Сопоставьте формационный и локально-цивилизационный подходы к общественно-историческому развитию. Заполните таблицу.Линии сравнения
Формационный подход
Локально-цивилизационный подход
Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества
Направленность исторического развития
Трактовка понятия «прогресс»
Видение современного мира
Сопоставьте формационный и локально-цивилизационный подходы к общественно-историческому развитию. Заполните таблицу. Линии сравнения Формационный подход Локально-цивилизацион...
Тема в разделе "Духовный мир человека", создана пользователем Di88.
5257
Сопоставьте формационный и локально-цивилизационный подходы к общественно-историческому развитию. Заполните таблицу.
Ответ смотри в файле.
P.S. Прошу прощения там не цивилизованный, а цивилизационный конечно же:
Заполните таблицу.Линии сравнения Формационный подход Локальноцивлизационный
подход
Соотношение материальных
и духовных факторов
в развитии общества
Направленность исто-
рического развития
Трактовка понятия
"прогресс"
Видение современного
мира
1) Формационный подход - Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитиии общества.
Локально - цивилизованный подход - Ценностные установки, мировоззрение играют в развитиии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.
2) Формационный подход - Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития.
Локально - цивилизованный подход - Каждая цивилизация неповторима.
3) Фомационный подход - Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений.
Локально - цивилизованный подход - Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Приминительно к духовной сфере это понятие можно использовать очень ограничено.
4) Формационный подход - Объективные закономерности носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны.
Локально - цивилизованный подход - Человек - единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Познание человека через формы и продукты его деятельности - залог общественно - исторического развития.
ВЫВОД
Формационный подход позволяет
- Увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов
- Представить историю человечества как единый процесс
- Установить определенные закономерности историчесого развития общества
- Предложить определенную переодизацию всемирной истории и истории отдельных стран
Локально - цивилизованный подход позволяет
- Глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии
- Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения (ценности, национальные особенности, духовая жизнь, психология, менталитет, и д. р. )
- Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
1) человек в истории (формационного подхода) 2) человек в истории (цивилизационного подхода) 3) объект исследования. а)акцент делается на. . (про формационный подход) б) акцент делается на. .(про цивилизационный подход) 4) закончите фразы: а) Формационная теория начинает постижение общества "с низу",.. Б) Цивилизационная теория начинает постижение истории общества " с верху", т. е. ..(пожалуйста не замудренными фразами)
3 (а) В формационном подходе акцент делается на развитии экономики и принижении других сфер общества ( в частности духовной сферы).
(б) в цивилизационном подходе все сферы жизни находятся в равном положении, но акцент в этом подходе всё же в большей степени ставится на духовную сферу жизни общества.
4 (а) формационная теория начинает постижение общества " с низу", т. е. все реформы и любые изменения в жизни общества исходят от народа, от жителей определённой страны. Изменения достигаются любыми путями: мирным или насильственным ( революции и гражданские перевороты)
(б)Цивилизационная теория начинает постижение общества "с верху", т. е. все реформы или какие-либо изменения исходят по инициативе властей и управленцев в той или иной стране. Вышестоящее руководство прислушивается к мнению граждан, учитывает желание народа, узнаёт мнение обо всех планируемых реформах путём голосования или переписи.
В этой теме нельзя говорить простыми односложными фразами, потому что не всякий научный язык, а тем более язык обществознания, переводится на разговорный русский. Остальные ответы на вопросы я к сожалению не знаю.
Вопросы к зачету по курсу «Обществознание» 1 курс, 1 семестр
1. Понятие «общество» в широком и узком смыслах Функции общества.
2. Общество как динамическая саморазвивающаяся система.
3. Подсистемы общества (сферы общественной жизни). Характеристика деятельности людей и отношений между людьми в указанных сферах. Назовите учреждения (организации) принадлежащие к тем или иным сферам общества.
4. Что такое природа? Взаимосвязь общества и природы. Приведите примеры.
5. Общество и культура. Различие в этих понятиях.
6. Типология общества. Классификация типологий общества.
7. Традиционное (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Дайте сравнительную характеристику указанных обществ.
8. Формационный подход к изучению общества. Авторы данного подхода.
9. Цивилизационный подход к изучению общества. Авторы данного подхода.
10. Что такое глобализация? Причины глобализации. Направления глобализации. Последствия процесса глобализации (позитивные, негативные). Факторы единства современного человечества.
11. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения глобальных проблем. Группы глобальных проблем. Пути (направления) решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.
12. Подходы к решению вопроса о происхождении человека. Биологизаторский, социологизаторский подходы. Основные отличия человека от животного.
13. Социогенез Человек как биосоциальное существо.
14. Мораль как регулятор общественных отношений.
15. Наука, её роль в развитии общества.
16. Религия как форма общественного сознания. Мировые религии.
17. Образование как способ трансляции научного знания.
18.. Научно-технический прогресс, его последствия.
19. Познание. Виды познания. Основные философские направления в области познания.
20. Культура массовая и элитарная.
21. Духовная культура, её основные формы.
22. Образование как способ передачи культурного опыта общества.
Проблемы развития духовной культуры в современной России.
30. Искусство и духовная жизнь
1. Общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти и доминирующей культуре.
.
2. Т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
.
3. Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни).
Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:
динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).
комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).
самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).
интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).
самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).
.
4.
Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Она представляет собой систему растений и животных, существующую 4 млрд лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата. Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья. Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей.
сейчас еще допишу
Заполните таблицу. Линии сравнения Формационный подход Локальноцивлизационный подход Соотношение материальныхи духовных факторовв развитии обществаНаправленность исто-рического развитияТрактовка понятия"прогресс"Видение современногомира
1) Формационный подход - Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитиии общества.
Локально - цивилизованный подход - Ценностные установки, мировоззрение играют в развитиии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.
2) Формационный подход - Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития.
Локально - цивилизованный подход - Каждая цивилизация неповторима.
3) Фомационный подход - Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений.
Локально - цивилизованный подход - Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Приминительно к духовной сфере это понятие можно использовать очень ограничено.
4) Формационный подход - Объективные закономерности носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны.
Локально - цивилизованный подход - Человек - единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Познание человека через формы и продукты его деятельности - залог общественно - исторического развития.
ВЫВОД
Формационный подход позволяет
- Увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов
- Представить историю человечества как единый процесс
- Установить определенные закономерности историчесого развития общества
- Предложить определенную переодизацию всемирной истории и истории отдельных стран
Локально - цивилизованный подход позволяет
- Глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии
- Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения (ценности, национальные особенности, духовая жизнь, психология, менталитет, и д. р. )
- Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
Четкое определение! Формационный подход-этоцивилизационный подход-это
Формационный подход - это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств
Цивилизационный подход - это в основном феноменологический анализ истории, т. е. описание тех форм, в которых история стран и народов является взору исследователя.
Как вы считаете, какой подход в развитии изучения общества наиболее приемлем. (формационный и цивилизованый). Докажите основываясь на теорию.
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД.
Общественно-экономическая формация-это: тип общества, основанный на определенном способе производства.
Формационный подход к историческому процессу предполагает:
1) абсолютизацию законов истории;
2) учет решающей роли экономического базиса;
3) необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Формационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положения:
1) интерес к познанию классовой борьбы;
2) выявление форм эксплуатации;
3) исследование различных форм собственности.
Достоинство формационного подхода к изучению истории состоит в том, что он:
1) утверждает решающую роль материальных факторов развития общества;
2) связывает критерии прогресса с формами собственности;
3) рассматривает сложное взаимодействие базиса и надстройки.
Формационный подход общественного развития предусматривает:
1) интенсивное производство;
2)объективность законов общественного развития;
3) экономическое развитие.
Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути с разной скоростью.
В основу формационной теории развития общества положены критерии:
1 ) деления общества на классы;
2) развития производительных сил;
3) отношения собственности.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД.
Цивилизация-исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях.
Цивилиация:
1) определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер;
2) совокупность проявлений культуры;
3) система ценностей общества.
Цивилизация — это совокупность уникальных проявлений общественного порядка, отличающая одну историческую общность людей от других.
Цивилизация –устойчивое культурно-историческое образование, отличающееся общностью:
а) духовно-нравственных ценностей;
б) культурных традиций;
в) материально-производственной и социально-политической жизни;
г) образа жизни и типа личности.
Цивилизационный подход ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.
Цивилизационный подход к историческому процессу предполагает изучение и учет самобытности истории каждого региона.
Цивилизационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение изучение особенностей общественного сознания.
Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он исследует своеобразие и уникальность исторического развития.
Цивилизационный подход общественного развития предусматривает взаимовлияние культур различных народов:
все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути с разной скоростью. Историческое развитие происходит в разных формах и различными путями.
В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии: уровень развития культуры.
Цивилизационный подход акцентирует внимание на соииокультурных факторах, а формационный - на экономических.
Видение современного мира в формационном и локально-цивилизационном подходе исторического развития общества?
История общества развивается линейно. Общество проходит последовательно ступени развития, которые носят название формаций. Ни одна формация не вечна. По Марксу переход между формациями неизбежен тогда, когда внутри действующей формации исчерпаны возможности роста производственных сил. Когда они исчерпаны, возникает конфликт между производственными силами и производственными отношениями. Возникает необходимость изменения производственных отношений, что приводит к социальной революции. Выделяют пять формаций:
первобытнообщинная;
рабовладельческая;
феодальная;
капиталистическая;
коммунистическая. Цивилизация - это норма, имеющая значимость для субъекта в качестве общественного закона, традиции или норм. Сущность цивилизационного подхода в отрицании единого пути развити человеческого общества. Он утверждает, что можно говорить только об истории локальных общностей - этносов, причем эта история будет представлять собой ряд пиков и впадин. Характерной чертой является антиевропеизм, поскольку Европейская цивилизация была объявлена дряхлеющей. Центральным вопросом являлся вопрос о сущности импульса, приводящего к интенсивному развитию.
Напишите определения:
1. Что такое философский плюрализм?
2. Что такое предмет науки?
3. Что такое социальная статистика?
4. Что такое социальная динамика?
5. Что такое экзистенциализм?
6. Что такое деизм?
7. Что такое культурный тип?
8. Что такое цивилизационный подход?
9. Что такое формационный подход?
10. Что такое антропогенез?
Плюрали́зм-философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания, либо форм бытия
Предмет науки - та сторона этой реальности, которая выделяется и изучается данной конкретной наукой
СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА - отрасль (раздел) статистики, изучающая количественно-качественные характеристики массовых социальных явлений и процессов.
Социальная динамика - исследование способности общества реагировать на внутренние и внешние изменения и иметь дело с его механизмами регуляции.
Экзистенциализм — это гуманизм
Деи́зм — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм
/Тип культурный (архетип)/ - или по другим, в русскоязычной литературе менее употребительным обозначениям, внутренний, «врожденный», заложенный изначально, присущий изначально (англ. Intrinsinc, inherent,
inner, internal) - тип, сформированный согласно группировке предметов, введенной в материал самими создателями исследуемой культуры (в археологии - давними создателями исчезнувшей культуры прошлого), когда они упорядочивали и подчиняли своим нормам материал, сознательно или неосознанно, в своей привычной деятельности.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД (лат. civllis — гражданский, государственный) —
анализ общественного развития, когда история народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций.