Приведите примеры рационального и чувственного познания. Из литературы, истории.
Приведите примеры рационального и чувственного познания. Из литературы, истории....
Тема в разделе "Чувственное и рациональное познание. Интуиция.", создана пользователем yaki-boy.
38276
Познавательная деятельность человека включает два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и переплетены, одно не существует без другого. Философы Нового времени спорили о том, какому познанию: чувственному или рациональному принадлежит ведущая роль. Одни считали, что единственным источником познания являются чувства. Они получили название эмпириков (от греч. «эмпейриа» - «опыт»). Другие, рационалисты (от лат. «рацио» - «разум»), полагали, что чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают. Их надо проверять разумом, логикой. Поэтому, считали они, решающая роль принадлежит мышлению.
Выделяют три формы чувственного познания:
1)ощущение – отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета;
2)восприятие – комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета;
3)представление – образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выра-жаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием – мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях. Формы рационально-го познания:
1)понятие – форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в словах (например, «выпускник»);
2)суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»);
3)умозаключение – форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров – выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены»
Приведите примеры чувственного и рационального познания
Философия Агноцизма больше не знаюВсё очень просто! Чувственный - познается с помощью органов чувств (цвет неба, форма и размер камня, запах цветов) Рациональное же познание постигается с помощью использования разума (доказательство теоремы, выдвижение гипотезы) В некоторых источниках к рациональному относят проведение эксперимента, но так же в других эксперимент лежит на границе этих двух познаний.
Приведите примеры рационального и чувственного познания.
Познавательная деятельность человека включает два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и переплетены, одно не существует без другого. Философы Нового времени спорили о том, какому познанию: чувственному или рациональному принадлежит ведущая роль. Одни считали, что единственным источником познания являются чувства. Они получили название эмпириков (от греч. «эмпейриа» - «опыт»). Другие, рационалисты (от лат. «рацио» - «разум»), полагали, что чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают. Их надо проверять разумом, логикой. Поэтому, считали они, решающая роль принадлежит мышлению.
Выделяют три формы чувственного познания:
1)ощущение – отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета;
2)восприятие – комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета;
3)представление – образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выра-жаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием – мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях. Формы рационально-го познания:
1)понятие – форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в словах (например, «выпускник»);
2)суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»);
3)умозаключение – форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров – выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены»
Приведите примеры рационального и чувственного познания
Выделяют три формы чувственного познания:
1)ощущение – отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета;
2)восприятие – комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета;
3)представление – образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выра-жаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием – мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях. Формы рационально-го познания:
1)понятие – форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в словах (например, «выпускник»);
2)суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»);
3)умозаключение – форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров – выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены»
Рациональное- мальчик закрыв глаза, с помощью суждений и признаков о предмете, находящемся у него в руках, угадал что это за предмет
Чувственное- мальчик с закрытыми глазами с помощью осязания угадал что за предмет у него в руках
Приведите примеры рационального и чувственного познания их, надо записать в таблицу
Познавательная деятельность человека включает два уровня: чувственный и рациональный.
Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и переплетены, одно не существует без другого.
Философы Нового времени спорили о том, какому познанию: чувственному или рациональному принадлежит ведущая роль. Одни считали, что единственным источником познания являются чувства. Они получили название эмпириков (от греч. «эмпейриа» - «опыт»).
Другие, рационалисты (от лат. «рацио» - «разум»), полагали, что чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают. Их надо проверять разумом, логикой. Поэтому, считали они, решающая роль принадлежит мышлению.
Выделяют три формы чувственного познания:
1)ощущение – отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета;
2)восприятие – комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета;
3)представление – образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выра-жаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием – мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях.
Формы рационально-го познания:
1)понятие – форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в словах (например, «выпускник»);
2)суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»);
3)умозаключение – форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров – выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены»
Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию — образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя. .. Организованная когнитивная (познавательная. — Ред. ) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, — пишет М. Кун, — является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. — Ред. ) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п. )». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.
1. Каждый человек идеалист он считает что его решение только правильно даже если лежать в больнице всё что будет делать медсестра будет с её точки зрения правильно даже если это будет наоборот ну например снятия бинтов после ожого можно быстро или медлено медсестра же будет делат это ка ей удобней как она считает правильно человек так устроен что он ранимо принимает критику со стороны опять же не всё но большинсвто ему будет не важно что думают другии лижб по ег обыло всё правильно и хоррошо 2 это лидерство если человек по жизни лидер это будет во всём проявлять также как и не лидер т. е те люди котоыре делают как все слушают как все делют прислушиваются ко всем мнениям 3 как не идеализирую предмет но если она не любит она не останица и все выдуманые идеалы скоро проявются все минусы всплывут конешно хорошо когда любишь девушкуу или парня принимаешь его как божество чт овот он лучше всех но лучше принимать его таким какой он есть ) 4 нет не может за счёт конатктов с групами сформируются личность а если будеш ьпроводить время один мало чего достигне развития просто не будет даже если с ребёнком не общаться до года он не будет больше не когда разговаривать и останется приматом до года развивается могз у детей
Охарактеризовать любой предмет с точки зрения чувственного и рационального познания?
Органы чувств являются единственным мостиком, связывающим нас с окружающим миром. С помощью глаз, осязания, языка и обоняния можно ощутить и увидеть свойства яблока. В процессе чувственного познания происходит восприятие предмета, формирования образа. В дальнейшем возможно воспроизводить, представлять яблоко и словами передать полученные знания другому человеку, вложим в понятие общие характеристики о яблоке. Порассуждав, можно задаться вопросом: с какой скоростью будет падать яблоко в зависимости от веса? И есть ли вообще ещё зависимости? И уже умозаключением таких суждений будет закон Ньютона о силе притяжения. Рациональное познание опирается на результаты чувственного познания.
Что такое неэкспериментируемость и почему это одна из главных характеристик морального познания?
Что такое парадокс моральной оценки? Приведите примеры.
Что такое парадокс морального поведения? Приведите примеры
Парадокс морального поведения в его классической формулировке обычно возводят к Овидию:«Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». Человеку свойственно стремиться к тому, что лучше, благо предпочитать злу, он не может быть врагом самому себе. В овидиевой ситуации (и в этом ее парадоксальность) все происходит наоборот: человек выбирает худшее, дурное, вредит себе. Получается: человек знает, что есть благо (добро), но не следует ему; оно не имеет для него обязывающего смысла.
Парадокс моральной оценки связан с вопросом о том, кто может вершить моральный суд, кто имеет право выносить моральные оценки. Логично было бы предположить, что такую функцию могут взять на себя люди, выделяющиеся из общей массы по моральным качествам, подобно тому как это происходит во всех других областях знания и практики, в которых решающим является слово специалиста (право авторитетного суждения о музыке имеет музыкант, по юридическим вопросам – юрист и т. д. ). Однако одним из несомненных нравственных качеств человека является скромность, еще точнее, осознание своего несовершенства. Более того, чем выше человек в нравственном отношении, тем критичней он к себе относится. Поэтому действительно нравственный человек не может считать себя достойным кого-то судить. Жизненные наблюдения свидетельствуют, что в такой ложной роли чаще всего выступают люди, которые занимают более высокие ступени в социально-иерархических структурах (руководители по отношению к подчиненным, учителя по отношению к ученикам и т. д. ) Получается: те, кто мог бы вершить моральный суд, не будут этого делать; тем, кто хотел бы вершить моральный суд, нельзя этого доверять. Моральный суд в данном контексте понимается широко – как моральное учительство, моральное осуждение и восхваление.
Вторая деформация (парадокс морального поведения) также связана с разведением добра и зла, но уже по другому основанию, а именно с ложным предположением, будто намерения могут быть исключительно добрыми, а поступки – исключительно злыми. На самом деле мораль является неотчуждаемой первоосновой сознательной жизни, ее реальным смыслом. Поэтому всякая моральная позиция, когда кто-либо выступает от имени морали, изображая себя ее истолкователем, носителем, стражем и т. д. , является ложной позицией.
Вопросы к зачету по курсу «Обществознание» 1 курс, 1 семестр
1. Понятие «общество» в широком и узком смыслах Функции общества.
2. Общество как динамическая саморазвивающаяся система.
3. Подсистемы общества (сферы общественной жизни). Характеристика деятельности людей и отношений между людьми в указанных сферах. Назовите учреждения (организации) принадлежащие к тем или иным сферам общества.
4. Что такое природа? Взаимосвязь общества и природы. Приведите примеры.
5. Общество и культура. Различие в этих понятиях.
6. Типология общества. Классификация типологий общества.
7. Традиционное (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Дайте сравнительную характеристику указанных обществ.
8. Формационный подход к изучению общества. Авторы данного подхода.
9. Цивилизационный подход к изучению общества. Авторы данного подхода.
10. Что такое глобализация? Причины глобализации. Направления глобализации. Последствия процесса глобализации (позитивные, негативные). Факторы единства современного человечества.
11. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения глобальных проблем. Группы глобальных проблем. Пути (направления) решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.
12. Подходы к решению вопроса о происхождении человека. Биологизаторский, социологизаторский подходы. Основные отличия человека от животного.
13. Социогенез Человек как биосоциальное существо.
14. Мораль как регулятор общественных отношений.
15. Наука, её роль в развитии общества.
16. Религия как форма общественного сознания. Мировые религии.
17. Образование как способ трансляции научного знания.
18.. Научно-технический прогресс, его последствия.
19. Познание. Виды познания. Основные философские направления в области познания.
20. Культура массовая и элитарная.
21. Духовная культура, её основные формы.
22. Образование как способ передачи культурного опыта общества.
Проблемы развития духовной культуры в современной России.
30. Искусство и духовная жизнь
1. Общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти и доминирующей культуре.
.
2. Т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
.
3. Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни).
Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:
динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).
комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).
самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).
интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).
самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).
.
4.
Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Она представляет собой систему растений и животных, существующую 4 млрд лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата. Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья. Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей.
сейчас еще допишу