Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом? В чем состоит их ограниченность?
Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом? В чем состоит их ограниченность?...
Тема в разделе "Права и свободы человека", создана пользователем kirten.
14631
А. Kондорсе
считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-
утописты выдвигали нравственный критерий прогресса.
Такт Сен-Симон считал, например, что общество должно
принять такую форму организации, которая привела бы к
осуществлению нравственного принципа: все люди должны
относиться друг к другу как братья.
Немецкий философ Фридрих Вильгельм
Шеллинг (1775—1854) писал, что одни
pacсуждают о прогpecce человечества в области морали,
другие – о прогрессе науки и техники, который, как
писал Шеллинг, с исторической точки зрения является
скорее регрессм. Он предлагал свое решение проблемы:
критерием в установлении исторического прогресса
человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Ещё одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит немецкому философу Г. Гегелю (1770— 1831 гг. ). Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. Это критерии прогресса, которые выдвигались в прошлом.
А. Kондорсе
считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-
утописты выдвигали нравственный критерий прогресса.
Такт Сен-Симон считал, например, что общество должно
принять такую форму организации, которая привела бы к
осуществлению нравственного принципа: все люди должны
относиться друг к другу как братья.
Немецкий философ Фридрих Вильгельм
Шеллинг (1775—1854) писал, что одни
pacсуждают о прогpecce человечества в области морали,
другие – о прогрессе науки и техники, который, как
писал Шеллинг, с исторической точки зрения является
Он предлагал свое решение проблемы:
критерием в установлении исторического прогресса
человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Ещё одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит немецкому философу Г. Гегелю (1770— 1831 гг. ). Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. Это критерии прогресса, которые выдвигались в прошлом.
СРОЧНО: В чем состоит противоречивость прогресса? Какие есть критерии прогресса?
Прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей.
Регресс – движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т. е. всё, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.
Идея прогрессивного развития человечества появилась ещё в античности и получила наиболее полное развитие в учении французских философов-просветителей XVIII века.
В христианстве критерием прогресса выступало внутреннее совершенствование, приближение к божественному идеалу, расширение числа избранников божьих. Ряд исследователей в качестве ключевого условия прогресса рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса (Маркс, Ростоу и др. ). Гегель рассматривал прогресс как саморазвитие мирового разума.
В XX веке оказалось, что прогрессивные изменения в одних областях сопровождаются регрессом в других. Стала явной противоречивость общественного прогресса.
Два подхода к критериям общественного прогресса (исходя либо из примата общества, либо личности).
Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъёмов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Часто одним общественным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим – нет.
Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей.
Стагнация и стабильность в обществе, определения. Критерии прогресса. Какие?
Стаганация-это значит застой, долго стоять на одном месте.
Стабильность-это значит получать доходы и быть в хорошем положении в экономическом смысле слова или в общественном. ..
Критерии прогресса: Усовершенствование, создавание что-то нового. Модернизация и т. п
С
опорой на текст укажите, как можно определить чувство патриотизма у человека?
Какие нравственные критерии патриотизма названы в тексте?
ТЕКСТ
Впервые слово «патриот» употреблено
Петром I. Однако до самого конца XVIII в. более распространённым был его
синоним — словосочетание «сын отечества». Словари определяют: «Патриот —
человек, любящий своё отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и
совершающий подвиги во имя своей родины».
Патриотизм — качество нравственное.
В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству,
преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Прививая
это чувство молодому поколению, мы даём ему возможность прикоснуться к самым
памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Именно с
семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается интерес к истории,
прошлому.
Патриотизм — сокровенное чувство,
находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по
делам человека. Таким образом, настоящим патриотом можно считать только
человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье. Это
человек — хорошо воспитанный, образованный и просвещённый. Он имеет нормальную
семью, почитает своих предков, растит и воспитывает в лучших традициях своих потомков,
содержит в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и
постоянно улучшает свой быт, образ жизни и культуру поведения, работает во
благо своего Отечества, участвует в общественных мероприятиях или организациях
патриотической ориентации.
Если человек готов совершить подвиги во имя своей родины, любит отечество и передан к нему, то у него есть чувство патриотизма.
Патриотический человек должен быть воспитанным, просвещенным, улучшает быт и участвует в общественных организациях.Патриотизм можно определить у человека по следующим качествам: Он имеет нормальную
семью, почитает своих предков, растит и воспитывает в лучших традициях своих потомков,
содержит в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и
постоянно улучшает свой быт, образ жизни и культуру поведения, работает во
благо своего Отечества, участвует в общественных мероприятиях или организациях
патриотической ориентации. готовый на жертвы и
совершающий подвиги во имя своей родины.
Нравственные критерии:
1-преданный своему народу
2-любовь к Отечеству,
преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам
3- готовый на жертвы и
совершающий подвиги во имя своей родины
Прочтите текст и выполните задания С1—С6.
Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева. Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д. , наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность — это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние. Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил — единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет. (По материалам энциклопедии для школьников)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Найдите в тексте два объяснения того, почему социальная (общественная) жизнь — внутренняя форма человеческой жизни.
СЗ. Какие уровни восприятия общества существуют, по мнению авторов текста? Используя содержание текста, определите сущность каждого уровня.
С4. Почему человек «лишь в качестве члена общества может состояться как человек»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
С5. Рассказывая на уроке о формировании личности, ученик отметил значительное влияние на этот процесс семьи и ближайшего окружения человека. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
С6. Согласны ли вы с тем, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
3. Духовный уровень восприятия, а также наследственный (что ли)"преемственный"от поколения к поколению уровень восприятия общества.
5. Автор считает, что общество формирует личность, вот в доказательство его предложение: " Эта общность образует жизненное содержание самой личности. "
1)Что понимается под словом (Природа)?
2) В чем состоит взаимосвязь Человека и Природы?
3)Что такое Сфера Общества?
4)Какие сферы общества бывают?
5)В каких условиях появляется частная собственность?
6)Какую роль в деятельности играет мотив?
7)Что такое поведение? Каковы его критерии?
8)Что такое Диалектика? Когда и где она возникает?
9)Чем отличается эволюция от революции?
12)Каким должен быть современный человек?
2) животные дышат кислородом и выделяют углекислый газ количество углекислого газа в воздухе а также увеличивается при горении топлива. растение в свою очередь поглощает углекислый газ из воздуха на свету выделяет кислород. Кроме этого растения обогащают воздух кислородом уменьшает количество углекислого газа. в виду того, что кислород является необходимым компонентом для жизни людей и животных жизнь на земле без зеленых растений была бы невозможна. Значение растений преобразование неорганических веществ играет также немаловажную роль. зеленые растения создают органические вещества а люди и животные для своего питания получают их готовят зеленых растений. итоги можно сказать что Значение растений в природе и жизни человека играет очень большую роль потому что извини растения поддерживать жизнь на земле. ..
1. В чем заключается противоречивый характер прогресса?
2. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чем их плюсы и минусы?
3. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
5. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Какого именно прогресса?
культурно духовного вот:
Во всяком обществе создается своеобразная, уникальная и неповторимая духовная атмосфера, которая не могла бы образоваться в другом месте и в другое время. Каждая исторически определенная культура имеет свои положительные стороны, которыми не обладает никакая другая. Разнообразие и уникальность процессов, происходящих в культурной жизни разных народов в разные исторические эпохи, не позволяют установить какие-то единые общие критерии духовного прогресса. Бессмысленно спрашивать, например, что «выше» пли «прогрессивнее» -- учение Спинозы или Гегеля, произведения Шекспира или Льва Толстого, Библия или Коран. Любые явления культуры несут на себе печать своего времени, и без учета этого нельзя понять их значение в духовном развитии человечества. Но если рассматривать процесс духовного развития человечества в целом, на протяжении всей его истории, то можно все же заметить некоторые общие тенденции этого развития. Они проявляются по-разному в разные периоды истории и у разных народов, их действие в одних культурно-исторических условиях усиливается, в других -- ослабевает. Однако в конечном счете они определяют духовный прогресс общества.
В основе духовного прогресса лежит накопление культурных ценностей, которыми располагает человечество. Одним из основных путей, по которому идет рост культуры, является развитие знаний. Оно совершалось сначала очень медленно и резко ускорилось с изобретением письменности. В современном мире добыча знаний, их хранение, распространение и использование становится делом, которым занимается все возрастающая часть общества. В перспективе «индустрия знания» превратится, по-видимому, в одну из главных сфер приложения человеческого труда. Знания -- это основа духовного богатства, создаваемого людьми в ходе истории. Но духовное богатство общества не сводится просто к сумме знаний. Оно включает в себя социальные ценности и идеалы, нравственные установки, философские идеи и многое другое. Особенно важное место здесь принадлежит искусству, которое выступает как самосознание культуры. Мир искусства -- это творимый человеком духовный мир, «вторая Вселенная», которая столь же необъятна, как космическая Вселенная. В центре мира искусства находится человек, который с точки зрения своей культуры воспринимает действительность и себя самого. А потому в искусстве каждый народ и каждая эпоха запечатлевают и осмысливают свой культурный облик. Рост культуры -- результат преемственности в культурно-историческом развитии человечества. Лучшие достижения культуры прошлого сохраняются в социальной памяти и благодаря этому продолжают жить в общественном сознании последующих эпох. Большое значение для роста духовного богатства человечества имеет разнообразие национальных культур. Каждая из них вносит в общечеловеческую сокровищницу культуры свойственные ей особенности видения мира, эстетических вкусов и идеалов, форм человеческого общения. Знакомство с особенностями различных культур расширяет кругозор, позволяет полнее, глубже, разностороннее воспринимать мир. Накапливая культурные ценности, увеличивая духовное богатство человечества, люди создают условия для своего духовного совершенствования. Можно выделить несколько важнейших направлений по которым оно идет.
Противоречивость характера прогресса заключается в постоянном росте потребностей в условиях ограниченности ресурсов.
С
опорой на текст укажите, как можно определить чувство патриотизма у человека?
Какие нравственные критерии патриотизма названы в тексте?
ТЕКСТ
Впервые слово «патриот» употреблено
Петром I. Однако до самого конца XVIII в. более распространённым был его
синоним — словосочетание «сын отечества». Словари определяют: «Патриот —
человек, любящий своё отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и
совершающий подвиги во имя своей родины».
Патриотизм — качество нравственное.
В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству,
преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Прививая
это чувство молодому поколению, мы даём ему возможность прикоснуться к самым
памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Именно с
семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается интерес к истории,
прошлому.
Патриотизм — сокровенное чувство,
находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по
делам человека. Таким образом, настоящим патриотом можно считать только
человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье. Это
человек — хорошо воспитанный, образованный и просвещённый. Он имеет нормальную
семью, почитает своих предков, растит и воспитывает в лучших традициях своих потомков,
содержит в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и
постоянно улучшает свой быт, образ жизни и культуру поведения, работает во
благо своего Отечества, участвует в общественных мероприятиях или организациях
патриотической ориентации.
Если человек готов совершить подвиги во имя своей родины, любит отечество и передан к нему, то у него есть чувство патриотизма.
Патриотический человек должен быть воспитанным, просвещенным, улучшает быт и участвует в общественных организациях.
В философии до сих пор не угасает спор о том что считать критериями общественного прогресса. Какие критерии прогресса вам известны? Укажите не менее трёх примеров.
Общественный прогресс - это такое направление развития, которое характеризуется поступательным движением от простых и низших форм организации общества к более сложным, высшим.
Можно выделить следующие критерии общественного прогресса: развитие разума человека, нравственный критерий: отношение людей друг к другу, приближение к правовому устройству, рост сознания свободы.
Однако, следует отметить, что критерии общественного прогресса не являются безусловными. Современная наука признает приоритет гуманитарных над другими, тем не менее общий критерий общественного прогресса до сих пор не установлен.