Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основная цель объединения людей?
Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основная цель объединения людей?...
Тема в разделе "", создана пользователем Winside.
42691
Цивилизация была другая, более древняя, мало люди всего знали. А сейчас появилось много всего разного и более интересногоГлавная цель выживание, объединясь люди ходили на охоту, обустраивали хозяйство, кочевали с одной территории на другую, защищались от диких животнфх и погодных условий
1. Дайте определение понятию «общество». Охарактеризуйте сферы общественной жизни.
2. Раскройте понятие «общественные науки». Расскажите о развитии общественных наук.
3. Раскройте противоречия во взаимодействии природы общества.
4. Соотнесите понятия «постепенная эволюция», «революционный скачок» и «реформы» и раскройте их роль в общественном развитии.
5. Раскройте смысл понятия «прогресс», охарактеризуйте его виды и приведите соответствующие примеры.
6. Раскройте смысл понятия «революция», охарактеризуйте ее виды и приведите соответствующие примеры.
7. Дайте определение понятию «общественно-исторический процесс», назовите его этапы и движущие силы.
8. Раскройте смысл понятий «цивилизация», назовите известные вам черты западной и восточной цивилизации.
9. Раскройте смысл понятия «модернизация», сущность теории модернизации.
10. Охарактеризуйте типологию современных обществ: общество традиционное, индустриальное, информационное.
11. Раскройте сущность понятия «глобализация», назовите предпосылки возникновения глобальных проблем современности.
12. Опишите глобальные проблемы современности и определите пути их решения.
13. Охарактеризуйте известные вам теории происхождения человека.
14. Раскройте смысл понятий «человек»», «индивид», «индивидуальность», «личность».
15. Раскройте этапы и закономерности становления личности, охарактеризуйте роль выдающейся личности в общественной жизни.
16. Раскройте смысл понятия «социализация», назовите ее этапы и факторы.
17. Раскройте смысл понятия «мировоззрение», назовите его формы и виды.
18. Перечислите потребности человека и определите их влияние на его деятельность.
19. Раскройте взаимосвязь между потребностью, мотивом, целью и результатом деятельности.
20. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.
21. Опишите роль свободы в деятельности человека.
22. Назовите основные виды познания и определите их особенности.
23. Раскройте смысл понятия «истина», назовите критерии истины.
24. Перечислите и дайте характеристику основным признакам научного познания.
25. Охарактеризуйте духовный мир личности, его содержание и формы.
26. Раскройте сущность понятия «культура», назовите основные подходы к его пониманию.
27. Дайте определение понятию «искусство», назовите его виды и направления развития.
28. Раскройте смысл понятий «мораль», «нравственность», сущность их взаимодействия.
29. Раскройте роль образования в развитии общества.
30. Дайте определение понятию «религия», определите её место в системе отношений человека и окружающего мира.
1 - Общество-Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями. 30 - Религия-Одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, покоящихся на вере в чудодейственные сверхъестественные силы и существа (боги, духи), к-рые являются предметом поклонения.
Исторический характер детства Современное членение человеческой жизни на эпохи и периоды кажется настолько естественным, что трудно себе представить какой-либо иной вариант. Привычное трио: детство, отрочество и юность — как будто столь же незыблемо, как весна, лето, осень, зима. .. А на самом деле все здесь не так просто. Зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых лет (и не лучших ли?) на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел поэтический лозунг: «Играйте же, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано»? Специальные исследования и сопоставления показали, что детство как особый, качественно своеобразный период существования живых существ — это продукт эволюции, а человеческое детство еще и результат исторического развития общества. Оказывается, чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. У низших животных практически вообще нет детства — то примитивное существование, которое им предстоит вести, не требует специальной эпохи прижизненной подготовки от каждого существа. Хватает фонда наследственных приспособительных реакций (инстинктов)... Человеческое детство не только продукт эволюции, но и результат исторического развития. .. Д. Б. Эльконин показал, что детство и его непременный спутник — ролевая игра — связаны с уровнем развития производительных сил общества. Детство самого человечества почти не оставляло места для, так сказать, индивидуального детства каждого члена первобытного сообщества. В ту далекую историческую эпоху дети еще не составляли специальной, относительно изолированной группы, жизнь которой идет по своим законам, как к этому привыкли в наши дни. Простота общественного производства позволяла детям прямо включаться в его процесс в качестве полноправных участников. В обществах, которые стоят на низких этапах развития, дети быстро становятся самостоятельными. Например, исследователь коряков 1 Р. Н. Стебницкий на основе наблюдений, проведенных в 20-е годы нашего столетия, отмечал, что резкого деления на детей и взрослых у них нет. Дети — равноправные, равноуважаемые члены общества. За общей беседой их слова выслушиваются так же внимательно, как и речь взрослого. Вы помните некрасовского мужичка с ноготок: «— А кой тебе годик? — Шестой миновал. ..» Кстати сказать, едва ли нынешний его сверстник с чувством собственного достоинства гордо заявит: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то — отец мой да я. ..» Этот «взрослый» уровень самосознания у крестьянских детей сравнительно недавнего прошлого связан с тем, что у них, говоря словами А. П. Чехова, в детстве не было детства: они слишком рано вступали в период взрослости, где основная деятельность уже не игра, а труд. Именно ведущая деятельность человека определяет стадию его личной истории. Здесь одинаково вредны и перескок через период, и искусственная задержка. Вопросы и задания: 1) Что значит выражение «Детство — продукт исторического развития»? 2) Какие причины способствовали раннему взрослению на ранних исторических этапах развития общества? 3) Какие аргументы приводит автор для доказательства исторического характера понятия «детство»? 4) Как меняется ведущая деятельность при переходе от детства к взрослости?
1) да тут все просто так сказать как бы традиция типа. ну в-общем это как совы например не поварачивают глазами но как продукт исторического развития они могут поворачивать шею на 180градусов, так же и у нас это то что необходимо каждому человеку в определенный возраст. 2) раньше дети взрослели намного раньше к примеру современного ребенка потому что у них элементарно не было родителей вот им приходилось взрослеть намного раьше современного ребенка. этому так же способствовали и развития человечества. условия среды обитания с каждым годом все лучше поэтому щас детьми остаются намного дольше чем раньшею 3) вот и аргумент у них в детстве не игра а труд! 4) самое большее на мой взгляд что меняется у человека ребенка в переходе к взрослению так это самосознание! Если человек в определенный период не осознает то что пора взрослеть и думать уже о самообразований нежели о компьютерных играх вот в этот момент то и начинает ребенок взрослеть.
Назовите основные компоненты социальной структуры общества. Дайте их характеристику. Конкретизируйте примерами.
Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе.
Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции и выполняющие определенные социальные функции.
Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.
Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества.
Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы.
Страта – социальная группа, отличающаяся по своему статусу в социальной иерархии общества.
Назовите основные компоненты социальной структуры общества. Дайте их характеристику. конкретизируйте примерами.
Основные компоненты социальной структуры общества:
1) Социальные статусы: В социологии под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Люди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, считающийся основным определяет положение человека в обществе. Статус, унаследованный от рождения прирожденный называется приписанным (раса, возраст и пол). Статус, приобретенный индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым (звание, должность и т. д. )
. 2) Социальные роли Статус предполагает осуществление определенных представительно-обязывающих действий, формирующих модель поведения – роль. Роли помогают мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом. Роль - это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Исполнение роли равнозначно реализации социальной функции лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной, жизни часто встречается несоответствие между должным и фактическим поведением. Важно, что роль не является жестко фиксированной моделью поведения. В действиях индивида отображается его индивидуальное толкование собственной роли. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу (студент), называется: ролевой системой или ролевым набором (ученик, сокурсник, читатель библиотеки и т. д. ). Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, например, законы, являются формальными; другие, скажем, умение вести себя за столом, - неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения.
3) Группы Статусы и роли - это составные элементы более сложных социальных структур, включая группы. Группа - 2 или более индивида, которые имеют общие взгляды и связанны друг с другом относительно устойчивыми моделями социального взаимодействия. Группу образуют индивиды с соответственными ролями, если они взаимодействуют устойчиво в течение долгого времени.
4) Институты Социальный институт - совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Выделяют следующие группы потребностей общества, которым соответствуют группы институтов: 1) общение между членами общества (институты образования); 2) производство, распределение и потребление товаров и услуг (экономические институты); 3) защита членов общества и регуляция их поведения (политические институты); 4) воспроизводство общественной системы (семья)
. 5) Общество Общество - это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, пополняемое в основном за счет внутриобщественного деторождения и обладающее политической независимостью.
Назовите основные компоненты социальной структуры общества. Дайте им характеристику. конкретизируйте примером.
Основными компонентами являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные функции (роли), объединения этих индивидов в группы, социально-териториальные и иные оьщности.
От стаусов и ролей индивидов зависит его благополучие, соц. связи, обычаи, верования, интересы и установки
Помогите ответить на вопросы:
1. Назовите основные компоненты социальной структуры общества. Дайте их характеристику. Конкретизируйте примерами.
2. Почему средний класс является гарантом экономической, полити-ческой и социальной стабильности в обществе?
3. Проанализируйте социальную структуру современного белорусского общества с точки зрения классового и стратификационного подходов.
4. Что такое нация? Конкретизируйте процесс формирования наций на примере белорусской нации.
5. Докажите или опровергните тезис: «современная семья переживает кризис».
6. Приведите примеры (из истории или современности) сотрудничества социальных групп в различных видах социальных отношений.
7. Приведите примеры, показывающие конфликты социальных групп в различных видах социальных отношений. Какие интересы социальных групп столкнулись в этих конфликтах?
8. Каждый человек от рождения занимает какую-либо ячейку в соци-альной структуре общества. Мог ли он ее изменить в условиях феодального общества? В условиях классического капитализма? В современном общест-ве? Что для этого необходимо?
9. Подготовьте сообщение «Пути решения демографических проблем современного общества».
10. В современном мире существует более двух тысяч различных на-ций, причем большинство из них проживает в многонациональных государ-ствах. Национальный вопрос на всѐм протяжении истории является одним из самых острых.
Проанализируйте известные вам из курса истории примеры националь-ных движений. Какие тенденции прослеживаются в национальном движе-нии? Охарактеризуйте межнациональные конфликты по плану: причины, сущность, последствия, пути решения.
11. Каковы основные социально-психологические особенности молоде-жи как социальной группы?
12. Что включает понятие «молодежная субкультура»? В чем особен-ности субкультуры белорусской молодежи?
1. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д. , указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная и т. д. система. Таким образом, социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.
Дайте развёрнутую характеристику политической системе общества.
Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Компонентами политической системы являются: а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения); б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы; в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны; г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы; д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.
! 1. Что такое общество? 2. Перечислите основные признаки общества. Можно ли общество охотников считать обществом в одном из этих значений? 3. На какие сферы можно разделить общество?
4. Дайте краткую характеристику основным сферам общества.
*5. Определите, элементами чего (страны, государства, общества) выступают суд, армия, юридические законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, благосостояние.
*6. Вспомните империю Александра Македонского. Попадает ли она под классификацию признаков общества?
*7. В какую из четырех обществ входят: забота о престарелых, голосование на выборах, борьба с безработицей, межнациональные конфликты, сбор налогов, помещение выставки или театра.
Общество в широком смысле слова: 1) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей и формы их объединения; 2) все человечество в прошлом, современности и перспективе.
Общество в узком смысле слова: 1) совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо совместной деятельности (следовательно общество охотников можно считать обществом); 2) отдельное конкретное общество, страна, государство или регион; 3) определенный этап исторического развития человечества.
Общественная жизнь включает в себя 4 сферы: экономическая, политическая, духовная, социальная. Эти сферы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
Основная характеристика:
Экономическая сфера- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распространению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей;
Социальная сфера- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями, их ролью в жизни общества;
Политическая сфера- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой органов управления;
Духовная сфера- это область общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных структур, в рамках которых создаются, распространяются духовные ценности.
