Виды ненаучного познания миф
Виды ненаучного познания миф...
Тема в разделе "Духовный мир человека", создана пользователем Ameria.
17047
Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.
Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.
Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.
Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно окрашенную его составляющую.
Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное. В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.
Будьте добры! "Понятие научного и ненаучного познания. Виды и роль ненаучного познания". Заранее благодарю!
Научное - это познание человеком, которое он может понять, доказать. в основном оно ориентированно на получение истинных знаний…отличиями от других видов познания являются:
принцип объективности, рационалистическая обоснованность, свойственна особая системность знаний.
Ненаучное( я бы сказала чувственное) - это познания человеко, которые никак не связаны с наукой, а связаны с культурной жизнью человека.
Оно характеризуется:
недосказанностью
отсутствием объективности
не универсальностью
Виды:
Обыденные
мифологические
религиозные
философские
Роль: ненаучное познание в большей мере относится к предметам искусства. Скажем так: без ненаучного познания мы были бы роботами. технический прогресс велик, а вот культурный ноль.
Почему в процессе познания человеком мира необходимо сочетать разные виды познания(мифологические, религозные, бытовые, художественные, научные)
Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.
Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.
Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.
Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно окрашенную его составляющую.
Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное. В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.
Социальное познание. 10класс. Профильный уровень. Обществознание. 1. Утверждение «Археологи установили, что древние славяне жили в домах-землянках с двускатными крышами, обложенными дерном» является примером 1)научного знания 2)житейского знания 3)народной мудрости 4)мифологического знания 2. Верны ли следующие суждения об объекте познания? А. Объектом познания может быть весь окружающий мир. Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 3. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен» является примером: 1)представления 2)восприятия 3)понятия 4)умозаключения 4. Обыденное (житейское) знание основано на 1)осмыслении жизненного опыта 2)отображении мира в художественных образах 3)выдвижении научных гипотез 4)представлениях о прекрасном и безобразном 5. Социальное познание, в отличие от иных видов познавательной деятельности, характеризуется 1)использованием специальных приемов исследования 2)совпадением субъекта и объекта познания 3)стремлением к установлению истины 4)соответствием познаваемой реальности 6. Установите соответствие между методами и уровнем научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго. МЕТОДЫ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) А)теоретический Б)эмпирический 1)выявление общих и особенных качеств явления 2)проведение лабораторного опыта 3)выдвижение гипотезы 4)установление характера взаимодействий внутри системного объекта 7. Найдите в приведенном списке черты, характерные только для социального познания, 1) объект и субъект познания совпадают 2) ограниченные возможности для экспериментов 3) фиксация обобщений в виде законов 4) получение количественных данных об изучаемом объекте 5) направлено на изучение человека и общества 6) объяснение существующих взаимосвязей
*1. - 1. (научное знание. )
*2. - 3. (верны оба)
*3. - 4. (умозаключение)
*4. - 1. (осмыслении жизненного опыта)
*5. - 2. (совпадением субъекта и объекта познания) - ибо общество выступает и как субъект, и как объект.
*6. - А (3, не уверена, но наверно 4) Б (1, 2). Вероятно 4 и 2 придётся поменять местами, от условий зависит.
*7. - 1, 2, 5.
Виды познания, характеристика, примеры
Познание в современной науке
Существуют четыре вида познания:
· Познание материи
· Познание формы материи
· Познание абстрактной формы
· Познание сути
Поскольку в окружающей нас действительности нет ничего, в чем нельзя было бы распознать материю и форму, то и науку, рассматривающую эти вопросы, в целом, можно подразделить на две части: познание материи и познание формы.
Взяв в качестве примера стол, можно обнаружить, что его материей является дерево, а формой – конфигурация стола. Материя, то есть, древесина, есть носитель формы, представляющей собой стол. Аналогично этому, слово «лжец» имеет свою материю (человек) и форму (ложь), так что материя «человек» является носителем формы – лжи.
Этот закон справедлив для любых объектов мироздания, как в нашем мире, так и в духовном. Относительно человека все состоит из двух частей: материи и формы. Что бы мы ни рассматривали: неживую, растительную, животную и человеческую природу, духовные объекты, мысли или чувства – восприятие нами любого объекта происходит в этих двух категориях. Так мы воспринимаем действительность.
Этим и обусловлено разделение науки, исследующей действительность, на две части. Одна - изучает саму материю, то, из чего состоит объект, а вторая – его форму, свойства и внешние проявления. Если бы человек обладал другими органами чувств, которые позволяли бы ему по-другому ощущать действительность, то, разумеется, по-иному развивалась бы и эта наука.
1. 2. 1. Познание материи
Раздел науки, изучающий свойства материи, существующей в действительности (как чистую материю без ее формы, так и материю и ее форму вместе), относится к познанию материи. Например, изучая человека – его анатомию, физиологию, психологию, исследуют его материю.
Это познание носит эмпирический характер, то есть, основано на доказательствах и сопоставлениях результатов практических опытов, которые принимаются наукой за достоверную основу для истинных выводов. Возможность повторения исследований и неоднократное воспроизведение результатов принимается за критерий подлинности знания.
1. 2. 2. Познание формы, абстрагированной от материи
Другой раздел науки рассматривает только форму, абстрагированную от материи и не имеющую с ней никакой связи. Скажем, формы «правда» и «ложь» абстрагируются от материи, то есть, от людей, являющихся их носителями, и рассматривается только значимость самих этих форм в чистом виде, вне воплощения в какой бы то ни было материи.
Такое познание не имеет эмпирической основы, поскольку абстрактные формы не находят своего выражения на практике, подтвержденной опытом, они располагаются за пределами реальной действительности.
На практике не существует категорий лжи, правды, доброты или коварства в «чистом» виде. Эти свойства всегда облачены в человека, и познаются лишь через своего носителя.
Сказанное справедливо и в отношении любых других свойств: твердости, жесткости, линейности, множественности и т. д. Постижение их возможно только в соединении с определенными физическими объектами.
Миф, опыт, народная мудрость как способы познания. Познание средствами искусства.
1. Это формы ненаучного познания.
Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения.
2. Средставми искусства можно познать мир, красоту, прошлое, будущее, настоящее. Научиться мыслить, фантазировать, понимать, чувствовать, жалеть, анализировать и многое другое. С помощью искусства каждый может познать себя.
Эмоциональная окрашенность признак мифологического познания?
Нет, это признак духовного или эстетического познания мира, через образы и т. д.
Я так понимаю это В3? В таком случае к мифологическому относятся опора на верования и эмоциональная окрашенность, а к научному - логическая обоснованность, доказательность, проверяемость
Помогите ответить на вопросы пожалуйста!
1)Роль и значение мифов?
2)опыт(опыт это особый способ познания мира)
3)Роль и значение опытов?
4)Отличительные черты пара-науки. .
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов. Опыты имеют огромное значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Подтвердить примерами каждый вид ненаучного познания
1. Опыт
2. Здравый смысл
3. Искусство
4. Паранаука
1. Человек на основе жизненных ситуаций познаёт мир и делает выводы.
Например, дотронувшись до горячего предмета и почувствовав боль, больше трогать его не будет(по крайней мере голыми руками)
2. Здравый смысл основывается на том, что человек понимает, что хорошо, а что плохо. Кроме того, он может познавать мир с помощью этого. Например, человек понимает, что курить, пить, употреблять наркотики плохо, а заниматься спортом - это хорошо. Он познаёт различные спортивные дисциплины
3. Искусство позволяет познавать мир с помощью цирка, балета, кино, эстрады и других видов искусства.
4. Паранаука позволяет посмотреть на мир с другой стороны(не со стороны обычной науки)