• Главная
  • Форум
    • Последние сообщения
  • Пользователи
  • Меню

В чем суть формационного и цевилизационого подхода в изучении истории? Можно пожалуйста красткий и понятный ответ для семинара....

Тема в разделе "Духовный мир человека", создана пользователем MagNET.

37457
  • пользователь MagNET

    MagNET профессор

    В чем суть формационного и цевилизационого подхода в изучении истории?
    Можно пожалуйста красткий и понятный ответ для семинара.
     
    MagNET, 05 апреля 2021
    #
  •  
  • пользователь Snegook

    Snegook стажер

    Формационный (или материалистический) подход предложили К. Маркс и Ф. Энгельс - немецкие экономисты, социологи, философы. По их мнения движущая сила истории (развития человечества) - борьба между классами (имущими и неимущими). Прогресс, согласно их теории, есть смена общественно-экономических формаций. (схемку формаций смотри во вложении). В общем, его общество полностью строиться и зависит от экономики (базис), которая строится на производственных силах (в т. ч. навыки человека), а надстройка это уже духовная и политическая сферы (смотри схему во вложении). Ну по формациям все самое главное изложил.
    Цивилизационный подход. Здесь 2 его вида
    1 вид: Теория локальных цивилизаций, различающихся по типу культуры и проходящих определенные этапы в своем развитии (зарождение, зрелость, надлом, упадок) Предложена Дж. Вико, Данилевским, Шпенглером, гумилевым. Прогресс тут понимается как выход на более высокий уровень развития культуры новых цивилизаций.
    2 вид: Теории мирового цивилизационного развития. Предложена У. Ростоу, Гелбрейтом, Беллом, Тоффлером. Здесь движущая сила истории - расширение горизонта знаний, позволяющих совершенствовать орудия труда, значит, овладевать новыми формами производственной деятельности. Здесь представлена идея противоречивости прогресса, и скептицизм неуклонного поступательного развития истории.
    Ну попытался кратко изложить.

     
    Snegook, 05 апреля 2021
    #
  •  
  • пользователь Snegook

    Snegook стажер

     
    Snegook, 05 апреля 2021
    #
  • пользователь bez-mozgoff

    bez-mozgoff почемучка

    1) человек в истории (формационного подхода) 2) человек в истории (цивилизационного подхода) 3) объект исследования. а)акцент делается на. . (про формационный подход) б) акцент делается на. .(про цивилизационный подход) 4) закончите фразы: а) Формационная теория начинает постижение общества "с низу",.. Б) Цивилизационная теория начинает постижение истории общества " с верху", т. е. ..

    (пожалуйста не замудренными фразами)

     
    bez-mozgoff, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь encanto

    encanto профессор

    3 (а) В формационном подходе акцент делается на развитии экономики и принижении других сфер общества ( в частности духовной сферы).

    (б) в цивилизационном подходе все сферы жизни находятся в равном положении, но акцент в этом подходе всё же в большей степени ставится на духовную сферу жизни общества.

    4 (а) формационная теория начинает постижение общества " с низу", т. е. все реформы и любые изменения в жизни общества исходят от народа, от жителей определённой страны. Изменения достигаются любыми путями: мирным или насильственным ( революции и гражданские перевороты)

    (б)Цивилизационная теория начинает постижение общества "с верху", т. е. все реформы или какие-либо изменения исходят по инициативе властей и управленцев в той или иной стране. Вышестоящее руководство прислушивается к мнению граждан, учитывает желание народа, узнаёт мнение обо всех планируемых реформах путём голосования или переписи.

    В этой теме нельзя говорить простыми односложными фразами, потому что не всякий научный язык, а тем более язык обществознания, переводится на разговорный русский. Остальные ответы на вопросы я к сожалению не знаю.

     
    encanto, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь IgorDream

    IgorDream гость

    Представители формационного и цивилизационного подхода к развитию общества. суть этих концепций и основные труды.
     
    IgorDream, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь Ben-

    Ben- новичок

    Локально-цивилизационный подход.
    Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества: Культурные сообщества отличаются друг от друга историей, языком, традициями, но больше всего религией. Материальные и духовные факторы равны.
    Направленность исторического развития: Цивилизационный путь: зарождение - достижение расцвета - склонность к упадку - исчезновение.
    Видение современного мира: Преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций, разрушающих целостность всемирно-исторического процесса. Преодоление замкнутости отдельных цивилизаций путём приобщения к единой вселенской религии.
    Трактовка понятия "прогресс": Прогресс - развитие духовной сферы, формирующие её общечеловеческие ценности.

     
    Ben-, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь piar1

    piar1 учащийся

    1) Каковы основные значения понятия «история»?
    2) В чем состоят трудности постижения прошлого?
    3) Что понимал под культурно-историческим типом Н. Данилевский?
    4) Как определяет цивилизацию А. Тойнби? Какие факторы, по его мнению, влияют на цивилизационное развитие?
    5) Почему подход к истории, разработанный А. Тойнби, Н. Данилевским, получил название «локально-цивилизационный»? В чем преимущества и недостатки этого подхода?
    6) Раскройте основные положения марксистского учения об общественно-экономических формациях.
    7) Каковы сильные и слабые стороны формационного подхода?
    8) Сравните стадиальный подход к истории Д. Белла, О. Тоффлера, У. Ростру. Что, на ваш взгляд, каждый из исследователей кладет в основу выделения основных фаз исторического развития?
    9) В чем состоят наиболее существенные различия двух направлений стадиального подхода к истории?
     
    piar1, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь Lymur

    Lymur хорошист

    1. Можно выделить два основных значения такого понятия, как «история.

    В первом случае, история – это наука о событиях прошлого, настоящего и будущего. Она описывает исторические события, важных персоналий и их открытия. История проделала долгий путь от фрагментарного знания к целостной науке. Во втором случае, история может пониматься, как обыденное знание в виде устного диалога двух и боле людей, рассказывающих друг другу свои «истории».

    2. Во-первых, жизнь человека коротка, поэтому приходится изучать опыт других. Опыт других содержит неточности, кроме того воспринять его не всегда возможно. Мировоззрения разных поколений разнятся. Разнится сама система взаимодействия между людьми. Одно и то же слово может значить для разных людей разное. Сам опыт, свой собственный, может иметь множество толкований, из которых выбирается только одно

    3. В своем фундаментальном труде «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» Н. Я. Данилевский изложил культурную модель культурно-исторических типов – автономных и духовно непроницаемых друг для друга организмов. Эта концепция была им выдвинута к качестве альтернативы отрицаемой мыслителем теории единого человечества как субъекта всемирно-исторического проссеца.

     
    Lymur, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь vladyrap

    vladyrap отличник

    1)Укажите общие черты и различия в трактовке мировой истории сторонниками учения о формациях и приверженцами теории постиндустриального общества. Составьте сравнительную таблицу. 2) В рамках формационного подхода используются понятия «способ производства», «базис», «надстройка». А с помощью каких понятий описывают исторический процесс сторонники локально-цивилизационного подхода?(3)Учитель предложил ученикам два задания: дать характеристику средневековой европейской цивилизации и указать основные черты феодальной общественно-экономической формации. В чем ответы учеников совпадут, а чем они будут различаться?
     
    vladyrap, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь motherspride

    motherspride хорошист

    2) используются такие понятния, как "стадиальный подход". "цивилизация", "локальный подход","локальная цивилизация"

     
    motherspride, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь gorgeous1982

    gorgeous1982 почемучка

    ДОКУМЕНТ
    Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

    Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса. .. В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли. .. Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

    Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

    Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

    1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
    2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
    3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
    4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

     
    gorgeous1982, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь Kovalsky

    Kovalsky хорошист

    Так я только ответил на три вопроса на последний не знаю.

    1)Глобализация снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. Самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации.

    2) Нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

    3) Я думаю что можно нравственные ценности, восприятие окружаещего мира и т. д. без этих подходов экономика страны развиваться не будет.

    Все!

     
    Kovalsky, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь Ksunya1

    Ksunya1 стажер

    ДОКУМЕНТ
    Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

    Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса. .. В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли. .. Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

    Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

    Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
    1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
    2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
    3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
    4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

     
    Ksunya1, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь Harms

    Harms профессор

    1)Автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли, в связи с глобализацией, ставшей ведущей тенденцией мирового развития. Самобытность этой русской научной школы, что она обладала отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

    2) По мнению Л. И. Абалкина, российская цивилизация отличается от Запада тем, что мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

    3) да, с автором можно согласиться.

     
    Harms, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь Johny23

    Johny23 ученик

    Почему подход к истории, разработанный А. Тойнби, Н. Данилевским, получил название "Локально- цивилизованный "? В чем преимущества и недостатки этого подхода? Помогите ответить
     
    Johny23, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь DancingQueen

    DancingQueen ученик

    Потому что этот подход рассматривает мир (и историю) как совокупность цивилизаций, расположенных локально и развивающихся более или менее индивидуально. Есть противоположная точка зрения, согласно которой мир -- это совокупность людей, которые в равной мере стремятся к воплощению универсальных ценностей: свободы, демократии и т. п. Например, Маркс считал, что история есть просто совокупность определенных стадий развития общества: первобытное общество, рабовладельческое общество и т. д. Тойнби и другие (Шпенглер, Хантингтон) считают, что пути цивилизаций -- различны, они не обязаны следовать каким-то "всеобщим" ценностям. Преимущества такого подхода, по-моему, перевешивают его недостатки. Цивилизационный подход рассматривает каждую цивилизацию индивидуально, а не как частный случай "цивилизации вообще"; этот подход находит присущие только этой цивилизации особенности и учитывает их при сравнительном анализе разных цивилизаций. Главное -- это то, что каждая цивилизация, подобно человеку, рождается, цветет и умирает, т. е. проходит какие-то стадии роста.

     
    DancingQueen, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь lizzy

    lizzy почемучка

    Чем отличается цивилизационный подход к изучению истории от информационного предложенного Карл Марксом?

     
    lizzy, 06 апреля 2021
    #
  • пользователь klubenek

    klubenek стажер

    В информационном подходе многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства.
    Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс

     
    klubenek, 06 апреля 2021
    #
    • Помощь
    • Главная
    • Условия и правила
    Forum software by XenForo™ © XenForo Ltd.