времен древней Руси в нее входили прибалтийско-финские племена (ингерманландцы, эстонцы, сету, карелы и т. д), волжско-финская подгруппа (мордвы, мокшане, марийцы), пермская (бесермяне, коми, удмурты), обская (ханты, манси) и т. д. Россия исторически была привязана к многим народам, в итоге объединившихся в один этнос.
Нерусское население составляет всего 20% всего населения РФ. Это даёт некоторым авторам, повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо оона не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?
Россия исторически была многонациональным государством, т. к со времен древней Руси в нее входили прибалтийско-финские племена (ингерманландцы, эстонцы, сету, карелы и т. д), волжско-финская подгруппа (мордвы, мокшане, марийцы), пермская (бесермяне, коми, удмурты), обская (ханты, манси) и т. д. Россия исторически была привязана к многим народам, в итоге объединившихся в один этнос.
Если в Западной Европе в свое время задачей нарождающейся демократии было освобождение нового общества от пут устаревших юридических и политических институтов "старого режима", то в России с самого начала процесса демократизации речь шла о большем - о создании с помощью демократии общих условий (экономических, социальных, политических, культурных), которые позволили бы народам нашей страны развиваться по типу передовых государств мира. На этом пути российская демократия столкнулась с проблемами, которые при "правильном" ходе дел должны были бы предшествовать политическим переменам. В российском обществе 1990-х годов практически не было ни экономических (развитый конкурентный рынок), ни социальных (влиятельная группа, способная выступить в роли "среднего класса"), ни историко-психологических (соответствующий тип личности) предпосылок перехода к демократии в западном ее понимании. И если в классическом образце буржуазного развития различие капитала как "экономического производственного отношения" и капитала как "всеобщего общественного производственного отношения" (К. Маркс) едва угадывалось, то в российском варианте буржуазного развития это различие оказалось весьма глубоким. Историческая потребность в демократическом переустройстве общества в России возникала существенно иначе, чем в большинстве стран Западной Европы. Появление демократических идей, а затем переход к демократии связан здесь с разрешением системного противоречия догоняющего развития - между образованным слоем, необходимым для ликвидации военно-технического отставания России от Запада, и самодержавной системой правления (в т. ч. и коммунистического периода). Будучи приобщенным к европейскому образованию, этот новый слой стал развиваться по своей логике, чуждой духу самодержавия. Именно это противоречие между развивающейся в верхних слоях общества культурой западного типа и коммунистическим способом реализации власти (плюс системный кризис, охвативший в конце 80-х годов XX в. экономику и советское общество) стало предпосылкой горбачевской перестройки и последующих радикальных перемен. Характерно, что переворот августа 1991 г. , ознаменовавший конец коммунистического режима и начало демократического строительства в России, прошел в отсутствии массового движения за демократию. В стране не оказалось политической силы, которая была бы в состоянии интегрировать устремления разнородных социальных групп, выступавших под знаменем антикоммунизма, ввести их порыв в рамки нормальной политической практики. Историческое прошлое народов Западной Европы сформировало современный тип гражданина, человека из народа, который сам к себе относится с уважением, и которого вследствие этого вынуждены были уважать власти предержащие. В России же самодержавие, а затем и тоталитарный режим осуществили многовековую работу по искоренению всяких следов внутренней демократии в народе, сформировали менталитет простолюдина, чьими характерными чертами стали внутреннее ожесточение, слепая ненависть к богатым и культурно развитым людям, к закону и представителям власти. Привычка к произволу, неверие в силу права буквально проросли в душу россиянина. Вспомним горькое признание Чернышевского: "Основное наше понятие, упорнейшее наше предание - то, что мы во все вносим идею произвола. Юридическое формы и личные усилия для нас кажутся бессильны и даже смешны, …мы хотим все сделать силою прихоти, бесконтрольного решения…". Поэтому демократизация (как сверху, так и снизу) всякий раз ведет к правовому беспределу в стране, причем главным нарушителем закона оказывается чиновничество (что царистское, что коммунистическое, что либеральное, что патриотическое). Практика подкупа судей, чинов из правоохранительных органов, избирательное правосудие, рейдерство, постоянное изменение подзаконных актов и т. п. привели к тому, что средний россиянин сегодня не чувствует себя защищенным законом и стремится действовать в обход него.
Вопросы: 1. Опираясь на текст, укажите проблемы, с которыми столкнулось российское общество на пути демократизации? 2. Какие особенности демократического переустройства общества в России отмечает автор? Приведите два примера. 3. Какие характерные черты российской ментальности, сформировавшиеся под влиянием самодержавия, а затем тоталитарного режима, препятствуют процессам демократизации?
Ответы беру прямо из текста.
1. Проблема отсутствия предпосылок перехода от одного полит. режима к другому - "не было ни экономических (развитый конкурентный рынок), ни социальных (влиятельная группа, способная выступить в роли "среднего класса"), ни историко-психологических (соответствующий тип личности) предпосылок перехода к демократии в западном ее понимании".
Проблема различия понятий капитала - "различие капитала как "экономического производственного отношения" и капитала как "всеобщего общественного производственного отношения"... в российском варианте буржуазного развития. .. оказалось весьма глубоким.
2. Особенность отсутствия демократических массовых движений -"переворот августа 1991 г. , ознаменовавший конец коммунистического режима и начало демократического строительства в России, прошел в отсутствии массового движения за демократию"
Особенность отсутствия формирования в граждан человека народа - "Историческое прошлое народов Западной Европы сформировало современный тип гражданина, человека из народа, который сам к себе относится с уважением, и которого вследствие этого вынуждены были уважать власти предержащие. В России. .. сформировали менталитет простолюдина, чьими характерными чертами стали внутреннее ожесточение, слепая ненависть к богатым и культурно развитым людям, к закону и представителям власти. Привычка к произволу, неверие в силу права буквально проросли в душу россиянина. "
3. Черты российской ментальности - "В России. .. сформировали менталитет простолюдина, чьими характерными чертами стали внутреннее ожесточение, слепая ненависть к богатым и культурно развитым людям, к закону и представителям власти. Привычка к произволу, неверие в силу права буквально проросли в душу россиянина. "
80 время социологического исследования, проводимого среди молодых людей в конце 1990-x гг. , на вопрос о том, как они поведут себя в случае ухудшения условий жизни, были получены следующие ответы: 0, 9% заявили, что вcтyпят в политическую партию; 8, 0% примут участие в акциях протеста (забастовках, митингах, демонстрациях); 6, 1% возьмутся за оружие для отстаивания своих интересов; 11, 8% примут решение о выезде из России в другую стpaну; 62, 1% будут изыскивать способы дополнительного заработка; 5, 1% никак не будут реагировать, будут терпеть дальше; 9, 5% поступят так, как поступят их родители.
Какие из этих действий мoгут быть отнесены к правомерным? Какие виды правомерного поведения здесь представлены? Можно ли на основе приведенных данных сделать вывод об уровне развития правосознания и правовой культуры молодых людей? Свой ответ аргументируйте
Правомерные: вступление в политическую партию, участие в акциях протеста, выезд за пределы России, найдут новые источники доходов, будут поступать также, как их родители.
Неправомерные: возьмутся за оружие для отстаивания своих интересов.
Виды правомерного поведения: основанные на солидарности (вступление в партию), комформистское ( будут поступать также, как их родители).
Да, т. к. большинство молодых людей опирается на законные меры, что свидетельствует о политической грамотности и правовой культуре.
! !
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО УЧАСТНИКИ.
Одна из великих загадок существования человечества — смысл и движущие силы исторического процесса (движения народов и государств во времени, пространстве, в системе материальных и духовных координат). Если проанализировать то, что наработала за века своего существования историческая наука, то окажется, что исторический процесс в ее интерпретации — это длинная цепь различных конфликтов, столкновений потребностей, интересов, притязаний, самолюбий, хитромудрых замыслов и неосмотрительных способов их реализации. Недаром философ Н. Бердяев утверждал, что «история возможна только тогда, когда только возможно восприятие истории, если мировой процесс воспринимается как процесс катастрофический». Долгие века история причудливо кроила и лицевала как катастрофический процесс политическую карту мира, состав народов, поднимая на гребень могущества и благополучия одни народы и низвергая в пучину нищеты, рабства и балансирования на грани небытия другие.
Что касается логики исторического процесса и его участников, то отношение к этому вопросу всегда зависело от мировоззренческих, идеологических позиций тех, кто высказывался по нему. Наиболее изящное объяснение смысла исторического процесса содержится в религиозных учениях: история — это результат промышления Божьего (или его попущения). По теории марксизма, исторический процесс трактуется как строго последовательное и неуклонное чередование социально-экономических формаций: рабовладельческий строй сменялся феодальным, на смену феодализму шел капитализм, а этот последний эксплуататорский строй в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен был заменен на строй социалистический, а потом и коммунистический. Согласно этим взглядам, история вершилась под воздействием экономических процессов, а ведущим участником исторического процесса были народные массы под руководством прогрессивной политической партии. Некоторую роль играли и отдельные личности (вроде вождей левого движения). Но их значение в исторических преобразованиях не следовало преувеличивать.
Представители иных течений социально-политической мысли также признавали существенную роль народных масс как движителей исторического процесса, но при этом активнее отстаивали ведущую роль в нем выдающихся личностей, таких, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Оливер Кромвель, Мартин Лютер, Петр I, Наполеон Бонапарт, Авраам Линкольн, Владимир Ленин, Мао Цзэдун и др. Близко к этой точке зрения стоит концепция решающего значения для судеб стран и народов их элит — культурных, экономических, научных и т. д. Эта концепция исходит из принципа изначального неравенства людей по национальным, расовым, классовым, социальным признакам и рассматривает исторический процесс как результат деятельности высших каст, которым подчиняется все остальное население.
До последнего времени большинство мыслителей в области истории склонялись к тому, что исторический процесс непредсказуем, как правило, осуществляется спонтанно и от истории можно ждать всего, чего угодно. Вообще в истории (даже новой и новейшей, не говоря уже о более древних временах) при ретроспективном ее рассмотрении легко обнаружить массу, казалось бы, совершенно случайных обстоятельств, приведших к весьма серьезным, глобальным последствиям. Опоздание Груши в финале битвы при Ватерлоо (после чего Наполеон окончательно сошел с исторической арены), убийство Александра II, уже подготовившего конституционную реформу, и т. д.
Определенную популярность приобрела концепция исторического развития, в основе которой лежит «принцип маятника». В соответствии с этим принципом, периоды революций, резких скачков, коллизий, ломок в историческом процессе обязательно сменяются временем умиротворения, стабильности, даже иногда частичного возврата к прошлым (дореволюционным) порядкам. Примеров масса: после Французской революции — империя Наполеона и умиротворяющая реставрация монархии; после свержения монархии и Гражданской войны в Испании — умиротворяющая диктатура Франко и восстановление монархии; после двух революций 1917 года, покончивших с монархией и буржуазными порядками, Гражданской войны в России — полумонархическая диктатура Сталина, умиротворяющий «застой» и, наконец, с 1992 года — возврат к буржуазной (частнособственнической) модели организации экономической, политической и общественной жизни.
Движущими силами исторического процесса является народ и личность, значит они и участники народ и какой-нибудь выдающийся человек.
исторический процесс в ее интерпретации — это длинная цепь различных конфликтов, столкновений потребностей, интересов, притязаний, самолюбий, хитромудрых замыслов и неосмотрительных способов их реализации.
Точки зрения по поводу исторического процесса:
1. Наиболее изящное объяснение смысла исторического процесса содержится в религиозных учениях: история — это результат промышления Божьего (или его попущения).
2. По теории марксизма, исторический процесс трактуется как строго последовательное и неуклонное чередование социально-экономических формаций:
участники в данной теории:
ведущим участником исторического процесса были народные массы под руководством прогрессивной политической партии. Некоторую роль играли и отдельные личности (вроде вождей левого движения). Но их значение в исторических преобразованиях не следовало преувеличивать.
3. Представители иных течений социально-политической мысли также признавали существенную роль народных масс как движителей исторического процесса, но при этом активнее отстаивали ведущую роль в нем выдающихся личностей,
4. Близко к этой точке зрения стоит концепция решающего значения для судеб стран и народов их элит — культурных, экономических, научных и т. д. Эта концепция исходит из принципа изначального неравенства людей по национальным, расовым, классовым, социальным признакам и рассматривает исторический процесс как результат деятельности высших каст, которым подчиняется все остальное население.
5. До последнего времени большинство мыслителей в области истории склонялись к тому, что исторический процесс непредсказуем, как правило, осуществляется спонтанно и от истории можно ждать всего, чего угодно.
6. концепция исторического развития, в основе которой лежит «принцип маятника». В соответствии с этим принципом, периоды революций, резких скачков, коллизий, ломок в историческом процессе обязательно сменяются временем умиротворения, стабильности, даже иногда частичного возврата к прошлым (дореволюционным) порядкам.
Таким образом, сколько людей, столько мнений, однозначного ответа на вопрос об историческом процессе и его участников нет! )
Документ
Из Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. (одобрена Правительством России в сентябре 2001 г. ).
Задачами демографического развития Российской Федерации являются:
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
создание условий для самореализации молодежи;
обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
в области миграции и расселения
регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации;
обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.
Вопросы и задания к документу
1. Назовите основные цели демографической политики Российской Федерации.
2. Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции?
3. Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.
1. Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.
2. Укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления. Сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи. Улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней. Сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечнососудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний.
3.«в области миграции и расселения: регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации; повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации; обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения» Привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ, на основе селективной миграционной политики. Создание условий для сокращений эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения РФ. Обеспечение легализации миграции в РФ путем применения соответствующих правовых, организационных, финансовых и прочих механизмов.
Таким образом, очевидно, что решение проблем демографии тесно связано с общей ситуацией в экономике и социальной сфере. Причем связь в этом случае носит обоюдный характер: стабилизация численности населения и необходимые качественные сдвиги требуют значительных вложений ресурсов, в то же время само население является важнейшим ресурсом развития страны.
ПЕРЕФРАЗИРОВАТЬ ТЕКСТ.
Но в тоже время в результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании и т. д), произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество при минимуме социальных конфликтов.
Приватизация поспособствовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке.
Для успешной приватизации государственного имущества важно, чтобы государство четко понимало, что и кому продает. И какие последствия это будет иметь для развития целых отраслей, в том числе и для всей экономики", - отметил глава государства.
Нравится
В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании и т. д), также произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество при минимуме социальных конфликтов.
Нельзя не проигнорировать плюсы приватизации. Приватизация поспособствовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и различных услуг на внутреннем рынке.
Для успешной приватизации государственного имущества важно, чтобы государство имело четкое представление, что и кому продает. Важно и какие последствия это будет иметь для развития целых отраслей, в том числе и для всей экономики", - отметил глава государства.
В чем заключаются основные проблемы современного Российского общества?
1. Внешние противоречия
2. Внутренние противоречия.
3. Изменения ментальности российского общества
4. Для улучшения внутренних и внешних условий социального развития России следовало бы в первую очередь решать проблемы в области …
А) военной;
Б) уровня правовой дисциплины должностных лиц, организаций, отдельных граждан;
В) образования;
Г) науки;
Д) экономики
Основные проблемы современного Российского общества:
- Внутренние противоречия.
- Изменения ментальности российского общества.
- Для улучшения внутренних и внешних условий социального развития России следовало бы в первую очередь решать проблемы в области:
- уровня правовой дисциплины должностных лиц, организаций, отдельных граждан;
- образования.
ПОМОГИТЕ ПЕРЕДЕЛАТЬ ТЕКСТ, НО ОСТАВИТЬ СМЫСЛ
Становление местного самоуправления в формах, отвечающих общедемократическим стандартам и принципам, признанным в цивилизованном мире, - одна из наиболее актуальных проблем для России.
Приоритетным направлением преобразований, осуществляемых сегодня в России, является реформа местного самоуправления. Она предполагает существенное повышение его эффективности и улучшение на этой основе качества жизни населения, образующего местное сообщество. Определение методов и условий эффективной организации местного самоуправления в интересах сохранения российской государственности и преодоления экономического кризиса требует углубленного анализа и теоретического обобщения отечественного и зарубежного опыта муниципального управления. Именно в местном уровне решается большая часть проблем жизненных интересов населения.
В нашей стране накоплен богатый опыт планирования от государственного уровня до местных властей комплексного развития территории. К сожалению, в начале 90-х годов в России наблюдался значительный спад в прогнозно-плановой деятельности, что явилось следствием ошибочного суждения о несовместимости рынка и плана. Не смотрят на это анализ зарубежного опыта управления на муниципальном уровне показывает, что многое из методического арсенала отечественного планирования там активно и эффективно используется.
В современных условиях возрастает роль муниципальных образований в жизни общества, так как они являются своего рода первичным звеном организации социально-экономической жизни территории. От характера процессов, происходящих, в различных муниципальных образованиях зависит, не только развитие местных сообществ, но и всей страны. Смещение центра тяжести в управлении на региональный уровень, дает положительный результат росту эффективности национальной экономики, что позволяет успешнее решать социальные, экономические, экологические и другие задачи, стоящие перед страной, регионом и муниципальным образованием. Поэтому на сегодняшний день особенно актуальным является становление и развитие муниципальных образований. Те социально-экономические процессы, которые развиваются на территории МО, конечно, зависят от экономической, социальной, экологической, бюджетно-налоговой политики, проводимой федеральным центром и регионами. Но в большой степени они зависят от механизма управления социально-экономическими процессами на местном уровне. Следовательно, от выбора методов управления экономикой муниципального образования зависит развитие муниципального образования и повышения уровня жизни населения.
Одна из наиболее актуальных проблем России- образование и развитие местного самоуправления.
Одним из решений, действующих в России, является реформа местного самоуправления, которая осуществляется и на сегодняшний день. Реформа направлена на улучшение качества жизни населения, улучшения эффективности местного самоуправления. Для того, чтобы определить эффективность местного самоуправления, и понять не приведет ли это к кризису, необходим анализ и проверка зарубежного опыта. Именно в местном самоуправлении решается большая часть проблем населения.