Известный английский философ Гоббс (1588—1679) в
своей книге «Левиафан» особо подчеркнул эгоистическую
природу человека, которая, по его мнению, в условиях
цивилизации лишь углубляется и усложняется. Сотрудниче-
ство людей друг с другом он рассматривал преимущественно
с точки зрения своекорыстия, выгоды. В свете этой позиции
весьма странным представляется случай, когда философ по-
дал нищему милостыню и объяснил свой поступок тем, что,
дескать, милостыня не только облегчает участь нищего, но
и уменьшает его собственные муки, причиняемые ему видом
нищего. Как вы полагаете, действительно ли объяснение
Гоббса принижает его альтруистический поступок до эгои-
стического? Или здесь мы имеем дело с чем-то другим?
Известный английский философ Гоббс (1588—1679) всвоей книге «Левиафан» особо подчеркнул эгоистическуюприроду человека, которая, по его мнению, в условияхцивилизации лишь углу...
Тема в разделе "", создана пользователем NP.
9533
Все люди меняются со времен, в связи с жизненными обстоятельствами. Один философ (не помню, вроде бы Кант) написал 6 теорий с доказательствами, что бога не существует, а 7-ая теория опровергла предыдущие 6. Так может быть и Гоббс со временем что-то изменил в своем мировоззрении. И фразу милостыня не только облегчает участь нищего, но и уменьшает его собственные муки, причиняемые ему видом нищего эту он сказал, чтобы подтвердить свои предыдущие работы.
Чим грозило государству отсутствие законной власти?
Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему афиняни поставили памятник Сократу? Они хотели отдать должное его философским заслугам или верности закону ? Как ты думаешь?
Как ты оцениваешь поступок Сократа, принявшего яд по приговору суда? Почему Сократ не могу поступить иначе?
Жил в Древних Афинах философ Сократ. Он был не только выдающимся мыслителем но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей - посещения народного собрания, участия в суде присяжных и тому подобное.
Сократ не раз критиковал тех государственных деятелей, которые допускали несправедливость и беззаконие. Неудивительно что многие побаивались и не любили его. Однажды по ложному доносу Сократа привлекли к суду. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодежь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. И суд приговорил философа к смертной казни. Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. " разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нем никакой силы?-говорил он друзьям- А кроме того какой дурной пример для молодёжи!" В назначенное время Сократ принял чашу с ядом.
А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. В Афинах была воздвигнута бронзовая статуя Сократа.
1 не сбежал " из уважения к судебному решению", "которое было равносильно закону"
2 у Сократа много заслуг
3 можно ли отдать долг суду, совершенному по клевете, значит за его философские заслуги
4 о чём думаю?
Назовите науку, которая помогает взрослым правильно относиться к решению сложных проблем:
1)политология
2)экономика
3) этика
4)философия
2. Выберите из предложенного списка, то что относится к исполнительной власти:
1) Министерства, мэрии, полиция
2) Конституционные суды, местные суды, Верховный суд
3) Совет Федерации, Государственная дума, Областные думы, Городские думы
3. Ты собираешь музыкальные диски с записями любимой группы. Тебе присуща роль:
Ученика
Внука
Коллекционера
Спортсмена
4. И человек, и животные способны
1) использовать предметы природы
2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда
3) передавать трудовые навыки последующим поколениям
4) осознавать собственные потребности
5. Выбери из списка понятия, которые относятся к сфере культуры:
1) познание мира и себя
2) трудовая деятельность
3) деление на разные группы
4) организация порядка
В1. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых дано определение понятия, а во втором само понятие:
А. Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали
1. Политика
Б. Человек, полностью подчинивший себе государственную власть
2. Диктатор
В. Сфера жизни общества, отношения между людьми при организации управления
3. Нравственность
1___________, 2___________, 3__________.
В2. Вставьте пропущенное слово:
« ___________ – искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
В3. Вставьте пропущенное слово:
В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «экономика». Найдите термин, не соответствующий этому понятию.
Аппарат управления, хозяйство, капитал, деятельность, производство.
В5. Напиши два предложения раскрывающие понятие: «республика». Одно из которых это определение, а второе раскрывает его особенность.
С1. Выберите высказывание и изложите свои мысли (свою точку зрения, своё отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать термины курса обществознания и, опираясь на знания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
1. «Талант зреет в тиши, характер закаляется в бурях». (И. В. Гёте)
2. Правда — наше самое драгоценное состояние. Давайте бережно с ней обходиться. (Марк Твен)
3. Лучше всего о нас говорят не слова, а наши поступки. ( Древнее изречение)
1-4; 2-1; 3-3; 4-1; 5-1; В1-1В2Б3А; В2-экономика; В4-аппарат управления; В5- республика это форма государственного правления, при которой все высшие органы власти являются выборными. Одна из особенностей республики - то, что все выборные органы и должности должны избираться на определенный срок.
Задание 1. Прочтите фрагмент размышлений о своей жизни выдающегося российского философа Н. А. Бердяева (1874—1948). Учился я всегда посредственно и всегда чувствовал себя мало способным учеником. Одно время у меня был домашний репетитор.
Однажды он пришел к отцу и сказал, что ему трудно заниматься с таким неспособным учеником. В то время я уже много читал и рано задумывался над смыслом жизни. Но я никогда не мог решить ни одной математической задачи, не мог выучить ни одного стихотворения, не мог написать ни страницы диктовки, не сделав ряд ошибок. Если бы я не знал с детства французский и немецкий языки, то, вероятно, с большим трудом овладел бы ими. .. Поступив в университете на естественный факультет, я лучше других студентов ориентировался в естественных науках. .. Но я не мог принять никакого учебного заведения, не мог принять и университета. Психоло- гически я себе объясняю, почему я был всегда неспособным учеником, несмотря на очень раннее мое развитие и на чтение книг, которых в моем возрасте никто не читал. Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел извне ко мне. Я, в сущности, никогда не мог ничего пассивно усвоить, просто заучить и запомнить, не мог поставить себя в положение человека, которому задана задача. Поэтому экзамен был для меня невыносимой вещью. Я не могу пассивно отвечать. Мне сейчас же хочется развить собственные мысли. По Закону Божию я однажды получил на экзамене единицу по двенадца- тибалльной системе. Это был случай небывалый в истории кадетского корпуса. Я никогда не мог бы конспектировать ни одной книги. И я, вероятно, бы срезался, если бы мне предложили конспектировать мою собственную книгу. Я очень много читал в течение всей моей жизни и очень разнообразно. Я читаю быстро и легко. С необычайной легкостью ориентируюсь в мире мысли данной книги, сразу же знаю, что к чему относится, в чем смысл книги. Но я читаю активно, а не пассивно, я непременно творчески реагирую на книгу и помню хорошо не столько содержание книги, сколько мысли, которые мне пришли в голову по поводу книги. Для меня это очень характерно. Вместе с тем я никогда не мог признать никакого учителя и руководителя занятий. .. Я понимал жизнь не как воспитание, а как борьбу за свободу. Бердяев Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. — М. : ДЭМ, 1990. — С. 21— 22.
Вопросы и задания. А) В чем Н. Бердяев видит причины своих проблем в обучении? Б) Не противоречат ли друг другу раннее интеллектуальное развитие мыслителя и его неспособность регулярно учиться? В) Отрицает ли Бердяев саму систему образования (ответ поясните)? Г) Сталкивались ли вы с подобной ситуацией? Когда? Какое решение получила эта проблема?
Вопросы и задания.
А) В чем Н. Бердяев видит причины своих проблем в обучении?
Бердяев, анализируя свое обучение, пришел к выводу, что был не способен к пассивному восприятию данных. Он не мог усвоить поток знаний, направленный в одну сторону. Сведения, полученные лишь для запоминания, без активного осмысления не удерживались в его памяти.
Б) Не противоречат ли друг другу раннее интеллектуальное развитие мыслителя и его неспособность регулярно учиться?
Я считаю, что раннее интеллектуальное развитие не противоречит отсутствию способностей к регулярному обучению. Интеллект - это способность преобразовывать информацию и применять ее в дальнейшем. Навык запоминания еще не является признаком ума. Никто не сделает вывод о разумности попугая на основании того, что он затвердил десяток фраз. Конечно, применение формул для решения примеров и правил для написания диктантов требует интеллекта. Возможно, протест против отсутствия полета творческой мысли в этих занятиях мешали юному Николаю справляться с заданиями.
В) Отрицает ли Бердяев саму систему образования (ответ поясните)?
Я считаю, что мыслитель не видел себе места в существующей системе образования. Он считал, что лишь свободный ум способен на гениальность. Он не принимал никакого учебного заведения, следовательно, отрицал саму эту систему.
Г) Сталкивались ли вы с подобной ситуацией? Когда? Какое решение получила эта проблема?
Мне кажется, любой ученик сталкивается с проблемой сложности запоминания. В детстве выучить алфавит или падежи мне помогали стихи и песенки. В более сознательном возрасте лучше всего запоминалось то, что объяснил другому. В старших классах также мы освоили игровой метод - дискуссия либо соединение знаний с реалиями окружающего мира, например, описание придуманной фирмы. В институте усвоению отлично способствовало применение данных в собственных проектах - практических работах, в дипломе.
Какой смысл философы вкладывают в понятие "познание"? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания
Познание это творческая деятельность человека с целью получения достоверных знаний о мире.
В процессе познания - человек созерцает и пассивно воспринимает происходящее.
Само слово ПО_ЗНАНИЕ т. е понятие того, что происходит с тобой ДО получения каких-либо знаний. Какие ощущения ты испытываешь внутри себя и воздействия на тебя внешних факторов при изучении мира, обьясняют имеющиеся у тебя знания, по этому в нас жажда познания мира не угосает
.
"Философия-это эпоха всхваченная в мысли"
Говорят, что "Философия-это эпоха схваченная в мысли"
Философия - это осмысление общих начал и причин явлений, в том числе явлений общественной жизни. То, как Вы осмысливаете эти явления, зависит от вашего воспитания, окружения, образования и т. д. т. п. , что, в свою очередь зависит от эпохи (времени), в которую Вы живёте. Поэтому фактически Вы осмысливаете Вашу эпоху.
"Философия одного столетия - это здравый смысл следующего века". Один из самых известных философов мировой философии, с его именем связан наивысший пик рационализма. Гегель был домашним учителем, закончил университет, был женат, умер во время эпидемии холеры. Многое взял у предшественников, но все переработал.
Его позиция: Абсолютный идеализм это возведенный в крайнюю степень объективный идеализм. Осуждал субъективистов: Канта, Фихте.
Гегель был великий панлогист, и это очень точное выражение сути философии как теории познания, т. е. науки об истине. По Гегелю, истина - это соответствие предмета его понятию. Поэтому истина всегда конкретна. Иными словами, истина имеет исторически изменяющийся характер, как и сам предмет.
Логическая конкретность и историзм в философии нераздельны.
Гегель говорил, что философию можно познать только как историю философии.
При этом рассматривать её не как галерею человеческих заблуждений, а как пантеон божественных образов.
Именно в истории философии отражаются особенности каждого этапа развития Мирового духа.Гегель - в высшей степени рационалист.
Использовал принцип триединства в своей философской системе:
1) Логика
2) Философия природы (механика, физика, органика)
3) Философия души (объективный, субъективный и абсолютный дух)Главные труды: “Наука логики”, “Феноменология духа”
Исходит из того, что до него уже была логика, и предлагает так называемую, спекулятивную логику разума. “Логика - это наука о Боге, каким он был до сотворения духа”, “Логика - это наука о вечном в изменяющемся мире”.
написать эссе на тему "Философия-это эпоха, схваченная в мысли"
Говорят, что "философия - это эпоха, схваченная в мысли". И лосевская аналогия: инертная масса рабов - "материя", а свободные греки - "форма" Аристотеля, - прекрасно согласовалась с марксизмом: бытие (социальное) полностью определяет сознание. Однако вот что замечает писатель Виктор Ерофеев, неоднократно встречавшийся с великим философом за чашкой чая: "Его марксизм был всегда - по крайней мере мне так казалось - "потемкинской деревней". В общем, какая-то "туфта", но с благородным подтекстом: где материя и рабство главенствуют, там невозможна личность".
Как ты оцениваешь поступок Сократа, принявшего яд по приговору суда? Почему Сократ не мог поступить иначе? Какое значение для общества имеет соблюдение закона каждым гражданином?
Сократ высказывал мысли которые по законам того времени и того общества считались инокомыслием, что не соответствовало официальной политике. За это он был приговорен к смертной казни. Несмотря на свое вольнодумие он все таки был гражданином своего гос-ва и, несмотря на то, что он мог бежать, он решил ответить за свои якобы преступления по законам своего гос-ва. Так как решение суда было вынесено большинством голосов, он решил что должен ответить по закону. отсюда вытекает, что Сократ решил, сто любой гражданин общества или гос-ва, не смотря на свою должность и авторитет, должен отвечать по закону, не увиливая и не отказываясь от ответственности. Я считаю, что поступок Сократа это показатель высокой гражданской ответственности и сознательности, гражданин сообщества или гос-ва должен понимать, что он является этого сообщества и если он хочет в нем жить, он должен придердиваться законов в этом сообщесве. И поступок Сократа соответствует этому.
Русский философ Н. О. Лосский (1870-1965 гг. ) писал: «Попытки иных социальных реформаторов одним судорожным прыжком сразу поднять общество на гораздо более высокую ступень развития обыкновенно только разрушают достигнутое раньше скромное добро и вовсе не осуществляют новых, высших форм совершенства». Проанализируйте это высказывание о деятельности политиков с позиций связи «цель - средство - результат». Какую мысль в тексте параграфа подтверждают слова Н. О. Лосского?
Действительно, перепрыгивая с одной реформы на другую риводят страну или иную сферу деятельности в запустение и кризис. В подтверждение этому можно рассмотреть на примере попытку коммунистов в Советской России построить социализм (т. е. перепрыгнуть капитализм), которая провалилась.
Политики иной раз ставят высокую планку-цель, используют все возможные средства, исходя из убеждения Макиавелли:"Цель оправдывает средства",
и в итоге получают результат, причём невсегда хороший, так как непродуманность реформ, скачкообразный характер их проведения дейчтвительно только усугубляют ситуацию, а не улучшают так, как того хотелось