В чём разница между органами исполнительной и законодательной власти?
В чём разница между органами исполнительной и законодательной власти?...
Тема в разделе "Форма государства. Форма правления", создана пользователем beekri.
37096
В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «администрация» («ad-ministrare» — «служить для»; «ministrare» — глагол, производный от «ministris» — «слуга», формы родительного ца. дежа от основы «minus» — «минус»). Корень «минус» свидетельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит впасть. Задача администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.
Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название — исполнительные.А в поесковике забить не как?
Помогите, пожалуйста!
Прочтите текст и выполните задания С1–С4.
Разделение властей предполагает организационную независимость трёхветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной – и разграничение функций между ними. Исторический опыт показывает, что если в одном органе или у одного лица сосредоточивается вся полнота власти, то неминуемо возникновение тирании. Чтобы этого не произошло, власть должна быть разделена между различными органами государства таким образом, чтобы они взаимно контролировали и сдерживали друг друга. В итоге, ни одна из ветвей власти не может подчинить себе другие. Они вынуждены соблюдать установленные законом правила взаимодействия. Как результат – верховенствует закон, а не чиновник.
Ещё в 1748 г. Ш. Монтескьё сформулировал этот принцип. «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то достичь свободы невозможно, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом. Вместе с тем свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной, жизнь и свобода субъекта будет подвержена произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточённостью угнетателя».
Разделение властей – это не просто «разъединение государственных органов». Оно должно сопровождаться системой взаимных сдержек и противовесов.
(А. П. Герасимов, текст адаптирован)
С1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2 Какой принцип организации государственной власти описан в тексте? Назовите две характеристики, раскрывающие сущность этого принципа.
С3. В чём автор видит опасность соединения отдельных ветвей власти между собой? Назовите условие, благодаря которому, по мнению автора, «ни одна из ветвей власти не может подчинять себе другую».
С4 Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите высшие органы государственной власти РФ и укажите, к какой ветви власти каждый из них относится.
1) 1. Сущность разделения власти
2.(историческая)причина возникновения разделения власти
3. Позиция философов
3) опасность в возникновении тирании; различные органы государства имеют свою долю власти (или же как по тексту: власть должна быть разделена между различными органами государства)
4)законодательная-парламент федеральное собрание рф, исполнительная-правительство рф, судебная-конституционный суд рф, верховный суд рф, высший арбитражный суд рф.
Прочтите отрывок из работы российского социолога Р. В. РЫБКИНОЙ о преступности в России.Весь ход реформ сопровождался не только ростом числа преступлений, но и серьезными изменениями самой структуры преступности. В частности, резко возрос «вес» организованной преступности. Но главное, она превратилась из чисто криминальной силы в самоорганизующуюся социальную систему, интегрированную во все властно-экономические структуры и практически не подконтрольную правоохранительным органам, более того, в социальный институт российского общества. Это значит, что она породила: 1) собственные, специфические для нее организации—«крыши»; 2) особые нормы теневого поведения (такие, как «рэкет», «накат», «откат» и т. п. ); 3) особые социальные роли, за которыми закреплено осуществление этих норм, и 4) особые социальные взаимоотношения между участниками преступных сообществ, в которые они вступают при осуществлении тех или иных преступных операций, а также особые взаимоотношения между криминалом и властью.
Главный процесс, свидетельствующий об институционализации преступной деятельности, — это ее все большее срастание с властью. Этот процесс идет на всех уровнях — как на отдельных предприятиях и в фирмах в регионах страны, так и в высших органах законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) власти. Это позволяет говорить о двух новых для России процессах, которые возникли в эпоху либерализации экономики: первый процесс — теневизация общества, т. е. все больший уход различных общественных структур в тень. .. И второй процесс — криминализация общества, т. е. все большее усиление в нем роли преступных элементов, связанных с теми или иными политическими, правовыми, экономическими и другими структурами общества.
Рывкина Р. Б. Драма перемен. — М. , 2001. —С. 37—38.
Вопросы и задания к источнику. 1) Что нового дает вам источник по сравнению с учебным текстом? 2) Что означают в тексте документа слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавычки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании? 3) Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества? 4) Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства?
1) В учебнике излагается теоретический базис, с примерами из практики, здесь же практика, то, что на самом деле происходит в стране, В учебнике изложение фактов, в статье авторский взгляд, оценка событий. В убебнике официальная позиция "государства", в статье авторский взгряд на объективные процесы. 2) "Уход в тень" - выход за рамки правового поля, т. е. деятельность вне законов; "крыша" - оплачиваемые услуги по охране и защите интересов одной преступной деятельности с помощью другой, "рекет" - вымогание средств у предпринимателей, "накат" - угроза, "откат" - часть суммы, переходящая чиновнику или криминалу из выделенных на что-то средств. Используется для усиления, для понимания, насколько острая проблема. 3) рыночные реформы осуществлялись в период безвременья и беззкакония, госудаство - СССР прекратило свое существование, а нормативной базы новое государство еще не создало, не было четкого плана действий, ломался строй, сознание, гражданские позиции людей. Старые правила уже не действовали, а новых еще не было. Произошла с одной стороны декриминализация - что раньше было преступлениями: спекуляция, тунеядство, теперь перестало таковыми быть, это стало называться бизнес, предпринимательство, право на труд, а не обязанность. А с другой стороны появились новые преступления - тот же рэкет. 4) главная опасность в том, что преступный мир сросся с властными структурами, что царит взяточничество, криминал во власти находится. Все все знают, а никто ни с чем не борется.
1. В чем сущность правового государства?2. Почему мысль о необходимости соединеня силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей?
3. Как вы понимаете смысл суждения, высказанного Цицерном, << право выше власти>>
4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?
5. Что вам извесно о трёх ветвях власти - законодательной, исполнительной, судебной?
Пожалуйста Если можно коротко и ясно
1. Правовое государство-демократическое государство, деятельность которого подчинена праву и функционирует в границах, определённых законом, обеспечивая правовую защищённость права.
2. Конечно, эти мысли можно отнести к великим, ведь никогда не удавалась найти альтернативы между силой и законом, а при помощи правового государства удалось стабилизировать ситуацию в обществе(по теории)
3. Дело в том, что основой власти является сила, авторитет, а в основе правового государства находится право-важнейшая социальная ценность
4. Существует множество признаков правового государства, но можно среди них выделить три главных:
а-верховенство права во всех сферах деятельности
б-незыблемость прав и свобод человека и гражданина
в-разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
5. Одним из главных признаков правового государства является разделение властей. Все ветви власти равноправны и не зависят друг от друга. Каждая ветвь власти выполняет свои функции
Поясните, почему Президент РФ обладает максимальными полномочиями в сфере исполнительной власти, ограниченными применительно к законодательной, и минимальными в отношении судебной власти? Свой ответ аргументируйте
Потому что президент - представитель народа, и он обладает максимальными полномочиями в сфере исполнительной власти.Он Глава государства, поэтому и имеет возможность, отправить, например, закон на повторное усмотрение. Но у него не такая огромная власть, как у монарха
ДАМ МНОГО БАЛЛОВ!
Часть 1
1. Суверенитет- это:
А. основной закон страны
Б. орган законодательной власти
В. независимость и верховенство государственной власти
Г. название одной из государственных валют
2. Конституция РФ была принята:
А. Государственной Думой
Б. Президентом РФ
В. Всенародным референдумом
Г. Правительством РФ
3. Принцип разделения властей не предполагает наличие в стране власти:
А. законодательной Б. церковной В. исполнительной Г. судебной
Часть 2
1. Соотнесите понятия и их определения
А. Юридическая ответственность 1. Порядок судебного рассмотрения гражданских и уго-
ловных дел
Б. Законность 2. Закрепленный правовыми нормами особый режим
поведения людей
В. Правопорядок 3. Обязанность отвечать по закону за свои поступки
Г. Правосудие 4. Строгое соблюдение органами государственной
власти и гражданами правовых норм и законов
2. В какой правоохранительный орган необходимо обратиться в следующих ситуациях?
А. Гражданин М. взял у друга на время автомобиль и разбил его в аварии. Он отказыва-
ется ее ремонтировать и возмещать ущерб.
Б. У гражданина в автобусе вытащили из кармана бумажник с деньгами и документами.
В. Пожилому человеку необходимо составить исковое заявление для правильного обра-
щения в суд.
Г. Директор фирмы систематически задерживает выплату зарплаты своим работникам.
Д. Городскими властями был принят местный закон, запрещающий учителям увольняться
по собственному желанию из школы.
Е. Фирма « Закат « не выполнила своих договорных обязательств перед фирмой « Рассвет"
в результате чего та понесла убытки.
3. Из приведенных ниже понятий укажите те, которые относятся к законодательной ветви власти:
А. Президент Б. министр В. депутат Г. Федеральное Собрание Д. Арбитражный суд
Е. Государственная дума Ж. Правительство З. Совет Федерации И. Парламент К. милиция
Часть 3
1. Исключите лишние в данных рядах понятия:
А. гражданство, законы, культура, налоги
Б. президент, выборы, король, демократия
В. судья, милиционер, солдат, прокурор
2. Согласны ли Вы или нет со следующими утверждениями:
А. Все законы в стране должны соответствовать Конституции
Б. Депутатом Государственной Думы могут быть только граждане РФ с 21 года
В. Президентом РФ может быть любой человек, независимо от гражданства
Г. Денежной единицей нашей страны являются рубль и евро
Д. Иностранцы, живущие в нашей стране, могут не соблюдать российских законов, т. к.
они являются гражданами других государств.
Е. Адвокатом может быть только юрист
3. Укажите понятия по следующим определениям:
А. Правовая связь человека и государства- Г++++++++++
Б. Опасные для общества поступки, указанные в Уголовном Кодексе- П+++++++++++
В. Избранный представитель народа, работающий в законодательных органах власти-
Д++++++
1) В
2) В
3) Б
Г1, А3, Б2, В4
А - суд
Б - полиция
В - адвокатура
Г - прокуратура
Д - прокуратура
Е - суд
Г, Е, З
А - культура
Б - король
В - солдат
А - да
Б - да
В - нет
Г - нет
Д - нет
Е - да
Гражданство
Преступления
Депутат
18. Каковы функции законодательной, исполнительной и судебной власти?
19. Что такое институт президентства?
20. Как проявляет себя местное самоуправление?
21. В чем выражаются права человека?
22. Что записано во «Всеобщей декларации прав человека»?
23. Что такое международное гуманитарное право?
24. Как защищаются права ребенка и взрослого человека?
25. В чем сходство между гражданским обществом и правовым государством?
26. Что такое преступление?
27. В чем выражается уголовная ответственность?
28. Что такое административный проступок?
29. Кар действуют правоохранительные органы?
30. Что такое общество и из каких сфер оно состоит?
31. Каковы основные признаки общества?
32. Как общество влияет на природу и в чем выражаются антропогенные нагрузки на нее?
33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?
34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс?
35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества?
36. Что такое мировое сообщество?
37. Каким образом человек превращается в личность?
38. Что такое социализация и воспитание?
39. С какими потребностями человека вы познакомились?
40. Как происходит познание человеком мира и самого себя?
41. В чем состоит духовная жизнь человека?
42. Как связаны между собой свобода и ответственность?
43. Как проявляет себя человек в группе?
44. Что такое межличностные отношения и процесс общения?
45. Как возникают и разрешаются конфликты в обществе?
18. Законодательная-издает законы (Госдума), Исполнительная-следить за исполнением законов (МВД), судебная-нарушает тех, кто не исполняет законы (Верховный суд)
19. Это президент со всеми своими полномочиями, стилем поведения, свитой, протоколом и т. д.
20. Абсолютное и беспрекословное подчинение следующей ступени власти
21. Комплекс прав человека-основы жизни человека:
-это право гражданина-право на достойную жизнь;
-это право на труд, отдых, на охрану здоровья, на достойную пенсию;
-это право на жилище, на образование, медицину
23. Международное гуманитарное право-совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
24. Это социальные права человека. Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей ( Ст. 39) и право на защиту материнство и детства (Ст. 38)
27. В применении к виновному государственного принуждения в форме наказания
28. Административный проступок-противоправное, виновное действие или бездействие должностного лица, посягающее на личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье и санитарно-биологическое благополучие населения, общественную нравственность, окружающую среду, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общество и государство, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
29. Правоохранительная деятельность-вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путем примирения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
30. Общество-группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти и доминирующей культуре.
Сферы:
-социальная
-экономическая
-политическая
-духовная
1. В чем сущность правового государства?
2. Почему мысль о необходимости соединения силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей?
3. Как вы понимаете смысл суждения, высказанного Цицерном, << право выше власти>>
4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?
5. Что вам известно о трёх ветвях власти - законодательной, исполнительной, судебной?
1 Понятие и сущность правового государстваОбщественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему. В идее правового государства можно выделить два главных аспекта: 1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; 2) ограничение правом государственной власти.
2. Государство призвано защищать своих граждан. Кто как не государство обладает такой же силой и влиянием над гражданами. Только государство способно заставить соблюдать общество порядок, норму поведения и т. д. , то есть быть справедливым. И только государство, в большинстве своем, способно наказать человека за не выполнение его требований.
3. Права человека должны быть выше любой власти, чтобы сохранить целостность устроя страны. Все революции и все массовые недовольства и гражданские, народно-освободителные войны возникли в следствии притеснения прав человека властью. Поэтому основные права людей в стране должно быть выше власти, для стабильного положения страны, так как это основа любой демократии.
4. Основными признаками правового государства являются:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества;
2. Деятельность органов правового государства базируется на
принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную;
3. Взаимная ответственность личности и государства;
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная
защищенность;
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в
свободном функционировании различных партий, организаций,
объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных
идеологических концепций, течений, взглядов;
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
5. Известно, что есть еще 2: концептуальная и религиозная.
Французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье в своём труде «О духе законов» (1748 г. ) писал: «Для того чтобы предупредить… злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе… не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной… И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».
Основоположником какой теории в политологии стал Ш. Монтескье?
В чем заключается её сущность?
Приведите три примера, подтверждающие вывод автора о том, что всему наступит конец, «если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».
Теории злоупотребления власти.Шарль-Луи де Монтескье стал основоположником теории разделения властей. Ее сущность заключается в том, что вся полнота власти не может принадлежать одному государственному органу, для сохранения баланса политических сил, правового статуса личности власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную, и осуществляться разными независимыми друг от друга органами.
1. «Правительство РФ в нарушении требований ст. 168 и 169 ГК РФ отсрочило без достаточных оснований исполнение своих договорных обязательств в одностороннем порядке изменило их условия. Оно необоснованно предоставило преимущества подчинённым ему органам, на которые возлагалось исполнение обязательств по отовариванию чеков на легковые автомобили. В период действия отсрочки Президент РФ издал Указ «О мерах полиберализации цен» от 3. 12. 1991 г. , которым со 2. 01. 1992 г. отмененогосударственное регулирование цен на многие товары, в том числе и наавтомобили. Убытки выразились в многократном обесценении стоимости целевыхвкладов и невозможности получения автомобилей по целевым чекам попервоначальной цене, являющейся существенным условием договорногообязательства государства перед гражданами. Частичная индексация целевыхвкладов и целевых чеков (Постановление Правительства РФ от 24. 01. 92) помнению Конституционного Суда не отвечала требованиям Закона РСФСР обиндексации доходов и сбережений граждан от 24. 10. 91 г. Конституционный Суд РФ признал: «Правительство действовало противоправно… нарушив имущественные права и интересы граждан оно вышло за предмет своей компетенции, предусмотренной Конституцией РФ. » Таким образом, в данном случае судебная власть в лице Конституционного Суда РФ, исходя из принципа разделения властей, чётко определила степень компетенции Правительства РФ, на основании Конституции РФ, не допустив её превышения.
2. Верховный Совет по советской конституции стал таким единоличным органом власти в России с августа 1991 по октябрь 1993 гг. , в конце этого периода Верховный Совет поднял вооружённый мятеж, который был подавлен президентом России Ельциным с помощью Вооружённых Сил.
3. Любая тирания служит примером нарушения принципа разделения властей, когда единоличный лидер узурпирует всю полноту власти и принимает какие-угодно решения, пусть и при формальном сохранении системы разделения власти (Гитлер, Муссолини, Сталин)