Традиции народов Ханты
Традиции народов Ханты...
Тема в разделе "Духовный мир человека", создана пользователем Caustic.
24776
Велики просторы Севера. Маленькие хантыйские поселения разбросаны на сотни вёрст друг от друга. Редки были праздники, на которые съезжалось много семей. Это «Варнга хата» (День ворона) – весенний праздник, Медвежий праздник, который устраивался при поимке медведя, и «Лунгутоп хатл» - праздник середины лета.
Остальное время - нелёгкие будни. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей. Женщины выделывали шкуры, шили тёплую одежду, хлопотали по хозяйству, воспитывали детей. Самых маленьких ласкали и холили. Пока мать занималась хозяйством, ребёнок спал или играл в люльке из бересты, подвешенной к шесту чума. У ребёнка было две колыбельки: дневная и ночная.
Ночная люлька представляла собой берестяную коробку с закруглёнными углами, с завязками над телом ребёнка. Внутрь насыпали опилки либо иссохшее перетёртое дерево. Содержимое люльки хорошо впитывало влагу. На колыбели изображали глухаря – хранителя сна. Если ребёнка оставляли одного, в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня – нож либо спички.
Каждая мать дарила своему малышу «личную» песню. Хантыйские женщины, в основном, сами сочиняли песни своим детям. Это происходило потому, что селения расположены далеко друг от друга, и не было возможности перенять слова и напев песен, сочинённых ранее. Если мать и заимствовала песню, то обязательно добавляла в неё слова собственного сочинения, относящиеся к её малышу. Сравнивая его с каким-нибудь зверьком, мать хвалила его достоинства, указывала на его недостатки, пророчила малышу счастливую жизнь. Такие песни назывались «шиканщоп», в переводе – «песни ребёнка».
Если «личная» песня, сочинённая матерью, не устраивала ставшего взрослым ребёнка, он сам сочинял себе новую песню или изменял старую, дополняя её на протяжении всей своей жизни. Так рождались «песни-судьбы», которые исполнялись как самими её владельцами, так и другими жителями. Иногда «личная» песня проделывала дальний путь. Могло оказаться так, что «хозяин» песни жил у устья реки, а песня исполнялась у её истока. По этой песне люди могли узнать, кто её «хозяин», чем занимается, какая у него семья.
Игрушек, в нынешнем понимании, тогда было мало. Игрушками служили миниатюрные копии вещевого набора взрослых. У девочек, к примеру, - игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка. Куклы имели одну особенность – у них не было глаз, носа и рта. Фигурка с чертами лица считалась уже изображением духа. Поэтому старики неодобрительно относились к привозным купленным куклам.
Хантыйские дети взрослели рано: девочка в два-три года уже умела собирать из бисера браслетик; мальчик в этом возрасте уже умел набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. Среди игрушек мальчиков были лодочка, лук со стрелами, фигурки оленей, набор костей, исполнявших роль оленьего стада, нарт. У Романа Ругина, известного поэта нашего края, есть стихотворение, которое называется «Лук»:
Когда про детство думать начинаю,
Среди друзей давнишних и подруг,
Одним из первых часто вспоминаю
Свой неразлучный лиственничный лук…
В шесть лет ребёнок мог получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С 12 лет девочка умела самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходил один на охоту.
Танцы и песни хантов – это поэтизированное отражение их повседневных забот. Примером тому - песня-танец «Сбор ягод».
Духовный мир ребёнка был богат. В детях воспитывалась привязанность к животным, будь то оленёнок, приручённая птица или выдра. Ребёнок воспринимал их как равных себе и только со временем узнавал, что это существа другого рода и живут они по своим законам.
Люди олицетворяли себя частью той природы, которая их окружала. Именно она давала для творчества все необходимые краски и всевозможные звуки: всплеск воды, скрип полозьев, ритмичный бег оленей, посвист ветра, голоса птиц и зверей. Люди часто изображали птиц и животных в различных сценках.
Для развлечений обычно собирались в чуме, когда дневные дела были окончены. Собирались и дети, и взрослые. Пели песни-сказы, играли на музыкальных инструментах. Так Кастрен (1839) упоминает об игре на домбре, на остяцком языке – «Нарс-юх». Это наиболее известный инструмент, вырезанный из цельной плахи, похож на плоскодонную лодку. К сожалению, нынче звучат лишь немногие инструменты, хотя музыкальный «арсенал» ханты очень разнообразен. К примеру, струнный щипковый инструмент «Тоор» (журавль) – дугообразная арфа с вырезанной птичьей головой или «Тороп-юх» – с лебединой головой.
К другой группе относятся струнные смычковые инструменты («Нерпь» - скрипка). Имелись также духовые и шумовые музыкальные инструменты: дудки, свистки, пищалки; а также ударные – бубен – символ музыки, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами. уф вроде всё
Описать интересные традиции одного из народов России
Традиции народов восточной сибири. Россия.
Издавна у народов Восточной Сибири сложились традиционные художественные промыслы. Декоративное искусство коренных народов носит на себе отпечаток исторической и экономической их судьбы и уходит корнями в далёкие времена. В народном изобразительном искусстве в прошлом не было самостоятельных художественных произведений-оно служило декоративным целям. Почти у всех народов В. С. была распространена резьба по дереву. У якутов и бурят резьбой украшались посуда, деревянные предметы. Кочевой и охотничий образ жизни в прошлом определил стремление к художественному оформлению охотничьей одежды и охотничьего снаряжения. Специально мужской профессии считалось чеканка по металлу: мужчины-охотники украшали уздечки, сёдла, рукоятки ножей национальным орнаментом. Древним искусством якутов считалось резьба по мамонтовой кости. Женщины почти у всех народов занимались украшением одежды. И женские, и мужские костюмы украшались вышивкой, аппликацией на одежде и обуви. Сейчас эти народные промыслы не имеют промышленного значения, а сохранились в основном при изготовлении сувениров. Здесь следует упомянуть чеканку по серебру, резьбу по дереву и кости, из камня вырезали шахматы, мундштуки для трубок, пряжки для поясов, из кости барельефы. Женщины украшают национальную обувь аппликациями. Поскольку основным занятием коренных народов до революции была охота, то это определило своеобразие национальной одежды. Она была разной у различных народов, но объединял её материал, из которых она изготовлена - мех. Якуты, например, раньше вообще не знали ткани, у других народов она привозилась русскими. Собственное ткачество развито не было. Меховые, главным образом оленьи, шкуры обрабатывались, и из них шили рубахи, дошки, малицы, обувь. Сейчас национальный костюм стал достоянием семейных сундуков, реликвией. В современную одежду переходят лишь элементы старинных одеяний - вышивка, аппликация. Зимой в ходу более утепленный, по сравнению с Европейской частью страны, комплекс одежды: непременные валенки, шапки - треухи. У северных народов, особенно у оленеводов и охотников, и сейчас сохранилась зимняя меховая одежда. Длинная малица или совин, сшитые из оленьих шкур с капюшоном прекрасно защищают от морозов и ветров. Удобны и высокие меховые сапоги-пимы. Этой одеждой пользуются и живущие на крайнем севере сибиряки-русские.
Сказки народов ханты и манси про растения с иллюстрациями
Чёрт и бог.
Чёрт пришёл к богу и говорит:
Дай мне то, что я у тебя попрошу.
Бог сказал:
А это у меня есть?
Чёрт сказал:
Есть.
Бог сказал:
Ну ладно, дам.
Чёрт сказал:
Дай мне месяц и солнце.
Бог отдал чёрту солнце и месяц. Чёрт стал в темноте людей есть. Так легче тёмные дела делать, разбойничать стал. Сын к богу пришёл и говорит:
Зря ты отдал солнце и месяц, пойди и забери назад.
Бог говорит:
Да неудобно теперь уж, раз отдал.
Сын говорит:
Раз вы теперь стали друзьями, топ почему неудобно?
А как я возьму?
Сын говорит:
Раньше чёрт жил без месяца и солнца, он не знает, что такое тень. Попроси у него тень. Если не отдаст, то ты и солнце и месяц забери.
Пришёл бог к чёрту и говорит:
Дай мне то, что я попрошу у тебя.
Чёрт ответил:
А это у меня есть?
Есть,-говорит бог
Вот сели, сидят. Бог показывает на тень и говорит:
Дай мне вот это.
Чёрт ловил, не смог поймать. Тогда бог забрал месяц и солнце.
Пожалуйста, помогите! Вопросы к тексту 1) Назовите две любые функции политических лидеров. 2) Авторы приводят классификацию деления всех лидеров на обычных (" реальных") и великих (как великих " героев" так и великих " злодеев"). Приведите два примера великих лидеров (" героев" и " злодеев") и поясните, в чем заключалась их роль в истории. Почему, по мнению авторов на современном этапе затруднено появление " великих" лидеров? 3) Авторы утверждают, что " социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят, прежде всего, от характера политического строя". Какие три типа политического строя имели в виду авторы? Дайте пояснение этому авторскому положению на примере любого политического строя. 4) По мнению авторов, современные тенденции развития лидерства - институциализация и профессионализация. В чем проявляются эти тенденции? Текст Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных (« реальных») и великих (как великих « героев» так и великих « злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены. Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению. Одна из « классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т. п. ) — их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят прежде всего от характера политического строя. Очевидно, что они будут коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица. В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве. Эти тенденции — институциализация и профессионализация лидерства.
1) Назовите две любые функции политических лидеров - интеграция общества, объединение народных масс (интегративная функция); нахождение и принятие оптимальных политических решений (управленческая функция); защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе (защитная функция);
2) Авторы приводят классификацию деления всех лидеров на обычных ("реальных") и великих (как великих "героев", так и великих "злодеев"). Приведите два примера великих лидеров ("героев" и "злодеев") и поясните, в чем заключалась их роль в истории. Почему, по мнению авторов на современном этапе затруднено появление "великих" лидеров?
- Дж. Вашингтон (объединил народ, прекратил междуусобную войну в США), Петр I (усилил Российское государство, создал флот, повысил авторитет России на Западе).
- А. Гитлер (развязал II мировую войну, основатель фашизма), Наполеон (захватчик Европы)
В настоящее время все большее распространение получают демократические формы правления, которые не подразумевают собой появление диктатуры одного человека.
3) Авторы утверждают, что "социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят, прежде всего, от характера политического строя". Какие три типа политического строя имели в виду авторы? Дайте пояснение этому авторскому положению на примере любого политического строя.
Социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят прежде всего от характера политического строя. Очевидно, что они будут коренным образом расходиться, например, в:
теократическом государстве (церковная монархия),
тоталитарном (Фашисткая Германия во главе с А. Гитлером, например)
демократическом обществах.
Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица.
4) По мнению авторов, современные тенденции развития лидерства - институциализация и профессионализация. В чем проявляются эти тенденции?
В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве.
Какими приветствиями встречают гостя по обычаям народа Чувашии?
Как провожают гостя по обычаям народа Чувашии ?
Жилище ханты жилище и манси кавказких народов
строительный материал
порог
Мужская половина
женская половина
священое и почётное место
Как приветствовали -
Приветствия в гостях. По чувашским традициям, приглашение в гости принято было повторять два раза. Если на пути встречали направляющихся в гости, то их приветствовали так: «Хăна çулĕ такăр пултăр! (Пусть дорога в гости будет ровной)», или «Çепĕççĕн калаçса ăшшăн юрламалла пултăр! (Ласково поговорить да с душой попеть пусть будет)», или «Ыр кăмăлпа кайса ыр кăмăлпа килĕр! (С добрым кăмăлом пойти, с добрым кăмăлом вернуться)».
Как прощались -
В конце праздника уходящие благодарили хозяев: «Çитменнине çитерĕр, ытлашшине каçарăр! (Если чего не хватило — пусть добавится, а за лишнее — простите)» или «Хыпар пулсан — пирĕн пата çитĕр! (Как весточка будет — к нам спешите)».
Хозяева каждого гостя провожали до ворот и сами их открывали и закрывали.
Те слова, что у Вас в разброс, не поняла в них вопроса.
Традиции народов казахстана
Детям дают крошки хлеба, чтобы они были богатыми. Если ребёнок спит с приоткрытыми глазами, то суженая будет красивой. Обидчивую девушку удача обходит стороной. Если у ребёнка высокий лоб � быть ему умным. если женщина кидает камень в собаку, то счастье может отвернуться от неё. Казахи считают удачным днём среду и все дела начинают именно в этот день. Чешется ладонь � к деньгам Если в чашке с чаем плавают чаинки � быть гостям. Кто сердится на шутку, будет лысым. 10. Если ребёнок наступает на порог, то будет маленького роста.
Татарские Обычаи и традиции народов проживающих на территории России
Социологи провели подсчеты, и выяснили, что по всей России проживает около 100 различных народностей. Отличия у них есть только по численности и территориально, но и есть то, что их всех объединяет – традиции и обычаи. Чаще всего – это праздники, так как национальные отмечания рождаются в далекие времена, еще в древности. Прошло время и все вокруг изменилось – природа, люди, одежда, а праздники также продолжают существовать. Праздники бывают как общенациональные, так и семейные, а также бытовые и религиозные.
На довольно-таки большой части территории России проживают татары. Последняя перепись показывает, что они являются второй по численности народностью. Татарские народные праздники отличаются особым отношением человека к природе, к обычаям предков, к окружающим.
Татарские народные празднования.Большинство татарских праздников посвящаются наступлению весны и это все не просто так. Весна является временем ожидания и восстановления всего окружающего нас. А от того, как она пройдет, будет зависеть благополучие жизни и урожая.
Ямгыр яу.Дети ходят по домам ранней весной и выкрикивают хозяевам различные положительные пожелания, а также собирают угощения – масло, крупу, яйца. А из того, что насобирали дети со взрослыми варят кашу в большом котле. А когда каша готова, все подходят с тарелками и ложками и начинают пировать. Сытыми начинают играть. А обязательным в это время является обливание водой. Все жители создают дождь.
Боз карау.
Каждую весну все татары выходят на берега реки, неважно, старые, молодые, взрослые, и смотря на ледоход прощаются с зимой. А на проплывающих льдинах кладут солому и поджигают ее. Все эти обряды сопровождаются весельем, люди наряжаются, играет гармонь.
Сабантуй.
Сабантуй отмечается в многих городах России, его знают не только татары. Это празднование является очень красивым, добрым и мудрым. Праздник включает в себя игры и различные обряды. А главным всегда оставалась национальная борьба под названием «куреш», проходящая по суровым правилам. Чтобы одержать победу в этой нелегкой борьбе нужно обладать ловкостью и силой, а также определенной хитростью. Победителя награждают живым бараном, которого спортсмен обязан пронести на плечах кругом почета.
А проверить себя на ловкость и смелость возможно не только в куреш, также существует большое разнообразие национальных соревнований для сабантуя. А именно, бой с мешками, выжимание гири, скачки, игра «Разбей горшок». Также есть специальные конкурсы для девушек – нарезание лапши тоньше, принести больше воды.
Главной особенностью праздника является то, что в каждой гостевой юрте можно попробовать настоящий плов, балиш, чак-чак, домашний бешбармак.
Об обычаи и традиции народов проживающих на территории россии
Татары-это представители многочисленных наций нашей страны. Обычно они делятся на волго-уральских, сибирских, и крымских татар. Якуты-народ, проживающий в Сибири, на берегах рек Лены, Виюля. Алтайцы-представители коренного населения Алтая, немногочисленная народность, сохранившая свои традиции и обычаи. Для них свойственны, неприхотливрсть, умеренность и простота в обыденной жизни, стремление к сохранению родственных связей!
Опиши интересные традиции одного из народов твоего края
Традиции и обычаи казаков Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: 1. Уважительное отношение к старшим. 2. Безмерное почитание гостя. 3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).