ПожалуйстаПридумай сценарии коротких сценок, показывающих различные виды и уровни межличностных отношений (знакомство, деловые отношения, неформальные отношения)
1 конфликтная ситуация 1 решение
ПожалуйстаПридумай сценарии коротких сценок, показывающих различные виды и уровни межличностных отношений (знакомство, деловые отношения, неформальные отношения) 1 конфликтн...
Тема в разделе "Социальный конфликт и пути его разрешения", создана пользователем Nekolya.
59226
1.
Первый человек одет в деловой костюм, а второй как обычный человек. Первый должен изображать делового богатого человека, а второму быть обычным, простым. И так-Первому человеку надо унизить второго перед компанией людей. Но кто-то из компании отводит богатого в сторону и начинает разбираться, зачем он это сделал. А богатый отвечает, я богатый и мне все можно, а вы обычные не нормальные люди, которые ничего не умеют. Так, тот богатый человек стал одинок.
2.
Две лучших подруги поссорились из-за шоколада. И начали скандалить и переходить на личности. Одна из девочек рассказала эту ситуацию маме, а та ей посоветовала извиниться первой, но девочка думала, что она полностью права, но постаралась маму. Она позвала подругу на встречу в парке и извинилась, а та тоже хотела извиниться, потом они пошли кататься на роликах. И все действия, которые вы делаете вместе, вас сближают.
Нужно составить тезисный план?Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer — целый) — состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Развитой исследователи считают малую группу, в которой, во-первых, сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше, а во-вторых, эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
Согласно теории современного российского психолога А. В. Петровского, группу условно можно представить состоящей из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции. В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. На основе представлений о трех слоях группы строятся представления о групповой интеграции. Так, о групповой интеграции свидетельствует, с одной стороны, эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе (проявление первого слоя), с другой — оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач (проявление второго слоя). Наконец, еще один показатель групповой интеграции — степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности (проявление третьего слоя).Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства. О них вы узнаете в следующих параграфах.
Согласно экспериментальным данным, к числу процессов, способствующих групповой интеграции, относят возникновение чувства «Мы» и его ощутимое усиление, например, в ситуациях межгруппового соревнования. Помимо этого, на групповую интеграцию всегда влияет конфликтная ситуация, усиливающая значение групповых норм и правил поведения.
Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку. (Если кому-либо приходилось сбегать с уроков, вспомните, происходило это в одиночку или в компании одноклассников. В какой степени вы осознавали ответственность за свой поступок в том и другом случае?) Деиндивидуализация личности проявляется, в частности, в группах антисоциального характера, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе.
Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу. Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.
Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.
1) Групповая интеграция.
2) В развитой малой группе есть дифференцированная система всех видов отношений, соответствующих социальным нормам.
3) Три составляющих слоя группы согласно теории А. В. Петровского.
4) Процессы сплоченности, руководства и лидерства - важные факторы групповой интеграции.
5) С групповой интеграцией связана деиндивидуализация личности в группе.
6) Интеграция связана с дружескими отношениями - эмоциональной привязанностью друг к другу.
7) Дружеские отношения - одна из главных особенностей межличностных отношений у подростков.
Придумай сценарии коротких сценок, показывающих различные виды и уровни межличностных отношений( знакомство, приятельство, деловые отношения, неформальные отношения).
Знакомство:
Идут как-то по улице двое людей. Одна женщина с длинными чёрными волосами в красном пальто, а вторая женщина с короткими, серыми волосами в шубе из собачий шерсти. Девушка с короткими волосами случайно задела брюнетку.
- Ой, извините! - воскликнула девушка с короткими волосами.
- Да ничего, - ответила брюнетка. - А вы куда идёте?
- Ой, я в "Яшма - Золото" хочу купить себе колечко, - сказала девушка с короткими волосами.
- Я туда же! Пошли вместе?
- Давайте. Меня Настя зовут, а вас?
- Людмила.
Приятельство:
Ольга, девушка с худой вытянутой шеей и золотистыми волосами, шла по улице. В ушах звучала песня группы "АРИЯ" "Дух войны". Неожиданно, она задела девушку в синей, некрасивой куртке.
- Извините, - невнятно пробормотала Оля, она уже развернулась, как вдруг услышала:
- Оля, Оля Песочкина! Ты что ли? - спросила та девушка.
Оля развернулась и пригляделась. В этой толстой девушке, она узнала свою одноклассницу Нинку Куприянову.
- О, привет, Нинка, - быстро пробормотала Настя.
- Как дела? - спросила Нина, поцеловав Олю в щёку и обняв.
- Нормально, а у тебя?
- Тоже. Я так счастлива, что встретила тебя. Прикинь, Пашка - то женился!
Разговор бывших одноклассниц длился где-то пять минут, потом они пошли по своим делам.
Деловые отношения:
Николай, высокий мускулистый помощник депутата, вошёл в офис. Там веяло запахом клубники. Видимо, Борис Курочкин опять принёс клубничное варенье из дома.
- Так, Коля, принесёшь мне документы в офис к 14. 00. Понял? - спросил его начальник, Егор Петрович.
- И вам доброе утро, - сказал Коля. - Будет сделано.
1. Что общего и в чем различия между семьей и школьным классом?
1)наличие особых норм поведения;
2)общий быт;
3)отношения родства;
4)личные контакты членов группы.
сходства отличия
2. Установите соответствие:
ПРИМЕРЫ ТИП МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1)ссора подруг А)формальные
2)собеседование при приеме на работу Б)неформальные
3)разговор ученика с завучем школы
4)дружеская беседа соседей
5)интервью политика государственному
каналу
3. Прочитайте текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста А)отражают факты; Б)выражают мнения, оценки.
1)Социологические опросы показывают, что люди все реже читают книги.
2)Это отрицательно влияет на общий кругозор и интеллектуальное развитие человека.
3)В перспективе доля образованных людей может значительно снизиться.
факты мнения, оценки
Часть3.
Прочитайте текст, выполните задания.
Извлечения из Уголовного кодекса РФ.
Статья 87.
1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.
2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия…они могут быть помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа…
Статья 88.
…6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление до 16 лет, на срок не свыше 6 лет. .
Статья 89.
1. При назначении наказания несовершеннолетнему… учитываются условия его жизни и
воспитания, уровень психического развития…
1. В приведенном отрывке цитируется несколько статей. Озаглавьте каждую из них с учетом рассматриваемых в ней вопросов. Составьте план текста.
2. 15-летний Киреев совершил разбойное нападение и ждет суда. Его друзья считают, что он может быть приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в воспитательной колонии. Может ли суд вынести такой приговор? Приведите фрагмент из текста, который поможет ответить вам на вопрос.
3. Перечислите символы государственной власти Российской Федерации.
1. сходства: 14, различия: 23
2. БААБА
3. ААБ
Часть 3.
1) План
1. Несовершеннолетние лица
2. Меры, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступление.
3. Условия назначения наказания.
2) Нет, такой приговор суд не может вынести. Статья 88 пункт 6.
3) Герб, флаг и гимн
1. Какая ситуация является примером административных правоотношений?
1) по достижении 18-летнего возраста молодые люди зарегистрировали брак
2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте
3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям
4) родители – алкоголики были лишены родительских прав
2. Нормы каких отраслей права применяются:
1) если совершено мелкое хулиганство______________
2) при определении порядка приёма на работу_________
3) если совершен угон автомобиля______________
4) при покупке дома______________
3. Укажите любые три правоотношения, регулируемых административным правом, и проиллюстрируйте каждое из них нормой КоАП.
4. При въезде в г. Дедовск со стороны Волоколамского шоссе инспектор ГИБДД Краснов остановил автомобиль, который вез из г. Москвы в г. Великие Луки большую партию обуви. При проверке документов на груз инспектору показалось, что водитель Антонов находится в состоянии алкогольного опьянения. В связи с этим Краснов предложил водителю пройти в соответствии с установленным порядком освидетельствование на состояние опьянения. Антонов отказался от прохождения освидетельствования.
Как поступить в данной ситуации?
5. Наименование и структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается:
а) Конституцией РФ, б) федеральным законом,
в) конституцией (уставом) субъекта РФ, г) указом Президента РФ.
1
2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте
2. Нормы каких отраслей права применяются:
1) если совершено мелкое хулиганство - административное право
2) при определении порядка приёма на работу-трудовое право
3) если совершен угон автомобиля - уголовное право
4) при покупке дома гражданское право
3. -
4. При въезде в г. Дедовск со стороны Волоколамского шоссе инспектор ГИБДД Краснов остановил автомобиль, который вез из г. Москвы в г. Великие Луки большую партию обуви. При проверке документов на груз инспектору показалось, что водитель Антонов находится в состоянии алкогольного опьянения. В связи с этим Краснов предложил водителю пройти в соответствии с установленным порядком освидетельствование на состояние опьянения. Антонов отказался от прохождения освидетельствования.
Как поступить в данной ситуации?
- направляют на медицинское освидетельствование
5. Наименование и структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается:
а) Конституцией РФ
Нормы и ожидания, входящие в содержание роли, тесно взаимосвязаны.
Норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать
общепринятым в некой группе. В такой формулировке роль есть нормативный
образец, структурная, но не поведенческая характеристика. Она – часть
социальной позиции, но не выражение этой позиции в действии. Социальные
нормы – предписанные правила поведения – характеризуют не только статус, но
и роль. Можно даже выразиться так: благодаря нормам, структурным
характеристикам социального пространства, только и становится возможным
ролевое поведение. Благодаря им оно, собственно говоря, и организуется
соответствующим образом.
<…> Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения
миллионам исполнителей ролей. Без социокультурных норм бессмысленно
говорить о каких-либо ролях. Но сами нормы задаются извне (хотя реализуются
внутри роли). Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и
ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы
суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди
должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью
строгости <…> нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к
другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще,
чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов
определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с
начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных
отношений в группе, обществе.
Нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека
окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы
движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по
левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При
нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно
действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если
партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало
быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая
включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие,
ожидание, оценку и средства
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ
С1. Укажите три смысла (значения), в которых понятие «социальная норма»
употребляется в тексте.
С2. Используя содержание текста, объясните, как связаны между собой понятия
«социальные нормы» и «социальная роль». Приведите пример любой нормы,
выражающейся в ролевом поведении.
С3. Автор отмечает, что «нормы – это также и обязанности одного лица по
отношению к другому или другим лицам». Приведите любые три примера
обязанностей старшеклассника в любых сферах его жизни.
С1) Норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать общепринятым в некой группе. Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения миллионам исполнителей ролей. Нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.
С2) Социальные нормы – предписанные правила поведения - характеризуют не только статус, но и роль. Пример: когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. (Каждый пешеход выполняет свою роль)
С3) Старшеклассник обязан уважительно относиться к старшим, учиться, исполнять закон
Придумай сценарии коротких сценок, показывающих различные виды и уровни межличностных отношений (знакомство, приятельство, деловые отношения, неформальные отношения).
Знакомство можно представить в виде диалога в соц. сетях ( сейчас же очень многие именно так знакомятся ) Диалог придумаешь сама.
Приятельство можешь представить в виде случайной встречи на улице, дружественными объятиями и вопросах о жизни, делах.
Деловые отношения можно представить в виде вопроса ученика ( ученицы ) учителю, например: ученик спрашивает у учителя истории дату какого-нибудь сражения, или работник спрашивает у своего коллеги сделал ли тот отчет и. т. п
Неформальные это то же самое приятельство. Как разновидность неформального
Придумай сценарии коротких сценок, показывающих различные виды и уровни межличностных отношений ( знакомство, приятельство, деловые отношения, неформальные отношения)
2. Составь словесный портрет своего лучшего друга. Подумай, чем ты можешь его порадовать.
1. Знакомство/ две девочки встретились в парке: -Привет, меня зовут Люда. А тебя? -Привет! Меня зовут Лиза! -Приятно познакомится! Приятельство/ Два одноклассника идут в кино: -Давай на мультфильм? -Давай! Деловые отношения: -Вы подготовили те бумаги? -Да, подготовила. -Хорошо. И принесите кофе. Неформальные отношения не знаю ((
Помогите с тестом! 1. Семья в отличие от других малых групп характеризуется: 1/ повседневным взаимодействием, 2/ кровно-родственными отношениями, 3/ устойчивыми связями, 4/ общими традициями 2. Традиционная (патриархальная) семья в отличие от демократической (партнёрской) характеризуется: 1/ справедливым разделением домашних обязанностей, 2/ совместным обсуждением проблем, 3/ совместным проживанием как минимум трёх поколений, 4/ общим бытом и традициями 3. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это 1/ род 2/ сословие 3/ семья 4/ элита 4. патриархальная (традиционная) семья, в отличие от демократической (партнёрской) характеризуется 1/ экономической зависимостью женщины от мужчины 2/ совместным обсуждением семейных проблем 3/ справедливым распределением домашних обязанностей 4/ равным участием мужчины и женщины в общественном труде 5. принадлежность к семье Р. предоставляет её членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером 1/ экономическая 2/ социального контроля 3/ эмоционально-психологическая 4/ социально-статусная 6. какая ситуация является примером семейных правоотношений 1/ родители-алкоголики были лишены родительских прав 2/ дочь получила наследство от друга семьи 3/ на свою первую зарплату сын купил подарок родителям 4/ сын устроился работать на семейную фирму 7. Что из перечисленного не относится к функциям семьи: 1) социализация личности; 2) эмоционально-психологическая; 3) поддержание общественного порядка; 4) экономическая (хозяйственно-потребительская). 8. К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится 1) совместная деятельность 2) общая цель 3) общий быт 4) общие политические взгляды 9. К функциям семьи относится 1/ социализация личности 2/ определение минимального размера оплаты труда 3/ установление системы школьного образования 4/ определение размеров коммунальных платежей 10. Что характеризует хозяйственную функцию семьи: 1/ регламентация, 2/ воспроизводство социальной структуры, 3/ организация семейного досуга, 4/ распределение домашнего труда 11. Верны ли следующие суждения о семье? А. семья – это малая группа. Б. семья – это социальный институт: 1/ верно только А, 2/ верно только Б, 3/ верны оба суждения, 4/ оба суждения неверны 12. В семье М. пятилетний ребёнок. Бабушка готовит её членам возможность сделать хорошую карьеру. Какую функцию семьи иллюстрируется данным примером: 1) экономическая, 2) досуговая, 3) эмоционально-психологическая, 4) социально-статусная 13. Выберите правильное утверждение: 1) в истории общества существовали разные виды семьи, 2) семейные отношения нормами права не регулируются, 3) современная семья включает всех родственников, 4) семейные отношения нормами морали не регулируются 14. Верны ли следующие суждения о семье как социальном институте? А. Семья – один из наиболее древних институтов общества. Б. Важнейшей функцией семьи является первичная социализация детей: 1) верно только а, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны 15. Взрослая внучка Л. ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? 1) воспитательную 2)социального контроля 3)хозяйственно-бытовую 4)социально-статусную 16. найдите в приведённом списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны: 1/ обучение детей трудовым навыкам 2/ материальная поддержка близких 3/ распределение домашнего труда 4/ наделение наследственным статусом 5/ организация досуга 6/ семейное предпринимательство обведённые цифры запишите в порядке возрастания 17. Семья, включающая в себя супругов и их детей – это семья 1)расширенная 2)партнёрская 3)патриархальная 4)нуклеарная 18. Все примеры, за исключением одного, относятся к понятию «семья». Укажи лишний пример. Брак, горем, нуклерная, родство, признак, многопоколенная, партнёрская 19. найдите в приведённом списке функции семьи. Ответ запишите в виде цифр в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания: 1) первичная социализация, 2) обеспечение социальной стабильности, 3) поддержание общественного воспроизводства, 4) биологическое воспроизводство новых поколений, 4) преодоление социального неравенства
1.-2
2.-4
3.-3
4.-1
5.-1
6.-1
7.-1
8.-3
9.-4
10. 4
11.-2
12.-1
13.-1
14.-1
15.-3
16.-2, 6
17.-4
18.-горем
19.-2 4