Чем отличаются нормы права от других социальных норм
Чем отличаются нормы права от других социальных норм...
Тема в разделе "Право в системе социальных норм", создана пользователем Vpisla.
37954
Нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие:
1. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли. Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т. п. ), она всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.
2. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется прежде всего в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая.
Формальная определенность связана также со структурой нормы права – специфическим внутренним строением и ее предоставительно-обязывающим характером, т. е. сочетанием в себе предоставления и одновременно ограничения внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.
3. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой госудрства.
1. Каково главное назначение социальной нормы? 2. Почему в обществе действует множество социальных норм? Какие социальные нормы носят общеобязательный характер? 3. Для чего каждому человеку нужны права? 4. В каких документах закреплены основные права че- ловека? 5. Как государство обязано относиться к правам человека? 6. Как человек обязан относиться к правам другого че- ловека? 7. Каковы главные обязанности гражданина РФ? 8. Чем юридические законы отличаются от других норм? 9. Почему закон — это самый надёжный способ ут- верждения справедливости в обществе? 10. Как юристы объясняют смысл свободы? 11. Почему свобода не может быть безграничной? 12. Почему в нашей Конституции защита Отечества на- звана и долгом, и обязанностью гражданина? Чем объяс- няется необходимость армии в наши дни? 13. Почему воспитание характера является необходи- мым условием подготовки к военной службе? 14. Какова взаимосвязь между дисциплиной и законом? 15. В чём состоит преимущество внутренней дисципли- ны перед внешней? 16. Почему противоправное поведение запрещено зако- ном? 17. Почему все нарушения разделяют на разные группы? 18. Почему наказания всегда необходимо соизмерять с нарушениями? 19. Какую цель ставит государство, наказывая несовер- шеннолетних нарушителей? 20. Используя схему «Правоохранительные органы РФ», объясните основную задачу каждого из этих органов. В чём их общая цель? 21. С какой целью в составе Полиции общественной безопасности создано подразделение по делам несовершен- нолетних?
1. Социальные нормы призваны регулировать поведение людей в обществе.
2. Различные нормы оказывают различное влияние на поступки человека. Нормы морали вызывают осуждение со стороны окружающих по отношению к тому, кто их не соблюдает. Есть еще традиции и обычаи, но общеобязательными для всех являются нормы права, они законодательно закреплены и защищаются государством мерами принуждения.
3. Каждый человек, независимо от того гражданином какой страны он является, обладает правами, еще с рождения. Права нужны, чтобы не было посягательств на них других сторон и ущемления. Это свобода - пределы дозволенности, что человек может делать в рамках закона.
4. Конституция, Международные акты: декларации ООН о правах человека, Конвенции и т. д.
5. Права человека - высшая ценность для государства.
6. Уважать права не только свои, но и других людей (не нарушить их).
7. Соблюдение законности и правопорядка, уплата налогов и т. д.
8. Они юридически закреплены на региональном, федеральном уровне. С ними могут ознакомиться все желающие и кроме того, они напечатаны в официальных источниках, таких как Российская Газета, Собрание законодательства РФ, Консультант+ и т. д.
9. Потому что все граждане равны перед законом и его незнание не освобождает от ответственности.
10. Свобода - наиболее часто упоминаемое слово в нашей Конституции, она охраняется и предоставляется государством. Это границы дозволенного.
11. Если бы свобода была безгранична, то рано или поздно люди бы стали нарушать границы свободы друг друга, делая то, что им хочется и нравится.
12. Потому чтобы в случае необходимости Российская Федерация могла дать отпор. Не зря же наш Президент является Главнокомандующим в случае военных действий.
13. Бесхарактерный человек будет неспособен принимать решения самостоятельно в сложных ситуациях, тем более в военное время, когда под угрозой будет его жизнь. Он будет только обузой армии.
14. Закон вносит в общество, утверждает своего рода дисциплину, которые обязаны соблюдать все граждане.
15. При внутренней дисциплине человек сам себя дисциплинирует, не нуждается в этом со стороны, он знает, что так - правильно, так нужно. При внешней дисциплине человек сам себя не контролирует, он нуждается в воздействии со стороны. Как только этого воздействия не происходит, то он теряет эту дисциплину и организованность.
16. Потому что оно нарушает порядки общества и государства. Вносит беспорядок в общественные отношения между людьми, органами гос. власти и наносит всевозможный вред.
17. К разным нарушениям необходимы разные наказания: к дисциплинарным - одни, к уголовным - другие.
18. Если наказание будет несоразмерно нарушению, то это будет несправедливо. А несправедливость сама по себе нарушает статью Конституции.
19. Перевоспитание, предупреждение. Государство наказывает н/л, совершивших проступок впервые не так строго, как тех, кто совершает рецидив, надеясь, что он исправится.
21. К н/л нужен особый подход. К ним неприменимы те методы и средства, которые могут использоваться в отношении матерых преступников. Детская психика очень подвижна и из-за этого нужно подобрать правильный подход. У н/л вся жизнь еще впереди и он может еще исправиться и больше не совершать правонарушений.
1-почему правовые нормы составляют основу норм социальных?
2-почему отрасль уголовного права является наиболее значимой среди других?
3-почему правоохранительные органы-это основа судебной власти?
4-почему конституция занимает особое место среди других законов?
Уголовный закон Российской Федерации представляет собой принятый в установленном порядке кодифицированный нормативно-правовой акт, определяющий общие принципы и основания уголовной ответственности, виды преступлений и те наказания, которые применяются к лицам, совершившим преступление. Уголовный закон, являясь формой выражения государственного суверенитета, имеет обязательную силу на всей территории России и подлежит обязательному соблюдению органами государственной власти, должностными лицами и всеми гражданами, находящимися на се территории. Являясь важным средством в борьбе с преступностью, уголовный закон однозначно определяет деяния, которые признаются преступлениями, и наказания, а также иные меры воздействия уголовно-правового характера, применяемые к виновным лицам за их совершение. Причем наказание в уголовном порядке может следовать за те деяния, которые предусмотрены УК РФ. Чем больше общественная опасность совершенного преступления, тем строже устанавливаются меры наказания за его совершение. И наоборот, если деяние является малозначительным по степени и характеру общественной опасности, то закон дает возможность ограничиваться мерами воспитательного воздействия, а в отдельных случаях и полностью освобождать от уголовной ответственности или наказания. Представляя собой правовое воздействие на лиц за совершенное ими преступление, уголовный закон выполняет и воспитательную роль, которая проявляется не только в самом факте объявления определенных деяний вредными для общества и наказуемыми, но и в его применении; наказание, восстанавливая социальную справедливость, предупреждает совершение новых преступлений. Уголовное законодательство в Российской Федерации является кодифицированным и представляет собой УК РФ. УК РФ основывается на положениях Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Он является основным и исключительным нормативным актом, определяющим, какие деяния являются преступлениями, и устанавливает за них виды и размеры наказания. Уголовный закон имеет ряд признаков, серьезно отличающих его от других нормативно-правовых актов: уголовное законодательство осуществляет правоохранительную функцию, защищая установленные Конституцией РФ, другими отраслями права социальные ценности и общественные правоотношения; УК РФ является единственным и исключительным источником уголовного права, устанавливающим уголовную ответственность и определяющим, какие деяния признаются преступлениями; уголовное законодательство применяется исключительно уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами к лицам, виновным в совершении преступления; применение уголовного законодательства строго регламентировано отдельной отраслью права — уголовным процессом. Причем любое отступление от норм уголовно-процессуального права влечет за собой признание недействительным применение уголовно-правовых норм; уголовный закон содержит наиболее жесткие санкции за нарушения предписаний, чем какая-либо другая отрасль права; уголовное законодательство не допускает применение норм уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 УК РФ). УК РФ состоит из общей и особенной частей, каждая из которых выполняет свою, только ей присущую функцию. В то же время уголовно-правовые нормы обшей и особенной частей взаимосвязаны и их применение взаимообусловлено.
1)Какая из ветвей государственной власти в демократическом обществе избирается всенародно?
1. Конституционная
2. Законодательная
3. Судебная
4. Исполнительная
2)Что является отличительной особенностью нормы права от других социальных норм?
1. Определяет понятия добра и зла
2. Имеет общеобязательный характер
3. Обеспечивается силой государства
4. Обеспечивается силой общественного мнения
5. Официально закреплена в документах
1 - 2)
2 - 235
...1)Какая из ветвей государственной власти в демократическом обществе избирается всенародно? - 2. Законодательная.
2) Что является отличительной особенностью нормы права от других социальных норм? - 2. Имеет общеобязательный характер, 3. Обеспечивается силой государства, 5. Официально закреплена в документах.
Само понятие «нравственность» происходит от слова «нрав», что значит «душевно-волевые качества человека». Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений.
Человек существует в обществе, т. е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.
Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.
В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.
В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т. д. ), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.
(Адаптировано по Б. Свешникову. )
1. Что, по мнению автора, входит в сферу нравственной культуры личности? Поясните связь любых двух элементов нравственной культуры личности.
2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
3. Какое отличие морали от других видов социальных норм отметил автор? Проиллюстрируйте это отличие двумя примерами.
4. Как вы понимаете фразу: «Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений»? Используя содержание текста, дайте два объяснения.
5. Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) мнение автора о том, что мораль проявляется в отдельных личностях.
6. На уроке школьники обсуждали проблему свободы человека. Они пришли к выводу о том, что мораль и другие социальные нормы делают человека более свободным, чем отсутствие каких-либо норм. Объясните вывод школьников. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
1) В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т. д. ), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.
2) 1. Нравственность: душевно-волевые качества человека.2. Человек взаимодействует с людьми, регламентируется.
3. Люди индивидуальны, и каждый имеет свободу выбора.
4. Мораль, не зависимо от окружения, остается внутри отдельной личности.
5. Нравственность заключает в себя чувства, сознания, привычки и поступки.
Задание 5
Что отличает науку от других областей духовной культуры?
1) воспитательное воздействие на личность
2) теоретическое объяснение явлений природы и общества
3) использование художественных образов
4) обращение к сверхъестественным силам
Ответ:
2
Задание 5
Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?
1) среднее профессиональное
2) высшее профессиональное
3) основное общее
4) среднее общее
Ответ:
3
Задание 5
Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?
1) мировоззрение
2) искусство
3) наука
4) мораль
Ответ:
4
Задание 5
К гуманитарным наукам относится
1) история
2) биология
3) физика
4) математика
Ответ:
5
Задание 5
Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?
1) хозяйственную
2) религиозную
3) семейную
4) политическую
Ответ:
6
Задание 5
Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере
1) науки
2) искусства
3) религии
4) познания
Ответ:
7
Задание 5
Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», — выражает требование
1) морали
2) науки
3) искусства
4) права
Ответ:
8
Задание 5
К духовной сфере общества относятся отношения между
1) режиссером кинофильма и актерами
2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра
3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала
4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт
Ответ:
9
Задание 5
Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.
1) элитарная
2) народная
3) доминирующая
4) массовая
5)Науку отличает от искусства теоретические объяснение явлений природы и общества.
6)1
7) 4
8) 1
9)2
10)2
11)1
12)1
13)4
Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
(Р. Т. Мухаев)
Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?
Кратко:
высокая социальная позиция соответствует статусу.
от статуса ожидают поступков.
Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей.
За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
--
Раньше, действительно было так. Сейчас много эпатажных.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей.
--
звучит логично
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
--
необходимо так же учитывать национальный калорит, например богатые в Германии ведут себя скромнее наших.
Следующая Тема СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАЦИЯ
вопросы:
Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?
15. Как называется разделение общества на различные социальные группы?
16. Что из ниже перечисленного характерно исключительно для элитарной культуры?
а) выражение изысканных вкусов привилегированной части общества;
б) коммерческая направленность;
в) сложность и противоречивость;
г) общедоступность;
д) расчет на узкий круг знатоков;
е) анонимность.
17. Вставьте пропущенное слово:
Процесс_________________ представляет собой усвоение социальных ролей и культурных норм, начинающееся в младенчестве и кончающееся в старости
18. Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется ______________________.
19. Весь исторический путь человечества К. Маркс разделил на пять общественно- экономических формаций. Запишите их в последовательном порядке в виде «лестницы».
20. Выполните схему формы государственного правления.
22. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.
«_________ проблемы, затрагивающие интересы всего человечества, особенно ярко проявились во второй половине XX в. в условиях научно-технической революции и возрастания угрозы ядерной катастрофы».
23. Установите соответствие между областями культуры и их признаками; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Признаки Область
культуры
1) исполнение обрядов А) мораль
2) убежденность в существовании Б) религия высшей силы
3) нацеленность на идеальные отношения между людьми
4) отсутствие специальных учреждений, утверждающих нормы и контро-лирующих их исполнение
5) представления, основывающиеся на вере
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
24. Найдите в приведенном ниже списке факты экономической жизни общества. Обведите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение научной конференции
2) изучение экономической теории в вузе
3) разработка статей государственного бюджета
4) участие в антивоенном митинге
5) использование новой технологии в производстве
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
26. Назовите пять признаков демократического государства.
27. Приведите три примера правоотношений, регулируемых нормами гражданского права.
15. Стратификация
16. авд
17. процесс социализации
18. оппозиционная
19.
20.
22. глобальные
23. 1б 2б 3а 4а 5б
24. 23
26. равенство перед законом
свобода слова
наличие оппозиционных партий
свобода выбора профессии
принцип разделения властей
Тест по теме «Социальные нормы»
1) Любая социальная норма:
1. Является обязательным правилом поведения
2. обеспечивается силой государства
3. регулирует общественные отношения
4. выражается в официальной форме
2) Эстетические нормы:
1. закрепляются в государственном законодательстве
2. обеспечиваются силой государственного принуждения
3. способствуют утверждению идеалов добра и справедливости
4. закрепляют представления о прекрасном и безобразном
3) Установленные в обществе правила, образцы поведения людей называются:
1. социальным статусом
2. социальной мобильностью
3. социальной нормой
4. общественным порядком
4) Какому виду норм соответствует следующая характеристика: Они
закрепляют представление о «добре и зле» в поведении людей?
1. обычаям и традициям
2. моральным нормам
3. правовым нормам
4. эстетическим нормам
5) Отклоняющееся поведение всегда нарушает:
1. правовые нормы
2. моральные нормы
3. социальные нормы
4. обычаи и традиции
6) Верны ли следующие суждения?
А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты
должного поведения
Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, договорах,
политических принципах и международных договорах
1. верно только А
2. верно только Б
3. верно и А, и Б
4. не верно А и Б
7) Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения:
1. не имеющий осознанных мотивов и продуманных целей
2. противоречащий принятым в обществе социальным нормам
3. несоответствующий социальному статусу человека
4. всегда приводящий к отрицательным последствиям8) Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде
формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:
1. всенародная слава
2. всеобщий почёт
3. награждение грамотой
4. доброжелательное отношение
9) Правовые нормы в отличие от других социальных норм
1. опираются на силу общественного мнения
2. обеспечиваются силой государственного принуждения
3. поддерживаются моральным сознанием
4. осваиваются в процессе социализации
10) Отклоняющееся (девиантное) поведение всегда:
1. наносит ущерб обществу
2. причиняет вред личности
3. нарушает нормы права
4. не соответствует социальным нормам
11) За добросовестный многолетний труд гражданин Т. Был награждён
орденом. К числу других формальных позитивных санкций относится:
1. вручение грамоты
2. комплименты
3. аплодисменты
4. слава
12) К социальным нормам относятся:
1. научные идеи
2. обычаи
3. экономические законы
4. технические нормы
13) Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху
представлениям о прекрасном, т. е.
1. традициям
2. этическим нормам
3. эстетическим нормам
4. правилам этикета
14) Мера отрицательного или положительного воздействия на человека - это:
1. социальная норма
2. социальная санкция
3. социальная роль
4. социальный статус
15) Автор романа получил государственную премию. Другим примером
формальных позитивных санкций является
1. всенародная слава
2. лестные отзывы читателей
3. вручение памятного подарка
4. всеобщее уважение
16) Примером негативного отклоняющегося поведения является:
1. повышенный интерес к результатам спортивных достижений
2. фанатическая преданность творчеству музыкальной группы
3. алкоголизм
4. чрезмерное увлечение гуманитарными предметами
17) Нравственные нормы:
1. возникли позднее правовых
2. фиксируются в нормативных актах
3. устанавливаются и поддерживаются государством
4. отражают представления о добре и зле
18) Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в
виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных
относятся:
1. вручение грамоты
2. лестный отзыв
3. вручение памятного подарка
4. всеобщее уважение
5. премирование
6. похвала
19) Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного
связаны с понятием «мораль». Найдите и укажите термин, относящийся к
категории другого понятия: социальная норма, право, добро и зло, что
такое хорошо и что такое плохо, духовность, санкции.
20) Как иными словами называют отклоняющееся поведение? Приведите
виды отклоняющегося поведения.
1-3
2-4
3-3
4-2
5-3
6-1
7-2
8-4
9-2
10-411-1
12-2
13-3
14-2
15-3
16-3
17-4
18-4, 5, 6
19- санкции
20-отклоняющееся поведение также называют девиантным. Примеры: героизм, певец в потомственной семье врачей, подросток сделал себе ирокез.