Приведите примеры рационального и чувственного познания
Приведите примеры рационального и чувственного познания...
Тема в разделе "Чувственное и рациональное познание. Интуиция.", создана пользователем BeBYZ.
38221
Выделяют три формы чувственного познания:
1)ощущение – отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета;
2)восприятие – комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета;
3)представление – образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выра-жаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием – мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях. Формы рационально-го познания:
1)понятие – форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в словах (например, «выпускник»);
2)суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»);
3)умозаключение – форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров – выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены»
Рациональное- мальчик закрыв глаза, с помощью суждений и признаков о предмете, находящемся у него в руках, угадал что это за предмет
Чувственное- мальчик с закрытыми глазами с помощью осязания угадал что за предмет у него в руках
Приведите примеры чувственного и рационального познания
Философия Агноцизма больше не знаюВсё очень просто! Чувственный - познается с помощью органов чувств (цвет неба, форма и размер камня, запах цветов) Рациональное же познание постигается с помощью использования разума (доказательство теоремы, выдвижение гипотезы) В некоторых источниках к рациональному относят проведение эксперимента, но так же в других эксперимент лежит на границе этих двух познаний.
Приведите примеры рационального и чувственного познания.
Познавательная деятельность человека включает два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и переплетены, одно не существует без другого. Философы Нового времени спорили о том, какому познанию: чувственному или рациональному принадлежит ведущая роль. Одни считали, что единственным источником познания являются чувства. Они получили название эмпириков (от греч. «эмпейриа» - «опыт»). Другие, рационалисты (от лат. «рацио» - «разум»), полагали, что чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают. Их надо проверять разумом, логикой. Поэтому, считали они, решающая роль принадлежит мышлению.
Выделяют три формы чувственного познания:
1)ощущение – отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета;
2)восприятие – комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета;
3)представление – образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выра-жаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием – мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях. Формы рационально-го познания:
1)понятие – форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в словах (например, «выпускник»);
2)суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»);
3)умозаключение – форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров – выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены»
Приведите примеры рационального и чувственного познания. Из литературы, истории.
Познавательная деятельность человека включает два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и переплетены, одно не существует без другого. Философы Нового времени спорили о том, какому познанию: чувственному или рациональному принадлежит ведущая роль. Одни считали, что единственным источником познания являются чувства. Они получили название эмпириков (от греч. «эмпейриа» - «опыт»). Другие, рационалисты (от лат. «рацио» - «разум»), полагали, что чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают. Их надо проверять разумом, логикой. Поэтому, считали они, решающая роль принадлежит мышлению.
Выделяют три формы чувственного познания:
1)ощущение – отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета;
2)восприятие – комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета;
3)представление – образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выра-жаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием – мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях. Формы рационально-го познания:
1)понятие – форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в словах (например, «выпускник»);
2)суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»);
3)умозаключение – форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров – выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены»
Приведите примеры рационального и чувственного познания их, надо записать в таблицу
Познавательная деятельность человека включает два уровня: чувственный и рациональный.
Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и переплетены, одно не существует без другого.
Философы Нового времени спорили о том, какому познанию: чувственному или рациональному принадлежит ведущая роль. Одни считали, что единственным источником познания являются чувства. Они получили название эмпириков (от греч. «эмпейриа» - «опыт»).
Другие, рационалисты (от лат. «рацио» - «разум»), полагали, что чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают. Их надо проверять разумом, логикой. Поэтому, считали они, решающая роль принадлежит мышлению.
Выделяют три формы чувственного познания:
1)ощущение – отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета;
2)восприятие – комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета;
3)представление – образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выра-жаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием – мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях.
Формы рационально-го познания:
1)понятие – форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в словах (например, «выпускник»);
2)суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»);
3)умозаключение – форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров – выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены»
Приведите три примера рационального и чувственного познания
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
К формам чувственного познания относят: 1)Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т. д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д. ; 2)Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств; 3)Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.
Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.
Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.
И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуетсяоптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем
1)Привести примеры, где человек является субъектом и объектом.
2)Привести примеры чувственного и рационального познания.
3)Показать "положительные" и "отрицательные" стороны чувственного и рационального познания.
Субъектом человек является если он например сдал квартиру а человек которые ее взял в аренду не отдал деньги и скрылся в этом случае человек является субъектом а объектом если например мама и папа ребёнка разводятся и мама хочет без суда забрать ребёнка а папа тоже хочет забрать ребёнка в этом случае ребёнок объект
Рациональное познание: прочитал книгу "Как научиться плавать" и считаю, что научился.
Чувственное познание: научился плавать.
В чём выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания?
При оценке значения этих различных форм познания в гносеологии возникли два основных направления - эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от древне греч. "empeiria" - опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание. Рационализм (от лат. "ratio" - разум) - признает разум, мышление основой познания. Между представителями эмпиризма и рационализма шел постоянный спор, особенно в философии Нового времени. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что в сознании человека есть набор некоторых исходных "врожденных" идей. Это такие идеи, как "я мыслю, следовательно существую", основные положения логики и математики (целое больше части и т. п. ). Исходя из них как из аксиом можно посредством логических выводов получать знание о действительности. Эмпирики (Бэкон, Локк, Юм) доказывали, что никаких врожденных идей не существует. От рождения сознание человека есть "чистая доска", а все знание первоначально приобретается из восприятия и опыта. Их основной принцип: "нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах". Рационалисты считали основным методом познания логическую дедукцию - вывод из общих идей разума более конкретного знания. В этом они ориентировались на методы математики, пытались построить и в других науках такие же строгие дедуктивные системы. Эмпирики подчеркивали роль наблюдений, фактов и их обобщения с помощью индукции. Индуктивный метод предполагает сначала сбор многих фактов, наблюдений, а затем их обобщение с целью обнаружения общих свойств и устойчивых взаимосвязей, которые выражаются в виде законов. Спор между рационализмом и эмпиризмом внес много ценного в теорию познания. Но сторонники рационализма и эмпиризма слишком преувеличивали значение одной стороны человеческого познания и соответственно недооценивали другую. Для того чтобы получить знание, на самом деле нужны и понятия разума, и чувственный опыт. Противостояние между рационализмом и эмпиризмом во многом преодолел в своем учении о познании Кант, который показал, что в познании всегда необходим синтез чувственного и рационального. Согласно Канту, опыт, эмпирия дает материал, содержание нашему познанию, а разум придает ему форму. Содержание невозможно без формы, а форма без содержания. В современной теории познания положение о том, что в человеческом познании чувственное и рациональное неразрывно связаны, стал общепринятым
Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию — образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя. .. Организованная когнитивная (познавательная. — Ред. ) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, — пишет М. Кун, — является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. — Ред. ) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п. )». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.
1. Каждый человек идеалист он считает что его решение только правильно даже если лежать в больнице всё что будет делать медсестра будет с её точки зрения правильно даже если это будет наоборот ну например снятия бинтов после ожого можно быстро или медлено медсестра же будет делат это ка ей удобней как она считает правильно человек так устроен что он ранимо принимает критику со стороны опять же не всё но большинсвто ему будет не важно что думают другии лижб по ег обыло всё правильно и хоррошо 2 это лидерство если человек по жизни лидер это будет во всём проявлять также как и не лидер т. е те люди котоыре делают как все слушают как все делют прислушиваются ко всем мнениям 3 как не идеализирую предмет но если она не любит она не останица и все выдуманые идеалы скоро проявются все минусы всплывут конешно хорошо когда любишь девушкуу или парня принимаешь его как божество чт овот он лучше всех но лучше принимать его таким какой он есть ) 4 нет не может за счёт конатктов с групами сформируются личность а если будеш ьпроводить время один мало чего достигне развития просто не будет даже если с ребёнком не общаться до года он не будет больше не когда разговаривать и останется приматом до года развивается могз у детей