Обычаи славян были основаны на природных явлениях. Славяне поклонялись солнцу, ветру, земле, как божествам.
Обычаи славян были основаны на природных явлениях. Славяне поклонялись солнцу, ветру, земле, как божествам....
Тема в разделе "Форма государства. Форма правления", создана пользователем RNB-NIGHT.
37221
Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий, сделанные учёными XIX в. , позволяют буквально по крупицам воссоздать сложную и оригинальную религиозную систему восточных славян. Во второй половине I тыс. н. э. главным божеством восточных славян был Перун, бог молнии, грозы, войны, оружия. С. М. Соловьёв, выдающийся историк XIX в. , считал, что Перун носил ещё другое имя - Сварог; некоторые исследователи называют Сварога богом неба или небесного огня. Сварог породил двух сыновей, двух Сварожичей: Солнце и Огонь. В Ипатьевской летописи сказано: "И по сем (т. е. после Сварога) царствовал сын его, именем Солнце, его же называют Даждьбог. .." Братом Солнца, сыном Свароговым называют также и огонь: "Огню моляться, зовут его Сварожичем". Сварог-Перун в народном воображении представлялся божеством-воителем, оружие которого было направлено против злых духов; вероятно, действию злых духов приписывали сгущение атмосферы, прекращавшееся после грозы. Народные обычаи оказались настолько сильны, что ещё в XIX в. многие люди, особенно в сельской местности, во время грозы затворяли окна, опрокидывали вверх дном сосуды (например, чайные чашки и рюмки), веря, что злые духи, гонимые молнией, стараются спрятаться в каком-нибудь отверстии. На связь Сварога-Перуна с оружием указывает обычай клясться перед Перуном, положив рядом оружие. Среди славян было распространено поклонение Солнцу. Бог Солнца назывался Хоре (Хорос) или Ярило. Обожествлялись также месяц и звёзды, находившиеся с Солнцем в "родственных" отношениях. Бог Волос (Велес) считался покровителем скота. В летописи он назван "скотьим" богом. Бога ветра и повелителя вихрей звали Стрибогом. Наибольшие разногласия вызывает славянское божество по имени Симаргл (Семаргл), идол которого упоминается в летописи среди других, поставленных Владимиром Святославичем на холме в Киеве. Исследования современных учёных указывают на его иранское происхождение - он близок к персидскому Симургу (вещей птице в иранской мифологии). Мокошь (Макошь) - женское божество, до сих пор остающееся не разгаданным до конца. Указывая на обычай чехов молиться и приносить жертву Мокоши во время засухи, некоторые исследователи видят в ней богиню воды, дождя, непогоды, грозы, т. е. богиню плодородия. Другие предполагают связь Мокоши с прядением и ткачеством. Мокошь невидима, но об её присутствии можно узнать по жужжанию веретена. Её представляют в виде женщины с длинными руками. Ещё в XIX столетии крестьянки боялись Мокоши и приносили ей жертвы, дабы она не путала пряжу. В XVI в. на исповеди священник укоризненно спрашивал женщин: "Не ходила ли к Мокоши?" По народным поверьям, если эту богиню удавалось умилостивить, она якобы помогала женщинам прясть или даже сама пряла в их отсутствие. Трудно сказать, были ли у восточных славян жрецы, - точных сведений о них нет. Лишь изредка летопись называет таинственных "волхвов", явно связанных с языческими верованиями и долгое время боровшихся против христианства. Однако их роль в религиозных обрядах неясна. Скорее всего культовые ритуалы совершались старейшинами племени и рода или князьями. В княжеском кургане Чёрная Могила наряду с другими вещами археологи обнаружили предметы культового назначения - бронзового идола, жертвенный нож, игральные кости, служившие, вероятно, для обрядовых гаданий. В летописях нет никаких известий о языческих храмах. Однако археологические раскопки дают некоторое представление о том, как выглядели восточнославянские языческие святилища. Они располагались обычно на вершине холма или на большой поляне в лесной болотистой местности и представляли собой ровную площадку округлой формы иногда с чуть приподнятой серединой или, наоборот, с воронкообразным углублением в центре. Площадка окружалась одним или двумя рвами и невысокими валами. Иногда внутренний вал ограждался частоколом. В центре стоял деревянный столб (идол), а рядом жертвенник, где и сейчас ещё находят кости животных, принесённых в жертву. Места, где поклонялись идолам, назывались "капища" (от старославянского "капь" - изображение, идол), а те, где приносились жертвы (требы), - "требища". Возможно, первоначально, в глубокой древности, жертвенниками служили горы, скалы, камни огромной величины, деревья с большими кронами. Одно из таких святилищ, посвящённых Перуну, согласно Новгородской летописи, находилось в урочище Перынь близ озера Ильмень, недалеко от Новгорода. Здесь стоял деревянный идол Перуна, который, как сообщает летопись, после крещения Руси в 988 г. был срублен и сброшен в реку Волхов. Ров, окружавший культовую площадку, имел восемь дугообразных выступов в виде цветка, на которых разжигали ритуальные костры во время языческих праздников, а на восточном выступе горел неугасимый огонь. В центре возвышались вертикальный столб или статуя бога, вокруг которой располагались изображения других славянских божеств.
Ну, вы не совсем правы! У славян были свои Боги и духи! Каждый отдельны Бог отвечал за какое то явление! Например домовой - дух дома. Леший - дух леса, Сварог - Бог солнца. .. Очень правильная вера между прочим. Так же они считали, что мы дети и внуки Богов ( а не твари Божьи как в Христианстве). Всё основывалось на славяно-арийской империи…почитайте побольше, очень интересно! Если не полностью ответила на ваш вопрос, то уточните, а то не совсем понятно!
Что является примером влияния природных факторов на общество?
1)борьба народов древней Руси с печенегами и половцами
2)возведение вокруг городов крепостных стен, башен и рвов с водой
3)трудности содержания домашних животных древними славянами из-за длительной зимы
4)создание зон свободной торговли
2 и 3. Так как традиционно у нас очень холодный климат, это сыграло большую роль в развитии страны. И наше общество стало более суровым и закалённым. Пример описания нашего общества есть в даже в книге социолога Михаила Ватника где он описывает как наш климат повлиял на общество и на сам народКонституции, возникли в конце ХVIII Первая конституция, действующая до настоящего времени, в современном смысле этого слова, появилась в 1787 в США. Императором Александром II были сделаны значительные шаги в направлении конституционного правления: отмена крепостного права, учреждение земства, судебная реформа. Основой конституционного строя является то, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Неписаные конституции не имеют единого документа, а опираются на совокупность отдельных конституционных законов и обычаев, взаимосвязанных между собой и выполняющих роль основного закона страны. Значительный демократический потенциал советских конституций не был полностью реализован, что свидельствовало о фиктивности ряда принципов и норм российских законов. Основные законы не отменили самодержавия, в том числе участие в делах государственного правления народного представительства и обеспечение закономерности в управлении, но предполагали огромное государственное преобразование. Остальные субъекты Федерации имеют свой устав и законодательство. Лениным после Октябрьской революции. Впервые о конституции заговорили в начале XIX века, вначалеМ. Это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления. В годы первой русской революции Николай II вынужден был предоставить народу юридически зафиксированные права и свободы, утвердить представительную власть в виде Государственной Думы. В 90-е ХVIII были приняты конституции во Франции 1791 и 1793 гг и Польше 1793. В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия. Перечисленные принципы являются одновременно и основами конституционного строя Российской Федерации. Более широко и подробно представлен раздел конституционных прав и свобод человека и гражданина. Остановило процесс внедрения конституционной монархии в России. Вводил верховной волей, сверх в России конституционный принцип. Конституции разделяются на кодифицированные писаные и некодифицированные неписаные. Статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать защищать права и свободы человека и гражданина. Республика государство имеет свою конституцию и законодательство. Несмотря на ряд отличительных особенностей, планово-регулируемой экономики, они имели много общего, построенную на принципе демократического централизма, закрепляли приоритет государственной формы собственности, систему советов народных депутатов, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы. Сегодня большинство стран мира имеют конституции. Сперанский. А затем и декабристы.
Вопросы по тексту 1)На основании текста определите, что лежит в основе деления правовых семей. Назовите любые два фактора. 2)По мнению автора, правовая система России принадлежит к романо-германской правовой системе. Какой источник права считается в России главным? Какие уровни этой формы права вам известны? Каждый уровень проиллюстрируйте примером. 3)Автор говорит о том, что англосаксонская система общего характеризуется тем, что в её основе лежит судебный прецедент. Дайте определение судебному прецеденту. Отчего, по мнению автора, зависит степень обязательности прецедента? 4)Англосаксонская система общего права представляет собой систему некодифицированного права, в то время как Романо-германская, напротив, кодифицирована. У каждой системы есть свои плюсы и минусы. На основании обществоведческих знаний приведите по одному плюсу каждой системы. Текст В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности. Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые «правовые семьи». Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире. Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которые определяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используют тождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины и категории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны на другую. Таким образом, под правовой семьей понимается определенная совокупность национальных систем права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, принципов правового регулирования, понятийно-категориального аппарата юридической науки. При классификации основных правовых систем современности учитываются следующие группы факторов: во-первых, исторический генезис правовых систем; во-вторых, система источников права; в-третьих, структура правовой системы – ведущие правовые институты и отрасли права. Классификация правовых семей во многом определяется характером ее источников: юридических, духовных и культурно-исторических. В качестве основного различия между романо-германской системой права и семьей общего права выступают характер и форма источников права. Если романо-германская правовая система является писанным, кодифицированным правом и правоприменитель решает дело, лишь сравнивая конкретную ситуацию с общей нормой, то англосаксонская система общего права характеризуется тем, что в ее основе лежит судебный прецедент, т. е. она представляет собой систему некодифицированного права. На характер формирования источников права, на форму их выражения во многом влияют сложившиеся правовые традиции и культура, образ юридического мышления. Например, для романо-германской правовой системы характерно рассмотрение дел на основе общих, абстрактных норм права, а для английского права – однажды вынесенное судом решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом. В отечественной юридической науке, помимо названных правовых семей, выделяют и славянскую правовую систему (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). Названую группу правовых систем, входящих в славянскую семью права, с уверенностью можно отнести к романо-германской правовой системе, так как у них есть много схожих признаков и характерных черт.
1)
При классификации основных правовых систем современности учитываются следующие группы факторов: во-первых, исторический генезис правовых систем; во-вторых, система источников права; в-третьих, структура правовой системы – ведущие правовые институты и отрасли права.
Классификация правовых семей во многом определяется характером ее источников: юридических, духовных и культурно-исторических
2)
Конституция является первоисточником права в РФ, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ).
3)
Это решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы).
Степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом.
4)
Англосаксонская система - связь с повседневной жизнью, гибкость, быстрое приспособление к изменяющейся обстановке
Романо-германская система - четко организованная непротиворечивая иерархически структурированная система законодательства.
. Тест по теме «Человек в социальном измерении».
А1. Что из перечисленного относится к биологическим признакам человека?
1) Общение
2) Речь
3) стремление к самоутверждению
4) способность к прямохождению
А2. На чём основаны действия животных?
1) на сознании
2) на инстинкте
3) на мышлении
4) на разуме
А3. Совокупность качеств, приобретаемых человеком в процессе жизни в обществе:
1) характер
2) индивид
3) личность
4) инстинкт
А4. Что из перечисленного относится к социальным признакам человека?
1) объём головного мозга
2) отсутствие волосяного покрова
3) забота о потомстве
4) необходимость общения
А5. Познание человеком своего внутреннего мира – это:
1) деятельность
2) самопознание
3) способности
4) потребности
А6. Что определяет настроение человека в тот или иной момент?
1) Эмоции
2) Чувства
3) Суждения
4) заключения
А7. Верны ли определения:
А. Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль.
Б. Умозаключение – это вывод из нескольких логически связанных суждений?
1) верно а
2) верно б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А8. Социальными потребностями человека являются:
А. Потребность в общении;
Б. Потребность в познании окружающего мира.
1) верно а
2) верно б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А9. Древний обряд посвящения молодых людей во взрослых называется:
1) самопознание
2) аффект
3) самооценка
4) инициация
А10. Общими чертами человека и животных являются:
А. Биологические потребности.
Б. Использование природных предметов.
1) верно а
2) верно б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А11. Что из перечисленного не относится к биологическим потребностям?
1) Питание
2) Отдых
3) Общение
4) движение
А12. И человек, и животные:
1) обладают связной речью
2) умеют мыслить
3) сознательно действуют
4) используют различные предметы
А13. Что из перечисленного передается по наследству?
1) цвет глаз и волос
2) занимаемая должность
3) выбор профессии
4) любовь к чтению книг
А14. Неповторимость, уникальность человека:
1) личность
2) наследственность
3) эмоциональность
4) индивидуальность
А. 15. Верны ли следующие суждения о деятельности:
А. Деятельность – это активность, присущая как человеку, так и животным
Б. Многие ученые считают важным видом деятельности общение
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А16. Верны ли суждения о способностях человека:
А. Способности могут проявляться очень рано;
Б. Есть люди, у которых нет никаких способностей?
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А17. Верны ли суждения о потребностях:
А. Потребности человека делятся на биологические, социальные и духовные;
Б. Нельзя полностью удовлетворить все потребности человека
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А18. Верно ли, что
А. Одни и те же события рождают у людей одинаковые чувства
Б. Эмоциональность не передается по наследству
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А19. Верны ли суждения об эмоциях:
А. Эмоция определяет настроение человека
Б. Эмоции бывают как положительные, так и отрицательные
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А20. Верны ли следующие суждения о личности
А. Личность возникает в результате биологического развития человека.
Б. Огромное влияние на становление личности оказывает общество.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А21. Верны ли следующие суждения о личности
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А22. Верны ли следующие суждения
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Самопознание позволяет 10: 36: 17
выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «Я».
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А23. Укажи отличия человеческой деятельности от поведения животных.
1) Взаимодействие с окружающим миром
2) Приспособление к окружающей среде.
3) Наличие продуманной цели.
4) Внешняя активность.
А24. Выбери правильный ответ.
Что объединяет слова «игра», «учение», «труд».
1) Это потребности организма человека
2) Это виды деятельности
3) Это качества человека
4) Это способы получения заработка
А25. Выбери правильный ответ.
Что из перечисленного НЕ является отличительной чертой деятельности человека
1) Определение цели
2) Осознанные действия
3) Анализ результата
4) Инстинкты
А26. Существует пословица: «Стрелять по воробьям из пушки». Эту пословицу употребляют, когда человек
1) Не планирует свою деятельность
2) Не анализирует результат деятельности
3) Неверно подбирает средства для достижения цели
4) Неверно ставит цели
А27. Выбери правильный ответ
К социальным потребностям относится
А28. Выбери правильный ответ.
Потребность в отдыхе относится к
Ответы все по порядку с верху в низ
4
2
3
4
2
1
3
1
4
3
3
2
1
4
2
3
3
2
3
2
3
1
3
1
4
4
Какую роль в жизни современных людей играют национальные традиции и обычаи
Национальные традиции и обычаи играют одну из самых главных ролей в жизни современного человека (но нечеловекообразной осыби) -осознание того, что ты не прыгаешь с ветки на ветку, как попугай, который выучил несколько десятков слов, пускай и на иностранном языке, но от того он и остается попугаем. На сильной национальной идее существует сильное государство. Развал СССР был обусловлен именно ущимлением национального вопроса и массовой руссификацией. Ошибок нельзя повторять.
Почему многие обычаи и ритуалы, возникнув в далекие времена, существуют и сегодня? Зачем в обществе существуют правила этикета?
Риуталы и обычаи были придуманы для усмирения народа, чтобы укротить его гнев на самовластье. Они передавались из поколения в поколения. Несколько факторов повлияло на укрепления обычаев в разуме человека, из них можно отметить:
а) Следование обычаям с раннего возраста.
б) Суеверие народа.
В данный момент ритуалы и обычаи не так «популярны», потому что в век информационных технологий малое количество людей суеверно.
Правила этикета нужны для того, чтобы дать людям возможность выделится, а так же для того, чтобы отметить человека как воспитанного или нет, поскольку эти правила пизнаются всеми, кроме невоспитанных.
1. Относительная истина, в отличие от абсолютной:
1) содержит объективное знание о предмете;
2) всегда опирается на здравый смысл;
3) может быть со временем опровергнута;
4) является результатом чувственного познания.
2. Практика как критерий истины включает:
1) научный эксперимент;
2) научные понятия;
3) теоретические обобщения;
4) статистические методы.
3. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.
Б. В социальном познании не используется метод моделирования.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
Б. «Я-образ» — это представление, которое сложилось о человеке у окружающих.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
5. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию:
1) использование понятий;
2) логическое выведение умозаключений;
3) экспериментальное подтверждение результатов;
4) открытость рациональной критике любого положения;
5) обобщение данных повседневного опыта.
6. Какой смысл философы вкладывают в понятие «познание»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
7. Завершите фразу: «Смена утвердившихся в науке устойчивых представлений о явлениях и процессах реального мира, формирование новых теорий происходит в процессе. ..».
8. Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса — она лишена смысла» (А. Маслоу).
1. 1
2. 1
4. 3
5. 1, 2, 38. Я считаю это утверждение верным, т. к получив какую либо информацию и не поняв ее, она лишена у нас смысла. Приняв любую информацию, мы должны вникнуть в нее, уточнить что-то конекретное, узнать ОТНОСИТЕЛЬНАЯ-ограниченное верное знание о чем либо это истина ИЛИ АБСОЛЮТНАЯ-полное исчерпывающее знание о сложном предмете. В мире очень много способов, чтобы узнать и понять информацию, телевидение, интернет, радио. все в наших руках, просто надо правильно распоряжаться своми знаниями и полученное информацией, а не проспукать все мимо, все пригодится в жизни
Чем отличается жизнь людей в горах на равнине и на берегу моря? Какие профессии будут общими для всех районов независимо от природных условий?
В горах нет плодородных почв, значит там нет земледелия. Исторически, горные поселения в большей стпени были связаны животтноводством. Сейчас некоторые горные страны также развивают туризм, например Швейцария и Черногория. В долине, очевидно, много пахотных земель, естественно, там будет процветать земледельческий труд. Очевидно к таким странам относится и наша страна - Россия. Люди у моря будут заниматься в большей степени ловлей рыбы и мореходством.
Естественно, возможно сочетание этих вариантов, если рядом и горы, и пахота, и море.
Есть, конечно, общие професии, без которых никуда в любом обществе: это врачи, учителя, военные, чиновники, строители и т. д.
Познакомьтесь с некоторыми статьями расходов российского бюджета 2001 г. : наци- ональная оборона – 18 %; государственное управление – 3, 3 %; правоохранительная дея- тельность и обеспечение безопасности государства –11 %; образование – 4 %; социальная политика – 9 %; обслуживание государственного долга – 20 %; охрана окружающей природ- ной среды и природных ресурсов – 0, 3 %. На основе этих данных сделайте выводы о первоочередных расходах Российского госу- дарства.
В первую очередь правительство Российской Федерации обеспечивает расходы на обслуживание государственного долга и национальную оборону (18 и 20 % соответственно). РФ в наследствие от СССр досталось повышенное внимание к военно-промышленному комплексу предприятий, а также к предприятиям и министерствам, обеспецивающим государственную безопасность.