Что такое долг и совесть?
26680
Долг-защищать свою страну, мать, детей своих.
Совесть-это уметь сострадать, не обижать маленьких, стариков, твоих друзей и близких.Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.
Долг и совесть — как часто эти понятия становятся нашими надсмотрщиками, замещая собой свободу. Человек иной раз делает что-то, совершенно не понимая смысла, просто потому, что так надо. Корни этого явления заложены в детстве.
Долг — то, что долго (и мучительно) вынуждает нас наступать на горло своей песне. Это его веское слово — «Надо».
В то же время мы забываем о важнейшем слове — «Нужно». Оно не имеет наглости и слепоты упрямого «Я так Хочу», но избегает и почти нищенства слов «Я Нуждаюсь». Не похоже оно и на повелительное и внешнее (откуда-то снаружи) «Надо». Слово «Нужно» — идеально для выражения настоящей внутренней потребности. Ведь по-настоящему нам нужно именно то, что актуально, что соответствует жизни. И если мы достаточно умеем отличать «Нужно» от «Надо», «Хочу» и «Нуждаюсь», то становимся более целостными.
Совесть — это способность совещаться. Не с родителями, вообще ни с кем, кто говорит нам, как Надо жить, а с собой настоящим. Только мы настоящие знаем, что Нужно.
Т. к. вопрос не точный, такой ответ:
Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.
Долг — это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле.
Совесть, Честь и Долг. Три растяжимых, непостижимых понятия. Конечно же в толковых словарях есть определения этим словам: «Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития». «ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье».«Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, обязательность, честность, ответственность, точность, единство слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души и чистая совесть, доблесть». «Долг — категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соответствии с требованиями совести. Выполнение некоторой задачи становится долгом, когда общепринятые нравственные требования в конкретных социальных условиях превращаются во внутренние требования нравственности, а сама задача — в личную задачу конкретного лица, группы лиц, народа. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют моральную деятельность личности: ответственность, самосознание, честь, совесть». Но все равно, для каждого эти слова имеют свое собственное, особое занчение. А что же такое Честь и Долг в моем понимании? Кто-то сразу на этот вопрос ответит так: «Долг – это когда денег занял, и надо вернуть». И в принципе, нельзя сказать что этот человек окажется не прав. Но долг, он не только денежный бывает. Долг, он в душе. Это не что-то материальное, это скорее духовное состояние человека. Чувство долга может быть к примеру перед Отечеством. Моя родина – это моя честь, моя гордость, мое достоинство. Я иду по центру моего города, и внутри меня чувство долга, гордости, патриотизма и счастья Заметим, что в объяснении слова долг присутствуют и оба други слова, интересующих нас: честь и совесть. Иными словами, долг – это совесть и честь. И это на самом деле так. Приведу очень простой пример: ученику, студенту, работнику фирмы, не важно кому, сказали выполнить дома какую-либо работу. И этот самый школьник, работник, студент эту-то самую работу дома не выполнил. Без всяких тому причин. Или действительно не смог выполнить ее по каким-то обстоятельством. Человеку потом будет совестно, стыдно. И его честь, его чувство собственного достоинства может и немного, и на совсем маленькое количество времени, но упадут. И человек чувствует, что он должен был выполнить эту работу. Чувство невыполненного долго на самом деле объединяет в себе и совесть и честь. Такие понятия как совесть, долг, любовь, они более общие, объединяющие в одно целое всех людей. А если все таки еще подумать? Ведь люди, они тоже: «отстаивают честь своего отечества». И все же честь не своя, а отечества объединяет их, этих людей. А личная честь, она для каждого своя. И если люди не являются каким-нибудь обществом (классом, городом, районом, школой, семьей), то они буду отстаивать каждый свою честь, и ровным счетом им нет никакого дела до чужой. А если же это общество, то народ отстаивает честь класса, города, района, семьи. Из этого выходит что честь тоже может быть главной, но все же это нечто более личное для каждого. И все эти три слова по своему главные. И все таки, что же это такое, Честь, Совесть и Долг? Что это в моем понимании? Вместе, это одно какое-то непонятное, необъяснимое, великое чувство, которое объединяет людей, делает их добрее, дружнее.Совесть, Честь и Долг. Три растяжимых, непостижимых понятия. Конечно же в толковых словарях есть определения этим словам: «Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития». «ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье».«Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, обязательность, честность, ответственность, точность, единство слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души и чистая совесть, доблесть». «Долг — категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соответствии с требованиями совести. Выполнение некоторой задачи становится долгом, когда общепринятые нравственные требования в конкретных социальных условиях превращаются во внутренние требования нравственности, а сама задача — в личную задачу конкретного лица, группы лиц, народа. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют моральную деятельность личности: ответственность, самосознание, честь, совесть». Но все равно, для каждого эти слова имеют свое собственное, особое занчение. А что же такое Честь и Долг в моем понимании? Кто-то сразу на этот вопрос ответит так: «Долг – это когда денег занял, и надо вернуть». И в принципе, нельзя сказать что этот человек окажется не прав. Но долг, он не только денежный бывает. Долг, он в душе. Это не что-то материальное, это скорее духовное состояние человека. Чувство долга может быть к примеру перед Отечеством. Моя родина – это моя честь, моя гордость, мое достоинство. Я иду по центру моего города, и внутри меня чувство долга, гордости, патриотизма и счастья Заметим, что в объяснении слова долг присутствуют и оба други слова, интересующих нас: честь и совесть. Иными словами, долг – это совесть и честь. И это на самом деле так. Приведу очень простой пример: ученику, студенту, работнику фирмы, не важно кому, сказали выполнить дома какую-либо работу. И этот самый школьник, работник, студент эту-то самую работу дома не выполнил. Без всяких тому причин. Или действительно не смог выполнить ее по каким-то обстоятельством. Человеку потом будет совестно, стыдно. И его честь, его чувство собственного достоинства может и немного, и на совсем маленькое количество времени, но упадут. И человек чувствует, что он должен был выполнить эту работу. Чувство невыполненного долго на самом деле объединяет в себе и совесть и честь. Такие понятия как совесть, долг, любовь, они более общие, объединяющие в одно целое всех людей. А если все таки еще подумать? Ведь люди, они тоже: «отстаивают честь своего отечества». И все же честь не своя, а отечества объединяет их, этих людей. А личная честь, она для каждого своя. И если люди не являются каким-нибудь обществом (классом, городом, районом, школой, семьей), то они буду отстаивать каждый свою честь, и ровным счетом им нет никакого дела до чужой. А если же это общество, то народ отстаивает честь класса, города, района, семьи. Из этого выходит что честь тоже может быть главной, но все же это нечто более личное для каждого. И все эти три слова по своему главные. И все таки, что же это такое, Честь, Совесть и Долг? Что это в моем понимании? Вместе, это одно какое-то непонятное, необъяснимое, великое чувство, которое объединяет людей, делает их добрее, дружнее. Это нечто особенно важное для всего человечества в целом, для каждого человека (отдельного мира), и для меня. ты мой должник
Долг человек отдаёт родине, когда в любую минуту готов её защитить. Совесть есть тогда, небоишься признать свои ошибки. А честь в наше время имеют немногие. Когда ты можешь помочь другим людям и не оставить их в беде к тебе прийдёт и честь, люди будут тебя уважать.
Человек в сложной жизной ситуации берет деньги в долг и обязуется их отдать. А что такое долг по сути своей-это же обязательства перед людьми. А ведь люди разные дают в долг и свои и чужие. Свои родные близкие могут долго ждать когда должник вернет деньги, а вот чужие не ждут. Чужие и не дают без росписки или залога, а это дело наказуемое, грозит лишением свободы. Должник начинает задумываться о своём долге, когда нет возможности вернуть его. Следом наступают обещания, переживания и тут просыпается совесть, но он уже весь в долгах и ничего с этим поделать не может. Совесть начинает его грызть с утра до ночи, а после и вовсе нарушения сна. , но это все перед близкими. А вот если чужим, то начинаются судебные тяжбы и та самая совесть опять просыпается, когда человек понимает, что сев в тюрьму он причиняет боль родным и подводит в некоторых моментах близких. Понимает что он не на что не способен, но у него есть время об этом подумать. А есть такие должники у которых уже и вовсе не осталось совести и они без угрызения берут и берут в долг, в надежде что все решится само по себе. А как же хорошо когда нет этих злосчастных долгов и совесть спокойна. Говорят долг платежом. ..(ошибки сами)
К примеру: Петя попросил у Вовы в долг большую сумму денег. а он не смог отказать ( денег у него столько конечно не было и он попросил у матери) на следующий день Вова говорить Пете " когда ты мне вернешь деньги?" а Петя пожимая плечами говорил "не знаю, отстань!" и в течении двух месяцев Петя так и не отдал Вове деньги, Дак тут сразу видно что человек врунишка и предатель и доверять ему нельзя и совести у него нет!
Мораль-особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправлеливости Совесть-внутренний моральный самоконтроль, придирчиво проверяющий, как мы выполняем свой моральнвй долг
Совесть - это внутреннее чувство, которое помогает нам различать хорошее и плохое. Часто в спорах о нравственности люди спрашивают: всегда ли надо поступать по совести? " Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Во-первых, не следует заведомо поступать дурно. Например, часто мы не видим ничего плохого в том, чтобы списать у соседа по парте контрольную работу. Иными словами, в такой ситуации мы просто оправдываем себя, поступая так как нам хочется, а просто не выносим настоящего морального осуждения. Мы должны быть уверены, что мы правильно формируем свою совесть и только в этом случае всегда следовать ей. Мы часто называем совесть "силой". Когда мы следуем своей совести, поступая хорошо и не поступая дурно, эта сила увеличивается. Когда мы чувствуем искушение поступить неправильно, совесть останавливает нас. Вот почему мы говорим, что совесть останавливает нас. Чем сильнее в нас совесть, тем больше чувство вины, если мы нарушим её запрет. Чувство вины- это знак психологического здоровья. Вина- это боль, которую ощущают наши душа и совесть, когда мы плохо поступаем. Мерило нашей совести зависит от нашего воспитания. На эту тему можно рассуждать бесконечно.
Как известно, мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости. Мораль нужна людям, прежде всего для того, чтобы научить, как нужно относиться к другим. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».
Я считаю, что все перечисленные составляющие (сознание, долг, совесть, честь, достоинство и право) неразрывно связаны с моралью.
Чувство долга проявляется в ответственности человека к своим обязанностям, к окружающим. Долг, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. Совесть – это глубокое осознание долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. Совесть есть у каждого человека, даже у тех, кто считается бессовестным. Бессовестные люди могут не мучиться из-за сделанного плохого поступка в настоящий момент, но в конечном итоге, рано или поздно они пожалеют о содеянном, поймут, что сделали плохо, так как совесть «точит» всех без исключения. Это «внутренний голос Бога».
ТЕМА 3. ДОЛГ И СОВЕСТЬ Понятие долга ввел в античную философию Сократ, причем не теоретически, а своим послушанием тому приговору, который ему вынес суд Афин. Хотя Сократ был не согласен с приговором суда, но он не мог его нарушить, будучи законопослушным гражданином; тем самым, он продемонстрировал своей смертью пример выполнения гражданского долга. Понятие долга в теоретическом плане появляется только у римских стоиков. Идея долга как основополагающего понятия нравственности имеет свои особенности на Востоке. Восточное осмысление долга связано с его максимальной конкретизацией. Например, в индуизме долг каждого человека состоит из трех обозримых и достижимых вещей: в соблюдении своей “дхармы” (наследственных обязанностей), в выполнении “артхи” (обязанности домохозяина и гражданина), а также в исполнении “камы” (обязанностей любви). Все эти обязанности достаточно конкретны и прозрачны, для их выполнения не надо прилагать каких-либо интеллектуальных усилий. Западное понимание долга, наоборот, максимально абстрактно носит философский характер. Это связано с тем, что к моменту появления этой идеи на Западе уже сложилась интеллектуальная философская традиция. Западная этика провозглашает лишь саму идею долга, которую сам человек должен наполнить конкретным содержанием. Только сам индивид, исходя из конкретной жизненной ситуации, может и должен решить, в чем конкретно заключается его долг. Так, римские стоики (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий) проповедовали идеал невозмутимости и покоя (атараксии). Это состояние достигалось путем разделения всех благ на внешние (которые не находятся во власти человека и по отношению к которым следует быть совершенно спокойным). А также внутренние (состояние души, которое находится целиком во власти человека и зависит от него). Все внешнее относится к безразличной с моральной точки зрения сфере адиафоры (adiafora). Адиафора – сфера нравственно безразличная, которая не находится во власти человека (к этой сфере стоики относят все явления внешнего мира – дом, богатство, друзья, родственники, даже само физическое тело человека). Стоики считали, что только внутренний мир человека имеет нравственное значение и определяет его состояние души (счастье). “Единственное благо – в нас самих, говорит Эпиктет, также как зло – в наших неразумных понятиях и преступных желаниях”. Следует подчиняться тому, что от тебя не зависит (внешний мир) и улучшать в себе то, что зависит от тебя (внутренний мир). В чем заключается долг человека в понимании стоиков? Во-первых, в познании необходимости и подчинении ей. Во-вторых, в развитии своей воли и формировании внутреннего мира. В-третьих, в достижении особого душевного состояния – внутренней свободы, невозмутимости и спокойствия. Наконец, долг состоит в том, чтобы “быть человеком” в любых ситуациях.
Основные заповеди стоицизма сводятся к следующему: